Цель: познакомить детей с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.
Задачи:
- обобщить ранее полученные знания об организме человека.
- развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез)
- воспитывать бережное отношение к своему организму через осознание важности сохранения здоровья.
Оборудование.
Для учителя: компьютер, программа PowerPoint 2002, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Для учащихся: тетрадь “Мир вокруг нас. Проверим себя”, учебник “Мир вокруг нас” под ред. А.А.Плешакова.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Мотивация)
Беседа учителя:
- Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее – богатство или слава?”
Он ответил: “ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”
А другой предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет”. Поэтому, здоровье нужно беречь смолоду. А для того, чтобы быть здоровым, нужно знать строение своего организма и уметь его беречь. Об этом мы будем говорить на уроке. Тема нашего урока “Организм человека”. (Запишите в тетрадь).
Но сначала мы повторим предыдущую тему.
Ответьте на вопросы:
2. Проверка домашнего задания
- Перечислите звенья круговорота жизни?
(Растения, животные, грибы с бактериями)
- Как в этом круговороте называют растения и почему?
(Растения – производители, потому что они создают, производят питательные вещества – крахмал и сахар – из углекислого газа и воды при солнечной энергии)
- Как в этом круговороте называют животных и почему?
(Животные – организмы – потребителями, потому что они потребляют вещества, производимые растениями-потребителями)
- Как в этом круговороте называют грибы с бактериями и почему?
(Грибы с бактериями – разрушители, потому что они разрушают мёртвые остатки растений и животных)
- Во что превращаются мёртвые остатки растений и животных благодаря работе грибов и бактерий?
(Мёртвые остатки растений и животных сначала перегнивают, а потом разлагаются, образуя минеральные соли)
- Где происходит накапливание перегноя и разложение его?
(В почве)
- Что же накапливается в почве?
(Питательные вещества, минеральные соли)
- Какова же роль почвы в круговороте жизни?
(Без неё был бы нарушен круговорот веществ в природе)
- Расскажите о круговороте жизни на Земле.
(Растения корнями впитывают воду с растворёнными в ней минеральными солями и поэтому растут. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, то они благодаря грибам и бактериями разрушаются: перегнивают и разлагаются. В почве накапливается запас питательных веществ для новых растений и т.д.)
Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Поэтому нужно бережно относиться ко всему живому на земле. И в том числе и к человеку
3. Актуализация опорных знаний
- Можно ли сказать, что человек является частью природы? А к какой природе относится человек: живой или неживой? Почему?
(Человек, как и всё живое, дышит, питается, растёт, развивается, рождается и умирает)
- Чем человек отличается от всех других на Земле живых организмов?
(Он – мыслящее существо, обладает речью и умеет трудиться)
Значит, как мыслящее существо, человек может заботиться о своём здоровье. И в этом человеку помогают науки: анатомия, физиология, гигиена. Сегодня мы узнаем, что изучает каждая из этих наук. Запишите новые слова в тетрадь.
- А вот что такое здоровый человек?
“Мозговой штурм”
Как должен выглядеть здоровый человек.
- Я предлагаю описать внешний вид здорового человека. Каждый даёт одну характеристику.
Учитель выписывает основные моменты высказываний детей.
Мы описали внешний вид здорового человека.
- На какие две группы можно разделить все органы человеческого тела? (Внешние и внутренние)
- Как и любое другое живое существо, человек имеет внешнее и внутреннее строение.
- Давайте вспомним внешнее строение человека.
- А теперь вспомните о внутреннем строении человека.
Вывод: Всё в человеке взаимосвязано. Внешнее строение связано с внутренним строением. И у здорового человека все органы работают хорошо. Но многое зависит от нас. И сейчас вы в этом убедитесь.
Физминутка.
Сейчас немного отдохнем, и выполним задание.
Игра “Шок”
Я раздала вам задания. Вы должны раздать 5 жетонов другим ребятам. Жетон с заданием остаётся у вас.
У кого на карточке стоит крестик - встаньте. Эти ребята болеют болезнью грязных рук.
Вы все в результате можете заразиться кишечной палочкой. Чтобы этого избежать, нужно выполнять требования науки Гигиены, то есть мыть руки чаще.
Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.
Вывод: здоровье зависит от вас самих.
- А что нужно знать, чтобы сохранять и укреплять здоровье?
(Нужно знать строение организма)
- А что такое организм?
4. Получение новых знаний
Организм человека - это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
- Какие же системы есть в человеческом организме?
Работа в группах.
Каждая группа получает задание: рассказать о работе системы.
2 группа - о кровеносной системе
1 группа – о пищеварительной
3 группа – о нервной
4 – дыхательной
5 – опорно-двигательная
Вы можете использовать материал учебника на стр.128.
Защита своих работ
(Остальные дети ставят оценку за выполненную работу)
- Я прошу всех остальных слушать внимательно и оценить работу всей группы.
- Перечислите органы пищеварения.
(Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник)
- Как называется система этих органов?
(Пищеварительная система)
- Что обеспечивает пищеварительная система?
(Обеспечивает переваривание пищи)
- Перечислите органы кровообращения.
(Сердце, сосуды)
- Как называется система этих органов?
(Кровеносная система)
- Что обеспечивает кровеносная система?
(Обеспечивает движение крови в организме)
- Что такое кровь?
(Чтение определения крови)
- Перечислите органы нервной системы.
(Головной мозг, спинной мозг, нервы)
- Что обеспечивает нервная система?
(Управляет деятельностью всего организма)
- Как происходит управление организмом?
(Чтение пояснения)
- Перечислите органы дыхательной системы.
(Носоглотка, трахея, лёгкие, бронхи, диафрагма)
- Чем обеспечивает организм дыхательная система?
(Обеспечивает организм кислородом)
- Как это происходит?
(Чтение пояснения)
- Перечислите органы, которые отвечают за опору и движение организма.
(Кости скелета и мышцы)
- Что приводит в движение кости скелета?
(Мышцы)
- Как это происходит?
(Чтение пояснения)
- Как называется система, обеспечивающая опору и движение организму?
(Опорно-двигательная система)
- Есть ещё одна система органов в теле человека. Это – выделительная система.
- К ней относятся органы мочеполовые и кожа?
- При помощи мочеполовых органов из организма выводятся не нужные организму вещества в виде мочи и кала.
- А кожа выводит не нужные организму соли в виде пота.
(Чтение пояснения)
Найдите в учебнике пояснение: что изучает наука Анатомия.
А наука физиология?
Итак: подведём итог.
5. Обобщение новых знаний
- Какие же системы органов есть в организме человека?
- Какая наука изучает строение человека? (Анатомия) (Перечисляются 6 систем)
- Какая наука занимается изучением работы органов? (Физиология)
- Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиеной.
Какие пословицы о здоровье вы нашли?
- Почему в народе так говорят?
(Чтение и пояснение смысла русских пословиц)
- Сохранение своего здоровья – одна из главных задач любого человека. Делать это надо с самого детства.
(Чтение пояснения)
(Перечисляются задачи каждой науки)
Домашнее задание:
Учебник: стр. 128–131, читать и отвечать на вопросы.
Тетрадь: стр. 34.
6. Итог. Объявление оценок
Если остаётся время, проговорить домашнее задание по тетради.