Если в мире есть вещи, достойные
названия "чуда", то слово, бесспорно,
первая и самая чудесная из них.
Л.Успенский
Лексическая работа по русскому языку с учениками - билингвами способствует сознательному и прочному усвоению материала школьной программы.
Под усвоением лексических единиц обычно понимается, с одной стороны, сохранение слов в памяти учащихся в состоянии готовности и, с другой, - умение свободно и гибко пользоваться ими в продуктивной речевой деятельности.
Степень качества понимания и глубина усвоения изучаемой лексики во многом зависят именно от выбора того или иного способа семантизации, наиболее рационального, эффективного в каждом конкретном случае. А это представляется возможным при строгом учете следующих факторов, играющих существенную роль в восприятии и усвоении школьниками предъявляемого материала неродного языка.
- Во-первых, это возрастные особенности учеников, непосредственно влияющие на организацию процесса обучения. Например, раскрытие значения иноязычных лексем с помощью предметной наглядности, успешно применяемое на начальном этапе обучения, в дальнейшем уступает по эффективности таким более сложным приемам семантизации как синонимия и антонимия, догадка по контексту, словообразовательный анализ и др., активизирующим и развивающим мыслительную деятельность школьников.
- Во-вторых, это ступень обучения, имеющийся у учеников опыт в изучаемом языке. Если на начальном этапе он минимален и возможности использования сементизации в значительной мере ограничены объемом знаний учащихся, то в последующие годы именно их использование приобретает систематический характер.
- В-третьих, большое влияние на выбор эффективных приемов семантизации оказывает характер предлагаемого для усвоения материала, его трудности для учащихся в связи с действием внешней лексико-семантической интерференции.
Семантизация предлагаемых для усвоения единиц лексики представляет собой лишь первый шаг к овладению ими. После объяснения новых для учащихся слов должно следовать их закрепление, которое достигает путем выполнения лексических упражнений.
Цели и задачи:
1. Корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи;
2. Развитие навыков чтения, говорения, слушания и письма;
3. Освоение лексики, обеспечивающей общение в рамках обозначенных тем, овладение лексикой основных предметов.
Этапы работы:
1. Работа над произношением, интонацией, техникой чтения.
Упражнения с использованием языковых игр, заучивание небольших стихотворных фрагментов, скороговорок, считалок, поговорок и пословиц, устные ответы на вопросы, пересказ текста.
2. Говорение и слушание (формирование навыков правильного говорения)
3. Чтение:
- учащийся должен прочитать и выполнить сформулированное задание;
- изучающее чтение (скорость чтения не ниже 40-45 слов/мин. Количество воспроизведенной информации - 80-90%);
- ознакомительное чтение (текст читается про себя со словарем. Скорость чтения - не ниже 70-100 слов/мин. Количество воспринимаемой информации - не менее 70%)
4. Аудирование (текст объемом 150-200 слов; пересказ с опорой на вопросы);
5. Говорение:
- учащийся должен уметь вести диалог-расспрос с целью получения информации по заданной теме;
- учащийся должен устно воспроизводить прочитанное или прослушанное в виде монолога-воспроизведения (пересказ) с опорой на вербальные средства (схемы, таблицы, тематическая картинка);
- учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на вербальные и невербальные средства.
6. Письмо:
- записывать под диктовку отдельные слова, словосочетания, тексты (диктант).
- составлять в письменной форме план прочитанного или прослушанного текста;
- излагать в письменном виде полученную в письменной или устной форме информацию (изложение);
- уметь составлять самостоятельно тексты описательного и повествовательного характера (сочинение).
Система упражнений для детей с неродным русским языком.
1. Выписать из словаря слова на одну из тем, например, "труд - верстак, долото, инструмент, металл, стамеска:
2. Выборочные диктанты. Из предложений выписать словарные слова:
"Врач выписал больному рецепт. Лекарство получают в аптеке. Паспорт является документом для каждого гражданина.
3. Составляем вопросы, ответом на которое является словарное слово. (как называются засушенные растения? - гербарий)
4. Даем предложения, в которых нужно дописать слова по смыслу:
У ученика красивый : (подчерк). Поезд подошел к :(платформе).
5. Собери слоги: ти, сан, метр (сантиметр), си, ве, пед, ло (велосипед).
6. Найди выпавшие гласные: к_ нст _т _ ц _ (конституция), _ск_ ств_
(искусство)
7.Объясните значения слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова (разбить сад - разбить чашку)
8. Найдите как можно больше значений слов (например, фигура в геометрии, положение в движении, скульптурное изображение, в шахматах)
9. Подберите как можно больше слов, сходных по смыслу (например, жестокий - бессердечный, безжалостный, беспощадный)
10. Вставьте на место пропусков недостающие слова (несмотря на :час на улице много народу; как вчера, так и :стоит теплая погода.)
11. Дополните словосочетания, угадав недостающие слова (лебяжий :(пух), задорный :(смех), лютый : (мороз).
12. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
Адекватный - вполне соответствующий чему - либо, совпадающий.
Закоснелый - утративший подвижность, гибкость, устарелый, отсталый.
Криминальный - относящийся к преступлению, уголовный.
Сентиментальный - тщательный до мелочей, точный.
13. Найди соответствие между словом и его лексическим значением:
Акваланг | Открытый искусственный водоем, специально сооруженный для плавания, купания. |
Аквариум | Сплетение в виде цепи цветы и зелень, а также орнамент такой формы. |
Акварель | Устройство для дыхания человека под водой. |
Бассейн | Искусственный водоем или стеклянный ящик с водой для содержания рыб или растений. |
Галерея | Клеевые краски, разводимые в воде. |
Гимнастика | Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, также длинный балкон вдоль здания. |
Гирлянда | Совокупность упражнений для физического развития организма. |
14. Найдите синонимы к слову подарок, (презент, сувенир) и др.
15. Какой темой объединены слова? (памятник, обелиск, постамент, пьедестал, стела, мемориал, монумент)
Последовательность заданий позволяет овладеть лексическим материалом, формирует речевые умения и развивает навыки свободного пользования усвоенной лексикой в речи.