Урок окружающего мира "Мир вокруг нас". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  1. Сформировать знания о значении растений в жизни природы и человека.
  2. Охарактеризовать влияние неразумной хозяйственной деятельности на изменение условий жизни растений и животных.
  3. Раскрыть главные положения охраны природы на основе взаимосвязи живой и неживой природы и ответственного отношения к природе.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, учить пользоваться в жизни “правилами друзей природы”.
  5. Формировать умение пользоваться знаниями в новой ситуации.

Оборудование:

  • Экологическая газета.
  • Компьютер, проектор, экран.
  • Круги для диаграммы.
  • Тексты о животных.
  • Тесты.
  • Смайлики.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Ребята, давайте настроимся на урок. Повторяйте за мной:

Я буду внимателен.
Я буду думать.
Буду сосредоточенно размышлять.
Буду старателен.

Садитесь.

2. Актуализация знаний.

– Ребята, посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Каждый круг газеты – ее страничка.

Это необычная газета – живая и называется она “Мир вокруг нас”. Ее название согласуется с темой нашего сегодняшнего урока. (Презентация) (Слайд 1). Мы будем говорить о том, что нас окружает, о природных богатствах и о проблемах, которые возникают в природе. (Слайд 2)

Крутится, вертится шар голубой
Нас на груди качая.
Крутится, вертится не для того,
Чтоб все начинать сначала.
Мелкой дрожью на полюсах
Дает себе знать усталость.
И застывает вопрос на устах –
А сколько еще осталось?

– Да, ребята, природа так же, как и люди, может устать, устать одаривать нас своими богатствами, может заболеть. И часто причиной этому является человек. (Слайд 3)

“Человек, ты в мир приехав на коне, сказал – здесь все подвластно мне!” Посмотрите, чем занимается человек в природе.

– Вот мы сегодня с вами и поговорим – к чему может привести неправильное использование природных ресурсов человеком, и что может случиться, если человек перестанет заботиться о природе.

3. Открытие нового. Решение экологических проблем.

– Вернемся к нашей газете. Я буду говорить о первом ее поле. Догадайтесь, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем
. (Воздух)

– Итак, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Слайд 4) Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но так бывает не всегда. Что загрязняет нашу атмосферу? (Транспорт, промышленные предприятия, с/х) (Слайд 5)
– Что помогает очистить воздушную среду? (Растения.)
– Да, растения хорошо очищают и освежают воздух. Они собирают на листья вредные вещества, которые оказываются в воздухе вместе с дымом фабрик и заводов. (Слайд 6) Должно ли быть много зелени в больших городах и нужно ли нам беречь растения? (Слайд 7)
– Конечно, даже в Конституции (Основном законе нашей страны) сказано: “Граждане России должны беречь природу, охранять ее богатства”. (Слайд 8)

А растения – это одно из богатств природы. Но в настоящее время происходит сокращение площади, занимаемой растительностью. Как вы думаете, почему? (Вырубают леса, развивается промышленность, строятся дома, заводы). (Слайды 9,10,11,12)

– За последние 100 лет площадь лесов на Земле сократилась на 75%. (Слайд 13) Посмотрите, много ли это? Сколько % лесов осталось? Давайте мы с вами изобразим это графически – в долях.

Практическая работа.

На столах у вас лежат белые круги. Возьмите их. Представьте, что это вся площадь земли, занимаемая лесами 100 лет назад. То, что осталось в настоящее время – 25% – это одна четвертая часть всей площади. Как мы можем это изобразить? (Разделить круг на 4 части и закрасить 1 часть). Выполняем. Закрасьте оставшуюся часть лесов зеленым цветом. Сколько частей осталось незакрашенными? Три четвертых от всей площади лесов вырубили. Заштрихуйте эти части красным цветом. Какой вывод мы можем сделать? (Площадь вырубленных лесов намного больше того, что осталось). Покажите, что у вас получилось.

– Ребята, так может быть нужно сократить количество заводов и фабрик, (Слайд 14) которые загрязняют атмосферу, уменьшить их строительство, не возводить новые? (Слайды 15,16) (Мнения детей.)
– Давайте подумаем. Сегодня к нам на урок пожаловали 2 уважаемых человека. Директор завода и Речной Царь. (Сценка “Хорошо-плохо”.) Между ними произошел спор, я думаю, им нужно помочь.

Д.З. – Я построил завод по выпуску игрушек – это хорошо. Дети радуются.
Р.Ц. – Но он сливает отходы прямо в реку – это плохо. Гибнет все живое.
Д.З. – Я провел дорогу к городу, люди, живущие рядом с заводом, могут ею пользоваться – это хорошо.
Р.Ц. – Зато вырубили много деревьев, а оставшиеся страдают от грязи и паров бензина – это плохо.

– Ребята, как же нам рассудить этих уважаемых людей? Что нужно сделать, чтобы и завод по выпуску игрушек работал, и окружающая природа не страдала?

  • Поставить на сливные трубы очистительные решетки – фильтры.
  • Перенести дорогу подальше от реки.
  • Высадить вдоль дороги деревья.

– Молодцы! Вы справились с задачей. Вы знаете, как нужно очищать атмосферу от загрязнений. Мы очистили первое поле нашей газеты.

– Следующая страничка нашей газеты. Посмотрите, какие-то непонятные знаки. Ребята, кто из вас любит слушать музыку? Да, почти у каждого из нас есть любимые певцы и певицы и слушать их особенно приятно. Но вот в одной песне девушка поет такие слова:

Непременно каждым утром
Я включаю телевизор
И, конечно, репродуктор,
И еще магнитофон.

– Весело?
– А почему же соседи ей говорят:

Эй, гражданка, у окна
Вы же в доме не одна.
П чему же целый дом
Должен слушать этот гром?

– Им не нравится, потому что шумно и неприятно.
– Шум тоже является загрязнителем окружающей среды, от сильных звуков люди даже могут заболеть. Какие шумовые загрязнители вы можете назвать? (Слайд 17)
– Шумовых загрязнителей много. И это поле (газета) – звуки вокруг нас. Одни – стрелки, громкие и резкие. Другие – волны– тихие и спокойные. Приятная негромкая музыка, спокойная речь создают звуковой комфорт. Что можем сделать мы, чтобы создать звуковой комфорт не только дома, но и в школе?
– Очистим наше поле от резких звуков и создадим звуковой комфорт.

Физкультминутка. Релаксация под тихую спокойную музыку. (Слайд 18)

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь разных чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели –
Заниматься тихо сели.

– Идем дальше. К следующим страничкам нашей газеты. Это странички жизни. О растениях мы с вами сегодня уже говорили. Но и животные в лесах, и рыбы в воде, и птицы в небе тоже нуждаются в нашей заботе и охране. Почему? (Слайд 19)Да, лягушка часто страдает от человека из-за своего внешнего вида, бабочка, наоборот, из-за своей красоты, зубр –из-за охоты людей на его мясо. Сейчас очень много животных, также как и растений занесено в Красную Книгу. Зачем? (Слайд 20)

Работа с текстом.

– Сейчас мы с вами прочитаем о некоторых животных, занесенных в Красную Книгу. (На карточках.)

О большой панде знают, наверное, все. Этот большой черно-белый “медведь” стал символом Всемирного фонда охраны дикой природы. А вот его родственник – малая, или красная, панда – известен гораздо меньше. А зря. Зверек этот, хотя и уступает большой панде по размерам, не менее симпатичен. Размером красная панда немного больше домашней кошки. Питается красная панда, в основном, бамбуком, но и не откажется от ягод, грибов, птичьих яиц, а иногда полакомится и мелкими грызунами. Красная панда – ночное, точнее сумеречное, животное. Она отлично лазает по деревьям и проводит много времени среди ветвей.

– Теперь вы знаете, чем красная панда отличается от большой панды.

(Слайд 21) Еще одно интересное животное – птица ГАРПИЯ-ОБЕЗЬЯНОЕД. Само название уже подсказывает, чем питается эта птица. Любимое лакомство макаки, но эта большая сильная птица может напасть и на некрупных млекопитающих, домашних птиц – кур и гусей. По-другому, эту птицу называют орлом и даже Птицей-Королем.

– Сейчас прочитайте каждый про себя еще про одного интересного зверя – лемура. (Слайд 22) Лемуры – это небольшие полуобезьяны. У лемуров на задних конечностях есть второй палец с когтем. Им они расчесывают свой густой мех. На всех других пальцах расположены ногти. Глаза лемуров сидят по бокам морды, а не обращены вперед, как у обезьян и человека. Лемур рассматривает предметы обычно то одним, то другим глазом, а обезьяна, как и человек, двумя глазами одновременно. Эти животные живут в лесах и чаще всего ведут древесный образ жизни. Они спускаются на землю зачастую только в поисках пищи. Самое активное время суток для лемура – сумерки и ночь.

– К какому виду животных относятся лемуры?
– Почему на всех пальцах у них расположены ногти, а на одном есть коготь?
– Что еще интересного вы узнали об этом зверьке?
– Молодцы! Я довольна вашими ответами. Думаю, что мы можем открыть последние странички нашей газеты. Посмотрите, как она преобразилась.

4. Итог урока. Закрепление.

– Ребята, понравился ли вам наш сегодняшний урок?
– Что нового вы для себя узнали?
– Какие выводы мы можем сделать? (Слайд 23) (Нужно охранять природу, вести борьбу за чистоту воздуха и окружающей среды, правильно вести хозяйственную и промышленную деятельность, принимать участие в озеленении населенных пунктов). (Слайд 24)

В заключение проведем небольшой тест. Работаем все вместе.

1) На поверхности реки пышно разрастаются водоросли, они занимают большую площадь водной поверхности. О чем это говорит?

  • О загрязнении реки.
  • О чистоте реки.
  • О многообразии водных растений.

2) Где создаются заповедники?

  • В зоопарках.
  • В парках около города.
  • В дикой природе, вдали от населенных пунктов.

3) Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных, человека?

  • Прозрачные.
  • Бесцветные.
  • Чистые.

4) Что люди делают для спасения живой природы?

  • Создают бульвары и скверы.
  • Создают заповедники, ботанические сады.
  • Создают фермы, пасеки и птицефабрики.

– Молодцы! А теперь давайте подумаем и решим, какое должно быть отношение человека к природе, к миру вокруг нас. Я буду называть слова, если вы согласны, то поднимаете зеленую сигнальную карточку, если нет – то красную. (Слайд 25)

Доброе
Равнодушное
Злое
Уважительное
Безразличное
Аккуратное
Заинтересованное
Бережное
Жестокое
Заботливое

– Умницы! У вас правильное отношение к миру вокруг нас. Я довольна вашей работой и сегодня с удовольствием поставлю вам всем “5”, приурочив к вашей работе и выполнение вашего домашнего задания, ваших рисунков об охране природы, с помощью которых мы создали выставку.

5. Релаксация.

– Ребята, а какое настроение у вас сейчас? Если вам хорошо, спокойно и у вас радостное настроение, то поднимите карточку-смайлик, лежащий на вашем столе. (Слайд 26) У меня, ребята, тоже хорошее настроение. Спасибо за урок. (Слайд 27)