К.Г. Паустовский. "Корзина с еловыми шишками"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Совершенствовать навыки беглого, осознанного выразительного чтения, учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас.
  • Развивать внимание.
  • Воспитывать чувство прекрасного, посредством связи литературы и музыки, доброты, любви к природе, трудолюбия, терпения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит музыка (Приложение 2)

– Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые коллеги! Мы приветствуем Вас в стенах нашего класса.
Дети, у нас сегодня необычный урок, на котором присутствует много гостей. Нам нужно показать свои знания.

II. Психологический настрой

– Для этого нам всем нужно настроиться на хорошую работу. Посмотрите за окно, как нам тепло и приветливо улыбается ласковое апрельское солнышко, но оно не только улыбается, но ещё и дарит нам своё тепло. Давайте передадим частички нашего тепла и доброты друг другу. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и мысленно пожелайте успехов в сегодняшнем уроке. Нам всем стало чуточку теплее. С таким тёплым, радостным настроением начнём свой урок.

III. Подготовка к усвоению нового учебного материала

1. – Ребята вы слышите, что играет музыка. Вы любите музыку? Это звучит классическая музыка. Автор этого произведения Эдвард Григ.
– Кто это такой и почему именно с его музыки я начала урок, ответим позже.
– Обратите внимание на слова, как вы их понимаете?
«Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден»

2. Речевая разминка

  • Прочитать слова с чётким проговариванием (хором, по слайдам презентации (Приложение 1):

Коза – коса – коза
Вол – вёл – вол
Сыр – жир – сыр.
Кот – рот – вот
День – пень – тень
Лось – нос – вёз.

  • Прочитать скороговорку с логическим ударением на каждое слово:

  Дагни дарит Григу груши

– Кто такой Григ? (Композитор)
– Познакомимся с норвежским композитором Эдвардом Григом.

3. Сообщение о Григе (опережающее задание)

– Сегодня на урок нам подготовила сообщение ___________________________

Страна в которой жил и писал свои произведения Григ – величественная и суровая. Норвегия – страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов.
Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене, в семье консула. Талант Эдварда проявился рано, с пяти лет начались занятия музыкой. Первой учительницей Грига была его мать, прекрасная пианистка. В 15 лет Григ стал студентом Лейпцигской консерватории (высшего учебного заведения). Через 4 года консерватория была успешно закончена и Григ вернулся на родину. Григ много работал, один за другим появляются концерты, пьесы.
Последние годы жизни Григ провёл в местечке Трольхоуген – «холм троллей»
Кто такой Григ мы знаем, а кто такая Дагни мы с вами узнаем прочитав произведение автора, фамилию которого вы сейчас расшифруете.

IV. Усвоение новых знаний

1. Знакомство с автором

– Итак, ребята, сегодня мы познакомимся с произведениями необычного автора, фамилию, имя и отчество которого вам предстоит расшифровать.

КОНС     ВИЧ    ТАН   ПА   ТИН    УСТОВС     ГЕОР    КИЙ    ГИЕ.

(Константин Георгиевич Паустовский) (портрет на доске)

– Ребята посмотрите на портрет.
– Какие его произведения вы можете назвать? («Растрёпанный воробей»; «Барсучий нос»; «Заячьи лапы»; «Какие бывают дожди»; «Кот ворюга»; «Тёплы хлеб»).
– Обратите внимание на выставку книг.

2. Сообщение о Паустовском (опережающее задание) _________________

– Расскажите, что знаете о жизни и творчестве К.Г. Паустовского (Родился в Москве (1892 – 1968) в семье железнодорожного служащего. Годы детства провёл на Украине, т.к. мать и отец расстались. Дед Паустовского любил рассказывать мальчику интересные истории, которыми была полна биография военного человека. Бабушка тоже была талантливой рассказчицей. Учился в 1 Киевской гимназии. А потом в Киевском университете на естественно-историческом факультете. Поступил в Московский государственный университет на юридический факультет, но не закончил. Много профессий сменил. Много путешествовал, писал. Его герои добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают, сердцем чувствуют природу. Он писал не только о природе, но и о замечательных людях.

3. Знакомство с произведением

– А познакомимся мы с произведением, название которого вы видите на доске. Надо расшифровать название, читая через две буквы.

(появляется название)

Корзина с еловыми шишками.

Отталкиваясь от темы урока и просматривая слайды предположите, о чём это произведение (слайды и музыка).

Высказывания детей (Корзина с еловыми шишками)

4. Словарная работа (слова на доске)

– Но прежде чем мы прочитаем рассказ, давайте выясним смысл незнакомых слов.

1. Эдвард Григ – норвежский композитор
2. Город Берген – город в Норвегии
3. Дровосек – лесоруб; тот, кто занимается рубкой леса
4. Рояль – музыкальный инструмент.
5. Портьеры – шторы
6. Талант – выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.

V. Первичная проверка понимания учащимися нового материала

1. Чтение I части

– Мы попадаем в удивительный мир, который поможет нам лучше понять происходящие в жизни события и задуматься о тех людях, которые находятся рядом с нами. (чтение I части цепочкой)

2. Анализ текста

– Так почему я начала урок с музыки Грига, а не другого композитора? (Главный герой произведения)
– Где Э.Григ проводил осень?
– Найди в рассказе описание этого леса; прочитайте (стр. 254)
– С кем сравнивает Паустовский эхо и почему? (С птицами)
– Как автор описывает осень?
– Кого Григ встретил в лесу? (Дочь лесника собирает в корзину еловые шишки, возвращаемся к скороговорке Дагни)
– Прочитайте диалог встречи Дагни и Грига.
– Как описывает Паустовский девочку? (Портрет девочки: маленькая девочка с двумя косичками, говорила в полголоса, зрачки у неё зеленоватые, трудолюбивая, но не очень терпеливая)
– Почему Григу захотелось сделать именно этой девочке подарок? (Она понравилась Григу: мала, трудолюбива, доверчива, мила, а главное имеет доброе сердце – умеет думать о других)
– Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки ждёшь с нетерпением?  (Подарки материальные легче дарить. Григ задумал душевный подарок – музыку, поэтому подарок обещал через 10 лет.)
– Когда Дагни получит подарок?
– Так сколько лет Дагни сейчас?

VI. Физминутка

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложим назад.

VII. Чтение II части

1. Учащиеся читают по цепочке вслух
– со слова «рояль» (играет музыка) – до слов «больше месяца»

2. Ответы на вопросы.

– Что было украшением дома Грига и почему? (Слайд – изображение комнаты Грига) (Старый диван – до 10-ти гостей, рояль, жилище дровосека)
– На каком музыкальном инструменте играл композитор? (Дети рассматривают на слайде картины с изображением рояля)
– Сколько времени Григ писал музыку для Дагни? (Больше месяца)

3. Работа в парах (карточки на стол через одну)

– Что такое олицетворение? (Олицетворение это художественный приём когда не живые существа наделены качествами живых)
– Что такое эпитет? (Эпитет это образное художественное определение)

а) найди в тексте олицетворение (клавиши – убегая, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом, смолкали; пароходы приходили, дремали, посапывая; туман закутал; рояль мог петь)

б) эпитет (нежный ветер, маленькая струна, обиженная сёстрами, зелёными сияющими глазами)

– Чтобы интереснее звучал рассказ, писатель использовал художественные средства.

4. Работа с текстом

– Расскажите, как представлял Григ встречу с Дагни?
– Почему Григ считал себя счастливым человеком?

VIII. Итог урока

– Ребята, с каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
– О чём это произведение?
– Возвращаемся к эпиграфу

– Да, мы должны быть благодарны писателю К.Г. Паустовскому зато, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Э. Григе
Итак, мы сегодня познакомились с произведениями двух мастеров. К. Паустовский словами Э. Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают люди; пробудить в нас чистые добрые чувства. Искусство не даёт жизни сделаться серой, скучной

– И после смерти композитора его музыка, талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить себя, свою душу сделали Грига вечным, живым. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них пишут книги.
– Чем же закончился рассказ мы узнаем на следующем уроке.

IX. Домашнее задание

Страница 254-258, читать и пересказывать, рисунок – «Зимняя картина» из второй части

X. Выставление оценок

XI. Подарок гостям

Итак, мы сегодня познакомились с произведением, в котором говорится, что Григ должен сделать подарок Дагни на 18 лет. И мы сегодня с ребятами подготовили небольшой подарок в память о нашем уроке для всех присутствующих: листочки с пожеланиями.