Цели.
1. Понятие о местоимении как части речи, о роли
местоимений в речи.
2. Знания о личных местоимениях.
3. Умение заменять существительные
местоимениями, определять значение лица
местоимений.
4. Умение пользоваться коммуникативными нормами
в общении.
5. Развитие внимания, речи, мышления .
ХОД УРОКА
1. Организующий момент
Запись даты в тетрадь.
2. Актуализация опорных знаний
Согласование темы и цели урока Формулировка ответа на вопрос «ЧТО ТАКОЕ ЧАСТЬ РЕЧИ?»
– В грамматике говорят, что есть части речи. А
что это такое? (Это очень просто. Речь состоит
из слов. Сообщения, вопросы, просьбы строятся из
слов. Значит, каждое слово и есть часть речи.)
– Слов в языке очень-очень много, несколько сот
тысяч.
А вот частей речи всего-то чуть больше десятка.
И ещё: слова в русском и английском или немецком
языках совсем разные, а вот части речи в них одни
и те же.
– Что же такое тогда часть речи?
– А вы вообще знаете, что такое часть ЧЕГО-ТО?
– Что такое, например, часть слова?
– Просто какой-то его кусочек? (Нет. Часть слова
– это, например, корень, или суффикс, или
окончание.)
– Правильно, это такой кусочек слова, который выполняет
в нём какую-то определённую работу.
(Это, наверное, слова, которые выполняют в ней
одинаковую работу.)
– А какую работу выполняют слова в речи?
Ещё в 1 классе ты узнал, что слова называют
предметы, признаки или действия.
Слова, обозначающие предметы = существительные,
с помощью значений рода и числа легко
присоединяют к себе глаголы;
значений числа, падежа и рода присоединяют
к себе прилагательные;
а с помощью значения падежа сами
присоединяются к другим словам.
Слова, обозначающие признаки предметов =
прилагательные, с помощью значений рода,
числа и падежа присоединяются к существительным.
Больше ни к каким другим словам они
присоединяться не могут.
Слова, обозначающие действия (процессы) = глаголы, с помощью значений числа и лица (или числа и рода) обычно присоединяются к существительным.
Выяснили, какую работу выполняет слово в
речи.
– Зачем мы это выясняли?
– На какой вопрос искали ответ? (Что такое
часть речи?)
– Какие части речи вы знаете?
Работа со схемой.
– Зачем здесь столько вопросов?
(Нет уверенности, что мы узнали о частях речи
всё, что можно о них узнать.
Мы знаем, что среди частей речи есть имена и
глаголы.
А может, есть и такие части речи, которые не
относятся ни к тем, ни к другим? Это нужно
проверить.)
3. Работа над новым материалом
– Вы познакомились с частями речи – именем
существительным, именем прилагательным и
глаголом.
– Знаете ли вы все части речи?
– На какой вопрос нужно ответить? (Какие ещё
части речи есть в русском языке)
– Существительные, прилагательные, глаголы
называют предметы, признаки, действия, то есть
являются словами-названиями.
Но в русском языке, кроме слов-названий, есть и
указательные слова, которые не называют,
например, предмет, а указывают на него.
Запишите 3 пары высказываний.
В каждой из этих пар высказываний есть
указательное слово.
Найдите его.
1) Брусника – вечнозелёное растение. Она покрыта мелкими блестящими листьями.
– Какое указательное слово есть в первой паре
высказываний?
– Почему вы считаете, что это указательное слово?
– На что оно указывает?
2) Листья у брусники жёсткие. Такие листья не боятся зимней стужи и летней жары.
– Какое указательное слово есть во второй паре
высказываний?
– Понятно ли, о каком признаке листьев брусники
идёт речь во втором высказывании?
– Какое слово помогло вам понять это?
– Так на что указывает слово ТАКИЕ?
3) Листья брусники живут три или четыре года. Столько же лет продержится на растении и новая листва.
– Какое указательное слово есть в третьей паре
высказываний?
– Вы поняли, сколько лет проживёт новая листва
брусники?
– Благодаря какому слову?
– На что оно указывает?
– На что же могут указывать
указательные слова? (Указательные слова могут
указывать на предметы, признаки предметов и их
количество.)
– Вместо какой части речи употреблено каждое из
этих указательных слов?
– Попробуйте объяснить, почему в грамматике
указательные слова называются местоименными
словами, или местоимениями. (В русском
языке местоименные слова употребляются вместо
имён существительных, имён прилагательных.)
– Указательные слова бывают разные.
Со всеми вы познакомитесь в старших классах.
А в 4 классе мы будем работать только с
указательными словами, которые указывают на
предметы.
– Как вы думаете, являются ли местоимения особой частью речи?
Запишите в тетрадь.
Найдите местоимение в высказываниях.
Петя получил письмо от друзей из деревни. Он обрадовался неожиданной весточке.
– Вместо какого слова употреблено слово ОН?
– Какие грамматические значения имеет слово
ОН?
Получается, что ОН – это имя сущ.?
Давайте рассмотрим ещё один пример. Послушайте,
что один брат говорит другому:
– На Новый год мне подарят грузовик, тебе – футбольный мяч, а ему – погремушку, он ещё маленький.
Вы поняли, сколько всего братьев?
Правильно трое: один – тот, кто говорит; второй –
тот, кто слушает; а третий не говорит и не слушает,
о нём один из братьев только упоминает.
– Вы можете сказать, кому из мальчиков подарят
грузовик?
– Как вы узнали, что тому, кто говорит об
этом?
– Какое слово подсказало?
– На кого указывает слово Я = МНЕ?
– Вы поняли, кому из братьев подарят футбольный
мяч?
– Как вы узнали, что тому, с кем говорят?
– Какое слово подсказало?
– Так на кого указывает слово ТЫ = ТЕБЕ?
– А кому подарят погремушку?
– Тому, кто говорит об этом?
– Тому, кому он говорит?
– Или тому, о ком он говорит?
– Как вы узнали, что не говорящему и не
слушающему, а тому, о ком говорят?
– На что же указывает слово ОН = ЕМУ?
– Так отличаются ли слова Я, ТЫ, ОН по своему
значению?
– Что это за значение?
– У местоимений, употребляющихся вместо существительных, есть особое значение: они указывают на лиц, участвующих в разговоре
того, кто говорит 1 лицо Я
того, кому говорят 2 лицо ТЫ
того, о ком говорят. 3 лицо ОН
Это значение называется значением лица.
– Мы выяснили, что у местоимений есть формы
падежа, числа, рода и лица.
В русском языке есть местоимения, которые с
помощью форм падежа, числа, рода и лица
обозначают лиц, участвующих в разговоре.
Такие местоимения являются отдельной
частью речи.
– Вернёмся к вопросу, который поставили в
начале урока.
– Какие части речи есть в русском языке?
– Как вы теперь на него ответите?
– Как искали ответ?
Посмотрели на грамматические значения
существительных и местоимений.
Выяснили, что у местоимений есть значение
лица, следовательно – это другая часть речи,
так как этого грамматического значения нет у
существительных.
– Где на схеме частей речи нужно поместить
местоимения?
– Как вы думаете, все ли части речи вам
известны?
– Нужно ли убрать вопросы на схеме?
4. Дополнительные задания
1. Тренировка в определении лица.
2. Придумать предложение с местоимениями
1 лица – 1 ряд,
2 лица – 2 ряд,
3 лица – 3 ряд.
5. Обсуждение домашнего задания. Отметки за урок
Список литературы.
В.В. Репкин Е..В. Восторгова, Т.В. Некрасова. Русский язык. 4 класс. Томск « Пеленг» 2002 год.