Цель урока: помочь учащимся практически усвоить понятие “сложное предложение с различными видами связи”, показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения.
Задачи урока.
Обучающая (повторить материал сложных предложений, углубить понятие “сложное предложение с различными видами связи”).
Развивающая (развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования).
Воспитывающая (отработка навыков самостоятельной деятельности учащихся, патриотическое воспитание, развитие исторической памяти).
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование урока:
1) раздаточный материал;
2) учебник “Русский язык. 9 класс” Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова;
3) репродукция с картины П.А. Кривоногова “ Поединок”.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”.
II. Актуализация прежних знаний.
1. Фронтальная беседа по теории сложного предложения.
- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении.
Давайте вспомним.
- Какие предложения называются “ сложными”?
- На какие 2 группы делятся сложные предложения?
- Какие вы знаете союзные предложения?
- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
- Какие предложениря называются сложноподчиненными?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
2. Работа со схемами. Схема на доске.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
1) а) [ ],и[].
б) [ ], (чтобы.. .).
в) [ ], ( когда.. ..).
г) [ ], [ ]
2 ) а) [ ], ( что. . . )
б) [ ], но [ ]
в) [ ], а [ ]
г) [ ], и [ ]
3) а) [ ] - [ ]
б) [ ]: [ ]
в) [ ], и [ ]
г) [ ]; [ ]
3. Тест.
У учащихся на руках таблицы и предложения, отпечатанные на листках (Карточка №1). Знаки не расставлены. Правильный ответ пометить крестиком.
III. Новый материал
1. Синтаксическая минутка. Предложение записано на доске. Найти ГО, объяснить синтаксис предложения.
Значительный вклад в священное дело Победы внесла Сибирь: на ее необъятных просторах формировались воинские части и соединения, которые сыграли важную роль в решающих сражениях второй мировой войны.
2. Возникло затруднение с определением типа сложного предложения.
3. Обращение к учебнику (§ 37, с.141). Выделить главное. (Работа в группах).
4. Обобщить. Тему формулируют учащиеся.
- Нашли вы ответ?
- Как же называется такое предложение?
- А почему оно так называется?
- Так как можно определить тему нашего урока?
5. Слово учителя.
- Так вот иногда людям, писателям просто не хватает рамок обычного сложного предложения, и тогда они используют сложные предложения с различными видами связи. В 10 классе на уроках литературы вы будете знакомиться с великими произведениями Л.Н. Толстого, и вот его язык, его стиль состоит из таких предложений, которые иногда занимают целые абзацы.
- А какая же задача сегодня будет стоять перед нами?
6. Давайте составим алгоритм работы с такими предложениями.
Запишем предложение.
Шумел сурово Брянский лес, Спускались темные туманы, И сосны слышали окрест, Как шли на битву партизаны.
- Докажите, что это сложное предложение с различными видами связи.
Алгоритм работы
1. Выделяем ГО.
2. Определяем вид связи простых предложений в составе сложного.
3. Построение схемы.
- Запишите его себе в тетради.
IV. Закрепление материала.
1. Работа в группах постоянного состава; задание дифференцировано.
Списать обозначенное предложение.
Начертить схему. (Карточка.№ 2).
2. Защита своих схем у доски.
3. Беседа.
- Правильно ли мы решили поставленную перед нами задачу?
- А есть ли еще гипотезы по построению схем к предложениям?
4. Слово учителя.
- На схемах можно выделять части предложения прямоугольниками. Например, схема первого предложения будет выглядеть так:
- Внесите дополнения в свои схемы.
5. Найдите предложения, соответствующие схемам. Самопроверка по ключу. Выставление оценок. (Карточка №3)
Схемы записаны на доске.
1) [ ],[ ],[].
2) [ ], (где...)
3) [ ], а [ ]
4) [ ]; [ ], [ ], а [ ].
5) [ ], (которых ...) : [ ] .
- Укажите предложения с различными видами связи. Докажите, опираясь на алгоритм.
V. Сочинение-миниатюра по репродукции с картины Кривоногова “Поединок”
- Составьте предложения с различными видами связи..
- Зачитываются составленные предложения.
VI. Запись домашнего задания
§ 37, y.212.
“3” - Списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть ГО.
“4” - Выпишите, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеруйте простые предложения.
“5” - Выпишите, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеруйте простые предложения. Составить схемы этих предложений.
VПI. Итог урока
- Справились ли мы с задачей, которую перед собой ставили?
- А на какую тему были подобраны все предложения? Почему?
- Я считаю, что те задачи, которые ставила я, составляя урок, мы выполнили. Спасибо Вам. Я сегодня особенно довольна работой. До свидания.
Карточка №1
1. Захватили первую и частично вторую линию траншеи бой принял затяжной характер.
2. Священным местом в Новокузнецке является бульвар Героев в память о павших земляках горит там вечный огонь.
3. Снежный ком обращенный в горошину
Её горе отсюда невидимо
Как и всем нам войною непрошено
Мне жестокое зрение выдано.
4. Вот бомбами разметанная гать
Под6итых танков черная стена
От этой части покатилась вспять
Немецкая железная волна.
5. По русским обычаям только пожарища
По русской земле раскидав позади
На наших глазах умирают товарищи
По-русски рубаху рванув на груди.
6. Три отважных воина - сибиряка приняли одно решение они 6ез команды 6росились на амбразуры вражеских дзотов и закрыли их своими телами.
7. Будет мир наступит тишина.
8. Перед дивизией была поставлена задача совместно с l83-й танковой бригадой ударом на север уничтожить опорные рубежи.
9. Началась война Матюшина направляют в штаб стрелковой дивизии начальником боепитания.
Таблица для проведения теста (раздаётся на каждого ученика).
Фамилия Имя Класс |
||||
№ /п | , |
; |
: |
- |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 |
Карточка №2
1. Новокузнечане сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны и во всех рядах войск они участвовали во всех сражениях которые предопределили нашу победу.
2. В памяти тех кто в 1942 году штурмовал Пехово навсегда останется подвиг выпускника Кемеровского пехотного училища Авдюнова Н. Д. трижды он водил свой батальон в атаку был ранен но до последнего дыхания старший лейтенант продолжал управлять боем.
3. Никто солдату не ответил
Никто его не повстречал
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал. /М. Исаковский/
4. Мы знаем что ныне лежит на весах
И что совершается ныне
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет. /А. Ахматова/
5. В суровый час раздумья нас не троньте
И ни о чём не спрашивайте нас
Молчанью научила нас на фронте
Смерть что в глаза глядела нам не раз. /Н.
Рыленков/
Карточка №3
1. Его зарыли в шар земной
А был он лишь солдат. /С. Орлов/
2. Батареи издали рокочут
Утопают города в дыму
Падают разорванные в клочья
Небеса нерусские во тьму. /С. Орлов/
3. Летит клубясь над танкодромом
Газойля дым в начале дня
Где в сталь закованные громы
Стоят на линии огня. /С.Орлов /
4. Пусть помнят те
Которых мы не знаем
Нам страх и подлость
Были не к лицу. /Н. Майоров/
5. Довела фашистская неволя
До свинцовой до чужой реки
Веет ветер ходит дождик в поле
А края родные далеки. /Н. Грибачев/