"Ах, лето!" Программа летнего профильного лагеря по математике

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Пояснительная записка.

В мире нет места некрасивой математике.

Общеизвестны слова: “Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать изучение его увлекательным”. Но в самой “занимательной математике” столько серьезного, способного заинтересовать и увлечь учащегося, что она по своим возможностям в развитии математического мышления может поспорить со многими разделами классической школьной программы.

Данная дополнительная образовательная программа по математике для профильного лагеря направлена на решение задач внеклассной работы:

  • повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
  • способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечению некоторых из них в ряды “любителей” математики;
  • организовать досуг учащихся в свободное от учебы, каникулярное время.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы обусловлена тем, в ней предусмотрена посильность нагрузки, нивелирование сложности предмета занимательным содержанием рассматриваемого материала, отличные от школьных уроков методы изложения его

В программе учтено то, что ребята занимаются в лагере после учебного триместра и что в отряде будут представлены дети разного школьного возраста.

Для устранения этих проблем в неё включен материал расширяющий представление об эстетических возможностях математики, сделан акцент на обучение учащихся искусству применять математические идей и методы решения практических и теоретических задач без громоздких вычислений, показаны приемы выхода из разного рода затруднительных положений, возникающих в повседневной жизни, и даже из тех, в которых использование математики поначалу кажется просто невозможным.

Цель и дополнительной образовательной программы направлено на:

  • создание условий для развития личности ребёнка;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;

Задачи дополнительной образовательной программы:

  • расширить знания учащихся;
  • научить учащихся решать нестандартные задачи;
  • начать подготовку ребят к обучению в предпрофильном классе.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: Июнь 2010 г.

Режим занятий; – 10 занятий.

В результате изучения курса обучающийся должен:

  • Знать: основные понятия двоичной системы счисления, этапы применения принципа Дирихле, методы решения логических задач.
  • Понимать: способ построения топологических моделей.
  • Владеть: культурой решения задач конкурса “Кенгуру”.
  • Уметь переводить число из десятичной системы в двоичную и обратно.
  • Создавать кроссворды, презентации, планировать проект.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Выставка математических моделей,
  • Соревнования,
  • Выпуск презентации.

Содержание программы:

  • Решения занимательных задач, парадоксов, фокусов, раскрытия головоломок и софизмов. Занимательные факты из истории математики.
  • Знакомство с разделом математики “Топология”. Изготовление модели листа Мебиуса и его разновидностей.
  • Большая наука начинается с наблюдения, с попытки разрешить противоречие, с построения цепочки закономерностей, формирования стройной теории, подтвержденной опытом.
  • Математика – часть мировой культуры.
  • Различные системы счисления. Двоичная система счисления. Перевод чисел из десятичной системы в двоичную и обратно. Перевод стихотворения “Необыкновенная девочка”.
  • Методы решения логических задач. Принцип Дирихле.
    Решение задач с помощью принципа Дирихле.

Методы решения задач конкурса “Кенгуру”. Примеры решения задач

Тема занятия Практическая часть Дата
О математике – с улыбкой Веселая викторина.
Высказывания великих людей о математике
Топологические опыты.
Лист Мебиуса.
Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком
Практическое занятие
Двоичная система счисления. Перевод чисел из десятичной системы в двоичную и обратно. Перевод стихотворения “Необыкновенная девочка”
Различные системы счисления Обзорно, при наличии времени
Методы решения логических задач Эстафета задач
Принцип Дирихле. Решение задач Маленькие хитрости большой математики
Задачи и игры со спичками Конкурс
Создание кроссвордов, знакомство с презентациями, проектами.
Решение задач на взвешивание и переливание
Работа в кабинете информатики
Решение задач конкурса “Кенгуру”. Решение задач повышенной сложности Подготовка к олимпиаде
Олимпиада по математике

Программой предусмотрено совмещение отдыха с трудовой деятельностью : подготовка учащимися демонстрационных моделей, раздаточного материала к урокам, презентаций по математике.

В конце лагерной смены предполагается проведение заключительной конференции, награждение победителей смены, выступление учащиеся с докладами и сообщениями, выпуск стенгазеты. С таким расчетом, что бы эту работу можно продолжать на занятиях математического кружка в течение всего учебного года.

Приложение 1.

Приложение 2.

Литература:

  1. Выпуски: Математический клуб “Кенгуру”.
  2. Депмон И.Я. “ Рассказы о решении задач”, Л. Детгиз. 1964 г.
  3. Задачи математических олимпиад.
  4. Задачи международного математического конкурса – “Кенгуру”.2009 г.
  5. Зубелевич Г.И. “Занятия математического кружка”. М., “Просвещение”, 1980 г.
  6. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. “Задачи на смекалку”.М. “Просвещение”, 1993 г.