Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
- Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
- Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
- Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Оборудование: рабочие тетради, учебники, контрольные и проверочные работы, тесты по программе, по которой будут обучаться дети; портфолио педагога, портфолио учащихся 4 класса, бланки анкет, мультимедийный проектор, экран.
Присутствуют:
– родители будущих первоклассников;
– воспитатель детского сада;
– заместитель директора по учебно –
воспитательной работе.
ХОД СОБРАНИЯ
На экране появляются слова:
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать». И. Кант
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Народная мудрость
I. В начале собрания учитель представляется: Ф.И.О., образование, стаж работы, квалификационная категория, контактный телефон и др.
II. Учитель: Зачем мы сегодня собрались? (Ответы родителей)
– Чтобы подготовить как можно лучше детей к
школе и подготовиться самим.
Планируется учителем:
- Посещение учителем занятий, игр, прогулок в детском саду.
- Посещение семей, дети которых не посещают детский сад.
- Проведение ещё одного либо двух родительских собраний перед началом занятий в «Школе будущего первоклассника».
III. Учитель: Теперь давайте поговорим о:
– Что же должен знать, уметь ребёнок, идущий в
школу?
– Зачем он туда идёт? (Мотивация)
(Ответы родителей)
– Чтобы больше узнать об окружающем нас мире,
стать самостоятельными, развитыми, в дальнейшем
принести пользу себе, родным и близким, Родине.
– Как он должен быть подготовлен?
На экране появляется схема:
В ходе беседы обговариваются все четыре
аспекта.
Беседа продолжается в русле обсуждения программ
обучения, учебников, тетрадей. Родители
знакомятся с предложенными экземплярами на
выставке. Педагог сообщает адреса магазинов, в
том числе с интернет – магазинов, где можно
приобрести всё необходимое для обучения.
IV. Следующим этапом собрания является анкетирование родителей.
Анкета «Ваш ребёнок»
Родителям предлагается отметить один или несколько пунктов.
- Агрессивен.
- Тревожен и испытывает страхи.
- Застенчив.
- Рассеян.
- Плохо запоминает.
- Лжёт.
- Гипердинамичен (очень подвижен, суетлив).
Затем педагог анализирует результаты анкетирования, даёт рекомендации (см. приложение 1) каким образом можно преодолеть имеющиеся проблемы. Также вниманию родителей учитель предоставляет общие рекомендации:
– Чётко придерживайтесь режима дня;
– Строго разграничьте целенаправленную и
бесцельную подвижность;
– Организуйте целенаправленную активность
через игру, игра обязательно должна быть со
смыслом.
– Приобщайте ребёнка к организованным играм, в
которых он может расходовать избыточную энергию;
– Поощряйте ребенка за все виды деятельности,
требующие концентрации внимания;
– Ограничьте просмотр остросюжетных
телепередач;
– Ограничьте количество встреч с беспокойными и
шумными приятелями;
– Не принимайте у себя большое количество гостей
и не ходите с ребёнком в шумные компании;
– Хвалите ребёнка в каждом случае, если он этого
заслуживает, подчеркните его успехи. Это даёт
ребёнку уверенность в своих силах;
– Говорите с ребёнком сдержанно, спокойно, мягко;
– Учитесь сдерживать «бурлящие» эмоции и
постарайтесь не выплёскивать их;
– Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан
ваш ребёнок, в зародыше;
– Будьте последовательны в наказаниях и
поощрениях ребёнка. Если возникла необходимость
отчитать, «проработать» – делайте это не грубо, а
взволнованно и эмоционально.
– Наказывать гиперактивного ребёнка можно
только неподвижностью.
V. Воспитатель детского сада даёт советы, рекомендации для подготовки к школе.
VI. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе рассказывает о предстоящем периоде адаптации в первом классе.
VII. Учитель обращает внимание на то, что необходимо развивать у ребёнка:
- Внимание.
- Память.
- Моторику (мелкие мышцы рук).
- Речь (обогащать словарный запас).
- Умение ориентироваться на листе линованной и нелинованной бумаги.
- Умение считать до 10 и обратно.
- Умение определять состав чисел 2, 3, 4, 5.
- Умение решать простые задачи и отвечать на вопросы.
VIII. Учитель посоветовал приобрести всё необходимое к школе заранее, в том числе папку для портфолио ребёнка. При этом демонстрируются портфолио учащихся 4 класса, родители определяются с назначением данной папки.
IX. Завершающим этапом собрания является подведение итогов (обсуждение крылатых выражений, прозвучавших в начале собрания), родители задают вопросы, происходит обмен контактами.
Используемая литература:
- Критерии готовности к школе. http://bcetyt.ru
- Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы родителям http://www.lychik.ru
- Шульгина А. 10 заповедей для родителей первоклассников. // Здоровье женщины. – 2007.– № 10.