Пояснительная записка.
В мире нет места некрасивой математике.
Общеизвестны слова: “Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать изучение его увлекательным”. Но в самой “занимательной математике” столько серьезного, способного заинтересовать и увлечь учащегося, что она по своим возможностям в развитии математического мышления может поспорить со многими разделами классической школьной программы.
Данная дополнительная образовательная программа по математике для профильного лагеря направлена на решение задач внеклассной работы:
- повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
- способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечению некоторых из них в ряды “любителей” математики;
- организовать досуг учащихся в свободное от учебы, каникулярное время.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы обусловлена тем, в ней предусмотрена посильность нагрузки, нивелирование сложности предмета занимательным содержанием рассматриваемого материала, отличные от школьных уроков методы изложения его
В программе учтено то, что ребята занимаются в лагере после учебного триместра и что в отряде будут представлены дети разного школьного возраста.
Для устранения этих проблем в неё включен материал расширяющий представление об эстетических возможностях математики, сделан акцент на обучение учащихся искусству применять математические идей и методы решения практических и теоретических задач без громоздких вычислений, показаны приемы выхода из разного рода затруднительных положений, возникающих в повседневной жизни, и даже из тех, в которых использование математики поначалу кажется просто невозможным.
Цель и дополнительной образовательной программы направлено на:
- создание условий для развития личности ребёнка;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
Задачи дополнительной образовательной программы:
- расширить знания учащихся;
- научить учащихся решать нестандартные задачи;
- начать подготовку ребят к обучению в предпрофильном классе.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: Июнь 2010 г.
Режим занятий; – 10 занятий.
В результате изучения курса обучающийся должен:
- Знать: основные понятия двоичной системы счисления, этапы применения принципа Дирихле, методы решения логических задач.
- Понимать: способ построения топологических моделей.
- Владеть: культурой решения задач конкурса “Кенгуру”.
- Уметь переводить число из десятичной системы в двоичную и обратно.
- Создавать кроссворды, презентации, планировать проект.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Выставка математических моделей,
- Соревнования,
- Выпуск презентации.
Содержание программы:
- Решения занимательных задач, парадоксов, фокусов, раскрытия головоломок и софизмов. Занимательные факты из истории математики.
- Знакомство с разделом математики “Топология”. Изготовление модели листа Мебиуса и его разновидностей.
- Большая наука начинается с наблюдения, с попытки разрешить противоречие, с построения цепочки закономерностей, формирования стройной теории, подтвержденной опытом.
- Математика – часть мировой культуры.
- Различные системы счисления. Двоичная система счисления. Перевод чисел из десятичной системы в двоичную и обратно. Перевод стихотворения “Необыкновенная девочка”.
- Методы решения логических задач. Принцип Дирихле.
Решение задач с помощью принципа Дирихле.
Методы решения задач конкурса “Кенгуру”. Примеры решения задач
№ | Тема занятия | Практическая часть | Дата |
О математике – с улыбкой | Веселая викторина. Высказывания великих людей о математике |
||
Топологические опыты. Лист Мебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком |
Практическое занятие | ||
Двоичная система счисления. Перевод чисел из десятичной системы в двоичную и обратно. | Перевод стихотворения “Необыкновенная девочка” | ||
Различные системы счисления | Обзорно, при наличии времени | ||
Методы решения логических задач | Эстафета задач | ||
Принцип Дирихле. Решение задач | Маленькие хитрости большой математики | ||
Задачи и игры со спичками | Конкурс | ||
Создание кроссвордов, знакомство с
презентациями, проектами. Решение задач на взвешивание и переливание |
Работа в кабинете информатики | ||
Решение задач конкурса “Кенгуру”. Решение задач повышенной сложности | Подготовка к олимпиаде | ||
Олимпиада по математике |
Программой предусмотрено совмещение отдыха с трудовой деятельностью : подготовка учащимися демонстрационных моделей, раздаточного материала к урокам, презентаций по математике.
В конце лагерной смены предполагается проведение заключительной конференции, награждение победителей смены, выступление учащиеся с докладами и сообщениями, выпуск стенгазеты. С таким расчетом, что бы эту работу можно продолжать на занятиях математического кружка в течение всего учебного года.
Литература:
- Выпуски: Математический клуб “Кенгуру”.
- Депмон И.Я. “ Рассказы о решении задач”, Л. Детгиз. 1964 г.
- Задачи математических олимпиад.
- Задачи международного математического конкурса – “Кенгуру”.2009 г.
- Зубелевич Г.И. “Занятия математического кружка”. М., “Просвещение”, 1980 г.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. “Задачи на смекалку”.М. “Просвещение”, 1993 г.