Итоговое занятие по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной речевой группе "Путешествие на корабле"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • В увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам «Времена года», «Птицы и животные наших лесов».
  • Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику, координацию движений.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: построен корабль, за занавесом оформлен остров с пальмой, шалашом, залив океана. Приготовлены мольберты с временами года, панно для изображения нашей местности (деревья, животные, птицы, дома)

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Скоро вы пойдете в школу и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники и прогулки. А сегодня мы с вами отправимся в большое
путешествие на корабле, в этом путешествии мы и проверим свои знания, умения, ловкость и выносливость, т.е. готовность к школе. Но прежде, чем мы отправимся
мне надо убедиться все ли вы знаете, где мы живем. (Россия, Алтайский край, г. Славгород)

– Можно занять места на корабле и поднять якорь. Сегодня я ваш капитан. (Звучит запись моря).

–  Внимание за бортом бутылка – это морская почта. Давайте посмотрим, кто ее отправил. Ребята да здесь шифровка. Вот и первое наше задание, надо расшифровать письмо.

(Читаем в письме: ЖДУ ВАС В ГОСТИ. Плывем дальше, открывается занавес, видим остров, причаливаем.)

– Вот мы и на острове, но кто же здесь живет, кто нас ждет в гости? (Звучит запись: мое имя вы узнаете, когда составите предложение. Первое слово найдете за пеньком, второе слово под кустом, третье на пальме. Читаем: меня зовут Чунга-Чанга.

Появляется Чунга-Чанга.

Чунга-Чанга: Я живу здесь давно, больше нигде не был, нор недавно к нам на остров спустился гость из космоса « Сириус» он рассказал, что наша планета Земля очень большая, и есть места, где бывают разные времена года (а у нас всегда лето) так вот он там познакомился с интересными детьми, которые много знают ему очень понравились и я решил отправить письмо, чтобы ко мне приплыли гости и рассказали о своей Родине.

(Словарная работа).

– Ребята, как вы думаете, сможем мы выполнить желание Чунги-Чанга? (Да).
– Проходите, садитесь и приготовьтесь рассказывать.
– Скажите, сколько всего у нас времен года? Назовите их. Вот мы с собой захватили иллюстрации о каждом времени года. Сейчас я буду рассказывать стихотворе­ние о времени года, вы должны определить это время года и рассказать о его особенностях.

Вянет и желтеет травка на лугах
Только зеленеет оземь на полях
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.

(Рассказ об осени)

– Прислала вам осень дары свои – спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по полу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? – А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Опустели сады и огороды, а все овощи и фрукты оказались в чудесном мешочке.

Игра «Чудесный мешочек»

Узнай на ощупь и составь предложение.

(Стихотворение о зиме.)

Озябли пташки малые, 
Голодные, усталые и жмутся по-плотней.
Тротуары замело,
Все вокруг белым, бело.

– Давайте вспомним нашу зиму:
– Заметает дорожки пороша ш-ш-ш- (дети двигают опущенными руками из стороны в сторону).
– Завьюжила вьюга   в-в-в (дети выполняют руками круговые движения)
– Закружили метели у-у-у (дети кружатся и садятся)
– Что мы с вами произносили? (Звуки, мы их слышим и произносим.)
– Чем обозначаются звуки при письме? (Буквами. Мы их видим и пишим.)
– А в этой схеме я зашифровала свое любимое время года – ВЕСНА
– Назовите звуки по порядку и дайте характеристику звукам.

(Рассказ о весне.)

– Придумайте слова, что ассоциируются с весной, (сосулька, лужа, проталина, дождь, цветы и т.д.)
– Весной все оживает, радуется, и мы с вами покажем радость через танец.
– Ну а сейчас мы с вами поговорим о любимом вашем времени года – это ЛЕТО.
– Кто расскажет об этом замечательном времени года?

Чунга-Чанга. Да что интересного, вот у нас круглый год лето, посмотрите, какая жара, что и пальма не укроет от жары.
– Лето в нашей местности совсем не такое, и природа тоже отличается от вашей, и сейчас мы не только расскажем, но и покажем. (Работа с панно)
– У нас тоже светит солнце, есть почва, но растут совсем другие деревья

Дидактическая игра «Найди деревья по семенам»

– Вот видишь, какой красивый лесу нас получился, но здесь кого-то не хватает (животных)

Дидактическая игра «Определи по описанию животного»

– Вот и животные нашли свое место в лесу, кого еще необходимо поселить у нас в лесу?
– Правильно, птиц.

Дидактическая игра «Перелетные, зимующие»

Чунга-Чанга: А где вы живете, прямо в лесу?

– Нет, у нас есть красивые дома, сейчас дети разместят наши дома на панно. Вот видишь, какая красивая наша Родина. А я вижу у ребят уже грусть в глазах, пора нам возвращаться домой. На прощанье мы споем тебе песню о Родине.

Песня «У моей России».

Дети прощаются, садятся на корабль и отправляются домой.

– Дети, какое у нас получилось путешествие? (Интересное, далекое, увлекательное, приятное и т.д.)