Цели:
- Совершенствовать навыки беглого, осознанного выразительного чтения, учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас.
- Развивать внимание.
- Воспитывать чувство прекрасного, посредством связи литературы и музыки, доброты, любви к природе, трудолюбия, терпения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звучит музыка (Приложение 2)
– Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые
коллеги! Мы приветствуем Вас в стенах нашего
класса.
Дети, у нас сегодня необычный урок, на котором
присутствует много гостей. Нам нужно показать
свои знания.
II. Психологический настрой
– Для этого нам всем нужно настроиться на хорошую работу. Посмотрите за окно, как нам тепло и приветливо улыбается ласковое апрельское солнышко, но оно не только улыбается, но ещё и дарит нам своё тепло. Давайте передадим частички нашего тепла и доброты друг другу. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и мысленно пожелайте успехов в сегодняшнем уроке. Нам всем стало чуточку теплее. С таким тёплым, радостным настроением начнём свой урок.
III. Подготовка к усвоению нового учебного материала
1. – Ребята вы слышите, что играет музыка. Вы
любите музыку? Это звучит классическая музыка.
Автор этого произведения Эдвард Григ.
– Кто это такой и почему именно с его музыки я
начала урок, ответим позже.
– Обратите внимание на слова, как вы их
понимаете?
«Наполним музыкой сердца, устроим праздники из
буден»
2. Речевая разминка
- Прочитать слова с чётким проговариванием (хором, по слайдам презентации (Приложение 1):
Коза – коса – коза
Вол – вёл – вол
Сыр – жир – сыр.
Кот – рот – вот
День – пень – тень
Лось – нос – вёз.
- Прочитать скороговорку с логическим ударением на каждое слово:
Дагни дарит Григу груши
– Кто такой Григ? (Композитор)
– Познакомимся с норвежским композитором
Эдвардом Григом.
3. Сообщение о Григе (опережающее задание)
– Сегодня на урок нам подготовила сообщение ___________________________
Страна в которой жил и писал свои произведения
Григ – величественная и суровая. Норвегия –
страна неприступных скал, густых лесов, узких
извилистых морских заливов.
Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене, в
семье консула. Талант Эдварда проявился рано, с
пяти лет начались занятия музыкой. Первой
учительницей Грига была его мать, прекрасная
пианистка. В 15 лет Григ стал студентом
Лейпцигской консерватории (высшего учебного
заведения). Через 4 года консерватория была
успешно закончена и Григ вернулся на родину. Григ
много работал, один за другим появляются
концерты, пьесы.
Последние годы жизни Григ провёл в местечке
Трольхоуген – «холм троллей»
Кто такой Григ мы знаем, а кто такая Дагни мы с
вами узнаем прочитав произведение автора,
фамилию которого вы сейчас расшифруете.
IV. Усвоение новых знаний
1. Знакомство с автором
– Итак, ребята, сегодня мы познакомимся с произведениями необычного автора, фамилию, имя и отчество которого вам предстоит расшифровать.
КОНС ВИЧ ТАН ПА ТИН УСТОВС ГЕОР КИЙ ГИЕ.
(Константин Георгиевич Паустовский) (портрет на доске)
– Ребята посмотрите на портрет.
– Какие его произведения вы можете назвать?
(«Растрёпанный воробей»; «Барсучий нос»; «Заячьи
лапы»; «Какие бывают дожди»; «Кот ворюга»; «Тёплы
хлеб»).
– Обратите внимание на выставку книг.
2. Сообщение о Паустовском (опережающее задание) _________________
– Расскажите, что знаете о жизни и творчестве К.Г. Паустовского (Родился в Москве (1892 – 1968) в семье железнодорожного служащего. Годы детства провёл на Украине, т.к. мать и отец расстались. Дед Паустовского любил рассказывать мальчику интересные истории, которыми была полна биография военного человека. Бабушка тоже была талантливой рассказчицей. Учился в 1 Киевской гимназии. А потом в Киевском университете на естественно-историческом факультете. Поступил в Московский государственный университет на юридический факультет, но не закончил. Много профессий сменил. Много путешествовал, писал. Его герои добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают, сердцем чувствуют природу. Он писал не только о природе, но и о замечательных людях.
3. Знакомство с произведением
– А познакомимся мы с произведением, название которого вы видите на доске. Надо расшифровать название, читая через две буквы.
(появляется название)
Корзина с еловыми шишками.
– Отталкиваясь от темы урока и просматривая слайды предположите, о чём это произведение (слайды и музыка).
Высказывания детей (Корзина с еловыми шишками)
4. Словарная работа (слова на доске)
– Но прежде чем мы прочитаем рассказ, давайте выясним смысл незнакомых слов.
1. Эдвард Григ – норвежский композитор
2. Город Берген – город в Норвегии
3. Дровосек – лесоруб; тот, кто занимается рубкой
леса
4. Рояль – музыкальный инструмент.
5. Портьеры – шторы
6. Талант – выдающиеся врождённые качества,
особые природные способности.
V. Первичная проверка понимания учащимися нового материала
1. Чтение I части
– Мы попадаем в удивительный мир, который поможет нам лучше понять происходящие в жизни события и задуматься о тех людях, которые находятся рядом с нами. (чтение I части цепочкой)
2. Анализ текста
– Так почему я начала урок с музыки Грига, а не
другого композитора? (Главный герой
произведения)
– Где Э.Григ проводил осень?
– Найди в рассказе описание этого леса;
прочитайте (стр. 254)
– С кем сравнивает Паустовский эхо и почему? (С
птицами)
– Как автор описывает осень?
– Кого Григ встретил в лесу? (Дочь лесника
собирает в корзину еловые шишки, возвращаемся к
скороговорке Дагни)
– Прочитайте диалог встречи Дагни и Грига.
– Как описывает Паустовский девочку? (Портрет
девочки: маленькая девочка с двумя косичками,
говорила в полголоса, зрачки у неё зеленоватые,
трудолюбивая, но не очень терпеливая)
– Почему Григу захотелось сделать именно этой
девочке подарок? (Она понравилась Григу: мала,
трудолюбива, доверчива, мила, а главное имеет
доброе сердце – умеет думать о других)
– Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки
ждёшь с нетерпением? (Подарки материальные
легче дарить. Григ задумал душевный подарок –
музыку, поэтому подарок обещал через 10 лет.)
– Когда Дагни получит подарок?
– Так сколько лет Дагни сейчас?
VI. Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложим назад.
VII. Чтение II части
1. Учащиеся читают по цепочке вслух
– со слова «рояль» (играет музыка) – до слов
«больше месяца»
2. Ответы на вопросы.
– Что было украшением дома Грига и почему? (Слайд
– изображение комнаты Грига) (Старый диван – до
10-ти гостей, рояль, жилище дровосека)
– На каком музыкальном инструменте играл
композитор? (Дети рассматривают на слайде
картины с изображением рояля)
– Сколько времени Григ писал музыку для Дагни? (Больше
месяца)
3. Работа в парах (карточки на стол через одну)
– Что такое олицетворение? (Олицетворение
это художественный приём когда не живые существа
наделены качествами живых)
– Что такое эпитет? (Эпитет это образное
художественное определение)
а) найди в тексте олицетворение (клавиши – убегая, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом, смолкали; пароходы приходили, дремали, посапывая; туман закутал; рояль мог петь)
б) эпитет (нежный ветер, маленькая струна, обиженная сёстрами, зелёными сияющими глазами)
– Чтобы интереснее звучал рассказ, писатель использовал художественные средства.
4. Работа с текстом
– Расскажите, как представлял Григ встречу с
Дагни?
– Почему Григ считал себя счастливым человеком?
VIII. Итог урока
– Ребята, с каким произведением мы
познакомились сегодня на уроке?
– О чём это произведение?
– Возвращаемся к эпиграфу
– Да, мы должны быть благодарны писателю К.Г.
Паустовскому зато, что он подарил нам такой
замечательный рассказ о великом норвежском
композиторе Э. Григе
Итак, мы сегодня познакомились с произведениями
двух мастеров. К. Паустовский словами Э. Григ
музыкой сумели выразить то, что чувствуют,
переживают люди; пробудить в нас чистые добрые
чувства. Искусство не даёт жизни сделаться серой,
скучной
– И после смерти композитора его музыка,
талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить
себя, свою душу сделали Грига вечным, живым.
Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о
них пишут книги.
– Чем же закончился рассказ мы узнаем на
следующем уроке.
IX. Домашнее задание
Страница 254-258, читать и пересказывать, рисунок – «Зимняя картина» из второй части
X. Выставление оценок
XI. Подарок гостям
– Итак, мы сегодня познакомились с произведением, в котором говорится, что Григ должен сделать подарок Дагни на 18 лет. И мы сегодня с ребятами подготовили небольшой подарок в память о нашем уроке для всех присутствующих: листочки с пожеланиями.