Эффективность применения ролевых игр на уроках английского языка в дошкольной группе

Разделы: Иностранные языки


Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиций учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

В структуре ролевой игры мы выделяем такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Как известно, движущей силой говорения является мотив.

Как подчеркивает И.А. Зимняя, “используемые в практике обучения иностранному языку приемы организации речевого общения, игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения иноязычному говорению”. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр. Ролевая игра формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию. Ролевая игра дает учащимся возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Тем самым реализует компенсаторную функцию.

Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе следующие функции: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.

Назовем основные требования к ролевым играм. 1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. 2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иною роль. 3. Ролевая игра должна быть принята всей группой. 4. Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере. 5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал. 6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. 7. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую- либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством.

В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым, учитель же управляет процессом общения. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.

Драматическая игра по теме: “The Little Round Bun”

Цель: развивать речевую активность дошкольников. Вызывать интерес к иностранному языку, желание говорить на нем, общаться.

Предварительная работа: Чтение сказки “The Little Round Bun” на английском языке. Разучивание и закрепление образцов, лексики по теме. Упражнения в имитации повадок животных.

Оборудование: Костюмы персонажей сказки. Домик, где живут дедушка с бабушкой, лавочка под окном.

Characters:

Author

Old man

Old woman

Little Round Bun

Rabbit

Wolf

Fox

Author: Once upon a time there lived an old man an old woman who where very poor.

Old man: Do bake us a bun, old woman! If you scrape out the flour – box and sweep out the bin, you will have enouqh flour.

Old woman: I am trying.

Author: The old woman baked the bun and put it on the window sill to cool. But the bun jumped out of the window and onto the bench outside, and away it rolled along the road!

Rabbit: I am going to eat you up, Little Round Bun!

Little Round Bun: Don t do that, Fleet – Fleet, let me sing you a song instead.

Rabbit: All rights, let s hear it!

Little Round Bun: “I run away from Grandpa

I run away from Grandma,

And I will run away from you, this minute I will”

Author: And off it rolled and away! By and by it met a Wolf coming toward it.

Wolf: I am going to eat you up, Little Round Bun!

Little Round Bun: Don t do that, Brother Wolf, let me sing you a song instead.

Wolf: All rights, let s hear it!

Little Round Bun sings a song.

Author: And off it rolled and away! By and by it met a Fox coming toward it.

Fox: I am going to eat you up, Little Round Bun!

Little Round Bun: Don t do that, Sister Fox, let me sing you a song instead.

Fox: All rights, let s hear it!

Little Round Bun sings a song

Fox: Hop onto my tongue, so I can hear you better.

Author: Little Round Bun jumped onto the Fox s tongue and began to sing:

Little Round Bun: “I run away from Grandpa

I run away from Grandma – “

Author: But before it could go on, The Fox opened her mouth and – snap! – she gobbled it up.