Цель:
- формирование системы правовых знаний;
- развитие и умения определять свою личностную позицию.
У того, кто решит изучить все законы,
Не останется времени их нарушать.
И.В. Гете
Соц.пед. Всем известно, что человек - существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Свобода состоит в том, чтобы зависеть от законов.
Вольтер
Целесообразные нормы общественных отношений издревле формулировались (записывались) в виде законов.
Давайте вспомним, кто мог в те времена формулировать (записывать) законы?
Какие вы знаете законы?
Ученик 1. Еще в древние времена у людей возникала необходимость отстаивать свои права. Права древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел ни каких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство.
Ученик 2. В "Уставе Владимира Святославича", древнейшим правом документе эпохи Киевской Руси отражена забота о единобрачной семье, записаны наказание за нарушение ее устоев.
Ученик 3. Церковные суды: с принятием христианства был запрещен обычай хоронить жену с умершим мужем. Умычка (похищение), четвероножиною (со скотинаю) застанут, девка дитя повержет (выкинет).
Соц. пед. Одним из важнейших принципов, на которых строится современное общество, это господство закона.
Установленные государством правила (законы) одинаковы для всех, и это должно существовать не только в государственных документах, но и в жизни. Это и будет правовое государство.
Существует система законов, определяющих права и обязанности и ответственность людей, образуя некие ступени, вершиной которых является международные акты
- Всемирная декларация прав человека
- Конвенция о правах ребенка.
Во всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство.
Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества. (Приложение 1.)
В Конвенции о правах ребенка записано, что "главное право каждого человека - право на жизнь". Маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить.
Но так думали не всегда.
В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми.
Давайте вспомним, как поступали жители древней Спарты, если ребенок рождался слабым?
Ученик 4. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решили: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если родился слабым, больным - бросить его вниз со скалы.
Соц. пед. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.
(Учащиеся отвечают.)
Ученик 5. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать.
Соц. пед. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
Соц. пед. Сейчас мы с вами проведем литературно-правовую викторину.
Ситуация 1. Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн?
Дети рассуждают и определяют какое право нарушено?
Соц пед. (Во времена Марква Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Статья 15.)
Ситуация 2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права?
(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 1.)
Предлагаю вспомнить и обсудить права сказочных персонажей из сказок:
- "Золушка". (Право на достоинство личности)
- "Красная Шапочка" (Право на жизнь и личную неприкосновенность)
- "Бармалей" (нарушил право детей на защиту)
Соц пед. Помните, что знать свои права и выполнять свои обязанности очень важно, потому, что только так можно воспитать в себе подлинно свободную личность, способную, когда придет время совершеннолетия, сделать осознанный правовой выбор.
В.А. Сухомлинский говорил об ответственности человека перед человеком:
6-й ученик. Человек поднялся над миром прежде всего потому, что горе другого стало его горем. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу увидеть в его глазах духовный мир - радость, беду, несчастье, горе.
7-й ученик. Береги, щади неприкосновенность, ранимость другого человека, не причиняй людям зла, обиды, боли, тревоги, беспокойства.
8-й ученик. Умей быть снисходительным к человеческим слабостям стариков. Умей не замечать отдельные слабости людей. Нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примирится со злом - значит самому стать безнравственным человекам.
9-й ученик. Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство - учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины - не быть паразитом , нахлебником. Презирай лень мысли.
10-й ученик. Человек продолжает себя в человеке. В этом человеческое бессмертие.
Мудрые мысли:
- Живет свободно тот, кто находит радость в исполнении долга (Цицерон)
- Долг - венец характера (Н. Шелгунов)
- Долг и права - братья; у них одна мать - свобода. Они рождаются в один и тот же день, они растут, развиваются и погибают вместе (В. Кузен).
Соц. пед. Единство прав и обязанностей является условием для самореализации человека его творческой самостоятельности. Мы сегодня достаточно говорили о правах и обязанностях детей. Давайте с вами ответим на такие вопросы:
- Нужны ли законы?
- Всегда ли люди были равны?.
Мы с вами поняли, что каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом.
Помните "золотое правило морали", или правило Конфуция: никогда не делай того, что не пожелал бы себе.