Цель: развитие вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактическую игру.
Задачи.
1. Закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки в вокальной деятельности.
2. Развивать звуковысотный и ритмический слух детей.
3. Воспитывать уважение к своим товарищам и умение работать в команде.
Оборудование: подставка для экранов, экраны с цветными нотками, скрипичным и басовым ключом, музыкальными инструментами (6 штук), два столика, два детских рояля красного и чёрного цвета, шесть пластмассовых шаров, электронная музыкальная игра “Оркестр”, металлофон, колпак и палочка для игры “Комплимент”.
Ход занятия
Игра состоит из четырёх туров. В каждом туре команды получают шары в качестве баллов за правильные ответы. Дети заранее распределены на две команды, на груди у них эмблемы с изображением нот чёрного и красного цвета.
Дети входят в музыкальный зал, здороваются с присутствующими.
Музыкальный руководитель: Дети, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам провести музыкальный ринг “Два рояля”, на котором мы узнаем, какая из команд лучше умеет петь, играть и танцевать. Справа от меня команда “Красного рояля”, слева – команда “Чёрного рояля”. Предлагаю командам поприветствовать друг друга.
Игра “Здравствуй”
Ход игры: Дети становятся в два концентрических круга, под музыку идут в разных направлениях и поют:
Весело шагают девчонки и мальчишки,
Друга выбирают наши ребятишки.
Останавливаются, дети внутреннего круга поворачиваются лицом к детям внешнего круга, образуют пару с напротив стоящим ребёнком.
Здравствуй, здравствуй, милый друг.
Мне ты улыбнись. пожимают друг другу правые руки
Здравствуй, здравствуй, милый друг, руки “лодочкой”, делают один поворот в паре.
Мне ты поклонись! Кланяются друг другу, снова идут по кругу.
Музыкальный руководитель: Прошу занять свои места (дети садятся).
Хочу представить вам членов жюри, которые будут оценивать ваши ответы.
И я попрошу жюри ознакомить команды с правилами музыкального ринга.
Жюри: Правила игры простые: открываете экран, выполняете соответствующее задание, а за каждое правильно выполненное задание вам будут вручаться вот эти шары. В конце игры посчитаем, у какой команды их будет больше, та и победит.
Музыкальный руководитель: Итак, первый тур. Начнёт игру команда, которой достанется шар жёлтого цвета.
Капитаны команд достают по шарику из мешочка, затем команды открывают экраны по очереди (например, команда “Красного рояля”). Детям предлагается два экрана с изображением скрипичного и басового ключа. Ребёнок выбирает один из экранов.
Музыкальный руководитель: На экране зашифровано музыкальное произведение. Послушайте и назовите его. “Солдатский марш” Р.Шумана.
Для команды “Чёрного рояля” звучит “Марш деревянных солдатиков” П.И.Чайковского.
Музыкальный руководитель: Итак, счёт открыла команда “Красного рояля”. Второй тур начинает команда “Чёрного рояля”, и я предлагаю вам открыть один из этих экранов.
(2 экрана разного цвета с нотками). На этом экране зашифрована музыкальная игра, которую вы узнаете по мелодии.
На металлофоне звучит музыкальный фрагмент мелодии игры “Ама-лама”.
Игра-упражнение “Ама-лама”.
Американская детская песенка.
1. Просыпается листва Покачивание рук над головой из стороны в сторону.
И проснулся паучок. Руки медленно опускают вниз, играя пальчиками.
Вот проснулась голова Наклоны головы вправо-влево.
И проснулся язычок.
Припев:
Ама-лама-лама, Поочерёдные хлопки перед грудью и по коленям.
Чоко-балабама
Эки-вэки-буки.
Ама-лама-лама,
Чоко-балабама,
Онэ-коко-юки.
2. Прыгают кузнечики, Лёгкие прыжки на месте
Зажужжали мухи.
Просыпайтесь, плечики, Плечи поднимаются поочерёдно
Просыпайтесь, руки. Хлопки перед грудью.
Припев:
Дети поют её по очереди, по жесту руки музыкального руководителя. Темп песни постепенно увеличивается.
Музыкальный руководитель: Команде “Красного рояля” достаётся экран с вокальной фонопедической разминкой.
Разминка проводится под музыку Г.Гладкова “Первые шаги”, диск “Весёлая детскотека”. На нечётные такты музыки движения и звуки показывает музыкальный руководитель, на чётные – их повторяют дети.
1 такт. Хлопки 1-2, 1, 2, 3. (Два длинных, три коротких).
3 такт. “Греем руки” один теплый выдох на руки, трём ладошки и три резких выдоха.
5 такт. Ма-ма, (медленно) ма-мэ-ми-мо-му (быстро).
7 такт. “Поцелуй” 1-2, 1, 2, 3. (Два длинных, три коротких)
9 такт. “Лошадка” 1 - “цоканье” языком на улыбке, 2 - вытянув губы трубочкой.
11 такт. З – с, З – с на “с” приставить указательный палец к губам.
13 такт. “Машина” на звук “ж” вращаем “руль”.
15 такт.
Пиу - правая рука поднимается резко вверх.
Бум - рука резко опускается вниз.
Пиу – бум, то же левой рукой.
17 такт. У…(4 пальца к шекам, “страшно”). А…(руки развести в стороны). О…(схватиться за голову). Э…(радостно раскрыть руки).
19 так. Ха-ха, (длинные звуки). Ха-ха-ха (на сильном выдохе).
21 такт. Хи-хи (длинные звуки). Хи-хи-хи-хи-хи (весело).
23-24 такты. Я люблю петь! - говорят одновременно с музыкальным руководителем.
Музыкальный руководитель: Третий тур начинает команда “Красного рояля”, (на экранах изображены струнные и ударные музыкальные инструменты) Вам предстоит угадать звучание музыкальных инструментов.
Дети выбирают экран, определяют звучание бубна (одна команда), музыкального молоточка (вторая команда) при помощи электронной музыкальной игры “Оркестр”. Двое детей, угадавших инструменты, становятся “музыкантами”.
Игра “Весёлые музыканты”
Используется музыка с диска №1 для средней группы к серии сборников “Праздник каждый день” (авторы И.Каплунова, И..Новоскольцева). Программа “Ладушки”.
Ход игры:
Все дети образуют два круга, идут по кругу, взявшись за руки, музыканты ходят между кругами, приговаривая: (Диск 1, трек 34.)
Мы по улице гуляем
Хороводы выбираем.
Где весёлый народ –
Тут наш будет хоровод.
Все останавливаются, а музыканты, стоя каждый перед своим кругом, говорят:
Выше руки поднимайте,
Музыканта в круг впускайте (заходит в круг)
Я сыграю вам сейчас,
А вы все пускайтесь в пляс.
Музыканты играют на инструментах, все дети танцуют. (Диск 1, трек 8.)
Музыканты:
Ох, устал я играть.
Я пойду отдыхать.
Дети: А мы тебя не выпустим!
Музыканты пытаются выбежать из круга, дети препятствуют.
(Диск 1, трек 44).
Игра повторяется трижды и каждый раз музыканты меняются, передавая музыкальные инструменты другим детям. Последняя пара музыкантов встаёт в центре зала, говорят:
В хоровод большой вставайте,
Пляс весёлый начинайте.
Дети образуют один большой круг, музыканты в центре. Игра заканчивается общей пляской. (Диск 1, трек 8).
Музыкальный руководитель: Ребята, мы переходим к четвёртому, заключительному туру нашего соревнования. На экранах зашифрованы знакомые вам песни (два экрана с нотным станом и нотками, изображающими мелодию).
Итак, право открыть следующий экран предоставляется команде “Чёрного рояля” (дети выбирают экран). Поздравляю! Вы открыли экран с весёлой песней “Кот в сапогах”, исполните её, пожалуйста.
Песня “Кот в сапогах” сл. С. Плакутиной, муз. Е. Беловой.
Музыкальный руководитель: А команда “Красного рояля” исполнит песню
Песня “Принимаю я парад” сл. Е. Шкловского, муз. О. Девочкиной.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, все экраны открыты, выполнены все задания и пока жюри подсчитывает баллы, я предлагаю обеим командам поиграть в игру.
“Комплимент”
Ход игры: Дети становятся в круг, в центре – водящий с большим колпаком на голове, закрывающим глаза, дети идут по кругу и поют на русскую народную мелодию “Во саду ли, в огороде”:
Раз, два, три, четыре, пять.
Постарайся угадать,
Кто сейчас тебя поздравит,
Комплимент тебе подарит.
Один из детей говорит в адрес ведущего комплимент, тот определяет по голосу говорящего ребёнка. Водящего меняют, игра повторяется.
Предоставляется слово жюри, подводится итог игры, объявляется результат, команды принимают поздравления.
Музыкальный руководитель: Я тоже хочу подарить всем вам комплимент: вы самые весёлые, умные и талантливые дети. А сейчас покажите мне правую руку…, левую руку… и дружно поаплодируйте друг другу. А в качестве награды получайте эти замечательные музыкальные инструменты – два рояля и воздушные шары. Игра окончена. До свидания!
Дети под музыку уходят в группу.