Я работаю в МОУ Старотишанской средней общеобразовательной школе учителем физкультуры. Школа много лет не имела спортзала. Чтобы привить любовь к своему предмету, во внеклассной работе стараюсь связать физическое развитие детей с духовным, уделяю много времени общению детей с природой, больше всего с рекой. В жизни каждого человека река – второй дом детства. Самые светлые, самые счастливые дни для ребят связаны с чарующим дыханием реки. В кружке “Водный туризм” занимаются, в основном, дети, которые называются трудными. И узнать их внутреннее состояние, характер в школе практически невозможно. При участии в походах по рекам у ребят появляется четкая цель – проверить свои силы. И именно в таких походах можно увидеть положительные черты характера ученика, а затем в школе их развивать.
В водном походе стараюсь создать такой микроклимат, когда учитель и
ученик практически равны. Даю возможность ученикам проявить себя. В итоге
развиваются важные качества: чувство товарищества, воля к победе,
целеустремленность, самообладание, дисциплинированность.
Воспитывается у ребят внимательность, сообразительность, быстрота реакции,
координация движения. В начале каждого учебного года выбирается маршрут
определенной реки. На занятиях кружка начинаем сочетать физическую подготовку к
путешествию с вопросами экологии, краеведения, географии, ботаники, истории,
литературы данного маршрута. Конечный пункт назначения маршрута заранее
обговаривается с ребятами. Я никогда не удлиняю путь, так как ученик мобилизует
свои силы на планируемый маршрут. Те знания, которые даю в кружке, благотворно
сказываются на кругозоре ученика. Водный поход позволяет увидеть воочию
экономические, культурные достижения страны, своего родного края, воспитывает
любовь к Отечеству, гордость за свой народ, прививает ребятам навыки и умения,
без которых невозможна повседневная жизнь. Немаловажное значение в походе имеет
морально-волевая, психологическая подготовка. В водных походах школьники
испытывают довольно солидные физические нагрузки. И вот что поразительно:
значительная затрата сил после путешествия компенсируется восстановлением и
увеличением энергии, бодрости, укреплением здоровья. Прекрасно, когда человек
красив духовно, но вдвое прекраснее, когда высокому внутреннему содержанию будет
отвечать и внешний облик. Физическое воспитание через водный туризм доступно
школьникам. Ребята в общении с природой получают физическую закалку, становятся
выносливее, развивают специфические реакции. Активный отдых в движении – верный
путь к оздоровлению. Те ребята, которые систематически участвуют в водных
путешествиях, меньше болеют, легче переносят повседневные трудности. Водный
туризм все же рассчитан на школьников, обладающих хорошим здоровьем. Не
случайно, разрешение на участие в походе выдает врач. И предварительный
медицинский осмотр перед путешествием – это основа подготовки к путешествию. Он
совершенно необходим, тем более что во время похода учащиеся зачастую бывают,
лишены врачебного контроля. Маршруты походов, особенно дальних, нередко
прокрадываются по таким местам, где нет медицинских учреждений, где в случае
травмы или заболевания приходится рассчитывать лишь на свои собственные знания и
навыки. Внимание руководителя похода к физическому состоянию каждого участника
должно быть особенно пристальным. Ведь, когда группа выходит на маршрут, в ней
нет “запасных игроков”.
И здесь можно сказать, что здоровье каждого определяет здоровье группы. Выбывание хотя бы одного участника из строя и физически, и психологически ослабляет группу. Вот почему забота о физическом благополучии в путешествии приобретает особую остроту и должна начинаться задолго до начало путешествия.
Тренировочные занятия провожу в течение всего учебного года, три раза в неделю. Эти занятия включают элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной техники и спортивных игр. Обязательны упражнения, способствующие выработке у учащихся силы, выносливости, ловкости и равновесия. Да и техника водного туризма, на мой взгляд, тоже относится к области физического воспитания. Ведь техника туризма – это сумма приемов и способов, в ряде случаев доведенных до автоматизма, которые использует участник в процессе путешествия. А она требует немалых физических нагрузок. И отрабатывается техника не столько рассказом, сколько наглядным показом и многократным практическим повторением.
Ребята на тренировках стараются добиваться полной синхронности в действиях экипажа, оттачивают технику маневра к преодолению препятствий, практически знакомятся с водным режимом в сложных условиях, выбирают линию движения в бурлящем потоке и стараются безаварийно пройти его. Техника будет тем успешнее, чем выше общая физическая подготовка учащихся. Отсюда четко видно, что решение вопросов техники, мастерства и исследовательских работ в путешествии полностью зависят от физического воспитания.
После первого года обучения ребята совершают поход на 60–80 км, степенной поход и получают значок “Юный турист”, после второго года совершают путешествие на 150–180км. Разработана программа по подготовке к водному походу.
Водный туризм школьников – это и познание, и воспитание здоровья, и эмоциональное восприятие красоты мира, слитые воедино.