На протяжении нескольких лет я провожу уроки дискуссии в 10-11-х классах (а элементами, уже в 7-9-х классах). В 10-х классах такие занятия я провожу по темам "Россия при Иване Грозном. Личность Ивана Грозного", "Россия при Петре I. Личность Петра I" и др.
Цели уроков:
- подводя итоги темы, продолжить формирование у учащихся навыков анализа, синтеза изученного материала;
- дать ребятам возможность осознать меру ответственности, которую несет та или иная личность перед будущими поколениями;
- способствовать формированию культуры ведения дискуссии, умения выслушивать позицию оппонента.
Во время урока-дискуссии и при подготовке к нему акцент делается на личностный фактор.
Технологию проведения данной формы урока можно проследить на следующем примере.
Заключительный урок-дискуссия "Роль Петра I в истории России", завершающий тему "Россия при Петре I. Личность Петра I".
Подготовка к уроку.
1. Учащимся о проведении урока-дискуссии объявляется заранее, в начале изучения темы ''Россия при Петре I".
2. Предлагается список литературы:
- Буганов В.И., Зырянов П.Н. "История России, конец XVII – XIX век". Учебник для 10-х кл., ч.II, М., "Просвещение", 1995г.
- "История России и ее ближайших соседей". Энциклопедия для детей, т.5, ч.1, М., "Аванта+", 1998г.
- Анисимов Е.В., Каменский А.Б. "Россия в XVII – первой половине XIX века". М., "Мирос", 1994г.
- Павленко Н.И. "Петр Первый и его время". М., "Просвещение", 1989г.
Все книги доступны, имеются в школьной библиотеке, в кабинете истории.
3. Учащиеся, слушая учителя на уроке, работая с дополнительной литературой, документами на уроке и дома, заполняют таблицу:
Положительные стороны правления Петра I. | Отрицательные стороны правления Петра I. |
4. Накануне урока-дискуссии учащиеся
делятся на две группы. Первой группе предстоит
положительно оценить действия Петра I, второй –
отрицательно.
При делении учащихся на группы главенствует
принцип добровольности, но, если группы
получаются не равными по силам, учитель
корректирует их "принудительно".
5. Каждый член группы подготавливает аналитическое выступление на 5-7 минут, в ходе которого должен доказать свою точку зрения, используя конкретные факты, цифры, оценки современников и т.д. Члены группы обмениваются материалами, помогая друг другу в подготовке выступлений.
Методика проведения урока.
Учитель напоминает тему урока, ставит перед ребятами цели, задачи, знакомит с порядком работы.
Дискуссия начинается, по традиции, с выступления представителя группы, положительно оценивающей политику и действия Петра, далее следует выступление представителя противоположной группы.
Учитель советует в ходе выступления остальным учащимся делать пометки по тезисам, выдвигаемым докладчиками, чтобы затем ответить на них. Предлагается использовать такие обороты как: "я хотел бы возразить", "не совсем согласен с утверждением", "утверждение моего товарища по группе хотел бы подтвердить следующими фактами (цифрами, высказываниями современников и т.д.)"
Сам учитель также ведет записи, которые затем используются для подведения итогов.
Урок перерастает непосредственно в дискуссию, ход которой направляет учитель, предоставляя слово членам команд, помогая (если есть необходимость) более четко излагать мысли, следя за тем, чтобы оппоненты не просто по очереди излагали свою точку зрения, но и конкретно возражали по тезисам, высказанным накануне.
В конце занятия подводятся итоги: учитель, комментируя, отмечает наиболее убедительные выступления учащихся, указывает на ошибки в ходе дискуссии, ставит оценки.
Опыт показывает, что проведение обобщающих итоговых уроков в форме дискуссии увлекает учащихся, мало кого оставляет равнодушным: активно вовлекаются в дискуссию и с удовольствием излагают и защищают свою точку зрения даже те учащиеся, которые на других уроках бывают пассивны. Как правило, звонок с урока воспринимается с нежеланием, участники дискуссии согласны пренебречь переменой, просят продолжить разговор на следующем уроке. По окончании дискуссии ребята ревниво спрашивают, кто победил, кто был более убедительным? Один из важнейших выводов, который делают учащиеся: невозможно однозначно оценить роль таких величин как Петр I, Иван Грозный, Николай II и многих других в истории нашего государства. И еще один очень важный вывод: личность играет значительную роль в истории государства и государственный деятель несет ответственность за свои действия перед будущими поколениями, перед историей.
Использование данной формы урока позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся как с точки зрения образовательной, так и воспитательной; прививает навыки коллективной работы, что, по моему мнению, помогает ребятам понять, что совместная работа – серьезная возможность более успешного решения поставленных задач.
Другой формой, вызывающий интерес у учащихся, является работа на уроке малыми группами.
В 11-м классе это могут быть уроки по темам "Россия в начале XX века", "Революция 1905-1907гг. в России", "Гражданская война" и др.
Цели уроков:
- продолжить формирование умений и навыков анализа, синтеза изученного материала;
- развивать умение убедительно подтверждать выводы фактами и аргументами, полученными на предыдущих уроках;
- формировать навыки коммуникативной культуры: умение выслушать мнение товарища, возразить или развить его мысль;
Технология подготовки и проведения занятия на примере урока "Россия – узел противоречий", завершающего тему "Россия в начале XX века"
1. В течение нескольких уроков темы "Россия в начале XX века" разбирается новый материал – основные события, тенденции, экономического, политического, социального, культурного развития России в это время.
2. На последнем уроке темы "Россия – узел противоречий" учащиеся делятся на группы по три человека. Принцип деления – равные знания учащихся внутри одной группы. Если нарушить этот принцип и определить в одну группу сильных и слабых учеников, активным на уроке будет сильный участник, менее подготовленные будут ждать результатов работы.
3. Группы получают задание: на основании полученных на предыдущих уроках знаний назвать те противоречия в развитии России, которые привели к первой русской революции, выделив при этом то главное, которое определяет все остальные. Каждый вывод необходимо подтвердить соответствующими фактами.
4. Далее происходит обсуждение, обмен мнениями по заданным вопросам и запись результатов обсуждения. Во время обсуждения учитель внимательно следит за ходом рассуждений в группах, при необходимости корректируя работу, направляя ее. Ответ учащиеся дают на одном листке, где пишутся все три фамилии.
Если кто-то из группы имеет особое мнение, а другие с ним не согласны, это особое мнение фиксируется, а учитель его учитывает при выставлении оценки.
Как правило, учащиеся называют следующие противоречия, ставшие, по их мнению, причинами первой революции.
- Главное, основополагающее: развитие производительных сил, необходимость дальнейшего развития товарно-денежных отношений и, в то же время, наличие препятствий на пути их развития, прежде всего, сохранение различных феодальных пережитков;
- противоречия между крестьянством и помещиками;
- противоречия между капиталистами и рабочими;
- неразрешенность межнациональных противоречий.
Еще раз нужно подчеркнуть, что каждый тезис учащиеся должны убедительно подкрепить соответствующими фактами.
Заключительной частью является проверка работы, сопровождающаяся комментариями учителя. После сдачи учащимися работ учителю идет обсуждение результатов вслух. Интересно наблюдать, как ребята активно радуются своим правильным ответам и огорчаются, когда понимают, что их ответ был неполным.
Оценки выставляются на следующем уроке, после более тщательной проверки учителем.
Преимущество данной формы обобщения в том, что она занимает только часть урока: работа ребят и анализ их работы вслух требует не более 20-25 минут. Такое обобщение может служить логическим переходом к следующей теме, которую можно начать в оставшееся на уроке время: после подведения итогов по теме "Россия в начале XX века" возможен переход к теме "Революция 1905-1907гг. в России" в рамках одного урока.