Урок окружающего мира по теме "Организм человека". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: познакомить детей с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.

Задачи:

  • обобщить ранее полученные знания об организме человека.
  • развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез)
  • воспитывать бережное отношение к своему организму через осознание важности сохранения здоровья.

Оборудование.

Для учителя: компьютер, программа PowerPoint 2002, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Для учащихся: тетрадь “Мир вокруг нас. Проверим себя”, учебник “Мир вокруг нас” под ред. А.А.Плешакова.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Мотивация)

Беседа учителя:

- Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее – богатство или слава?”

Он ответил: “ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”

А другой предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет”. Поэтому, здоровье нужно беречь смолоду. А для того, чтобы быть здоровым, нужно знать строение своего организма и уметь его беречь. Об этом мы будем говорить на уроке. Тема нашего урока “Организм человека”. (Запишите в тетрадь).

Но сначала мы повторим предыдущую тему.

Ответьте на вопросы:

2. Проверка домашнего задания

- Перечислите звенья круговорота жизни?

(Растения, животные, грибы с бактериями)

- Как в этом круговороте называют растения и почему?

(Растения – производители, потому что они создают, производят питательные вещества – крахмал и сахар – из углекислого газа и воды при солнечной энергии)

- Как в этом круговороте называют животных и почему?

(Животные – организмы – потребителями, потому что они потребляют вещества, производимые растениями-потребителями)

- Как в этом круговороте называют грибы с бактериями и почему?

(Грибы с бактериями – разрушители, потому что они разрушают мёртвые остатки растений и животных)

- Во что превращаются мёртвые остатки растений и животных благодаря работе грибов и бактерий?

(Мёртвые остатки растений и животных сначала перегнивают, а потом разлагаются, образуя минеральные соли)

- Где происходит накапливание перегноя и разложение его?

(В почве)

- Что же накапливается в почве?

(Питательные вещества, минеральные соли)

- Какова же роль почвы в круговороте жизни?

(Без неё был бы нарушен круговорот веществ в природе)

- Расскажите о круговороте жизни на Земле.

(Растения корнями впитывают воду с растворёнными в ней минеральными солями и поэтому растут. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, то они благодаря грибам и бактериями разрушаются: перегнивают и разлагаются. В почве накапливается запас питательных веществ для новых растений и т.д.)

Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Поэтому нужно бережно относиться ко всему живому на земле. И в том числе и к человеку

3. Актуализация опорных знаний

- Можно ли сказать, что человек является частью природы? А к какой природе относится человек: живой или неживой? Почему?

(Человек, как и всё живое, дышит, питается, растёт, развивается, рождается и умирает)

- Чем человек отличается от всех других на Земле живых организмов?

(Он – мыслящее существо, обладает речью и умеет трудиться)

Значит, как мыслящее существо, человек может заботиться о своём здоровье. И в этом человеку помогают науки: анатомия, физиология, гигиена. Сегодня мы узнаем, что изучает каждая из этих наук. Запишите новые слова в тетрадь.

- А вот что такое здоровый человек?

“Мозговой штурм”

Как должен выглядеть здоровый человек.

- Я предлагаю описать внешний вид здорового человека. Каждый даёт одну характеристику.

Учитель выписывает основные моменты высказываний детей.

Мы описали внешний вид здорового человека.

- На какие две группы можно разделить все органы человеческого тела? (Внешние и внутренние)

- Как и любое другое живое существо, человек имеет внешнее и внутреннее строение.

- Давайте вспомним внешнее строение человека.

- А теперь вспомните о внутреннем строении человека.

Вывод: Всё в человеке взаимосвязано. Внешнее строение связано с внутренним строением. И у здорового человека все органы работают хорошо. Но многое зависит от нас. И сейчас вы в этом убедитесь.

Физминутка.

Сейчас немного отдохнем, и выполним задание.

Игра “Шок”

Я раздала вам задания. Вы должны раздать 5 жетонов другим ребятам. Жетон с заданием остаётся у вас.

У кого на карточке стоит крестик - встаньте. Эти ребята болеют болезнью грязных рук.

Вы все в результате можете заразиться кишечной палочкой. Чтобы этого избежать, нужно выполнять требования науки Гигиены, то есть мыть руки чаще.

Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.

Вывод: здоровье зависит от вас самих.

- А что нужно знать, чтобы сохранять и укреплять здоровье?

(Нужно знать строение организма)

- А что такое организм?

4. Получение новых знаний

Организм человека - это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

- Какие же системы есть в человеческом организме?

Работа в группах.

Каждая группа получает задание: рассказать о работе системы.

2 группа - о кровеносной системе

1 группа – о пищеварительной

3 группа – о нервной

4 – дыхательной

5 – опорно-двигательная

Вы можете использовать материал учебника на стр.128.

Защита своих работ

(Остальные дети ставят оценку за выполненную работу)

- Я прошу всех остальных слушать внимательно и оценить работу всей группы.

- Перечислите органы пищеварения.

(Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник)

- Как называется система этих органов?

(Пищеварительная система)

- Что обеспечивает пищеварительная система?

(Обеспечивает переваривание пищи)

- Перечислите органы кровообращения.

(Сердце, сосуды)

- Как называется система этих органов?

(Кровеносная система)

- Что обеспечивает кровеносная система?

(Обеспечивает движение крови в организме)

- Что такое кровь?

(Чтение определения крови)

- Перечислите органы нервной системы.

(Головной мозг, спинной мозг, нервы)

- Что обеспечивает нервная система?

(Управляет деятельностью всего организма)

- Как происходит управление организмом?

(Чтение пояснения)

- Перечислите органы дыхательной системы.

(Носоглотка, трахея, лёгкие, бронхи, диафрагма)

- Чем обеспечивает организм дыхательная система?

(Обеспечивает организм кислородом)

- Как это происходит?

(Чтение пояснения)

- Перечислите органы, которые отвечают за опору и движение организма.

(Кости скелета и мышцы)

- Что приводит в движение кости скелета?

(Мышцы)

- Как это происходит?

(Чтение пояснения)

- Как называется система, обеспечивающая опору и движение организму?

(Опорно-двигательная система)

- Есть ещё одна система органов в теле человека. Это – выделительная система.

- К ней относятся органы мочеполовые и кожа?

- При помощи мочеполовых органов из организма выводятся не нужные организму вещества в виде мочи и кала.

- А кожа выводит не нужные организму соли в виде пота.

(Чтение пояснения)

Найдите в учебнике пояснение: что изучает наука Анатомия.

А наука физиология?

Итак: подведём итог.

5. Обобщение новых знаний

- Какие же системы органов есть в организме человека?

- Какая наука изучает строение человека? (Анатомия) (Перечисляются 6 систем)

- Какая наука занимается изучением работы органов? (Физиология)

- Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиеной.

Какие пословицы о здоровье вы нашли?

- Почему в народе так говорят?

(Чтение и пояснение смысла русских пословиц)

- Сохранение своего здоровья – одна из главных задач любого человека. Делать это надо с самого детства.

(Чтение пояснения)

(Перечисляются задачи каждой науки)

Домашнее задание:

Учебник: стр. 128–131, читать и отвечать на вопросы.

Тетрадь: стр. 34.

6. Итог. Объявление оценок

Если остаётся время, проговорить домашнее задание по тетради.