Использование игровых приемов как средство повышения мотивации в системе коррекционной работы

Разделы: Логопедия


Только при условии радостного интереса ребёнка к окружающему, к тому, что мы предлагаем и к чему влечём, речь его будет развиваться закономерно, соответственно намеченным нашим целям.

Е.А. Тихеева

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. Обучение детей должно стать развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания.

Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог. На данный момент недостаточно освещен вопрос о закономерностях возрастных и индивидуальных особенностей развития мотивации детей. Важной задачей педагога является сформировать у детей интерес к занятиям и стойкую речевую мотивацию.

Мотивация (от лат. movere - приводить в движение, толкать) — вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Для каждого занятия нужно продумать игровую мотивацию с целью вызвать у детей интерес к занятию, создать состояние увлечённости, умственного напряжения и направления усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

Мотивация определяет “программу” игровых действий. При этом учитываем следующие условия:

1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

4. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников.

7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.

В системе коррекционной работы по формированию речевой, познавательной мотивации, а также на занятиях по развитию речи, индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений, по обучению детей грамоте, целесообразно активно использовать нетрадиционные формы организации и проведения занятий, таких как:

- с использованием ИКТ или ЦОР;

- построенные по принципу взаимообучения, индивидуализации;

- проводимые по аналогии с популярными телевизионными играми (“Поле чудес”, “Умники и умницы”, “Как стать миллионером” и др.);

- КВНы;

- конкурсы;

- экскурсии;

- аукционы и др.

Особый акцент в этой деятельности сделан на игру не случайно, ведь игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Педагог, ведя игру, опирается на мотивы обучения детей – дает предвосхищающую положительную оценку действиям каждого игрока, фиксирует их достижения, привлекает интересным, доступным для детей способом коррекции речевых отклонений, привлекает дошкольников к контролю над звукопроизношением своей речи и своих сверстников, их нежелание или невозможности преодолевать трудности. Иначе говоря, обеспечиваются индивидуальный подход к формированию мотивации детей с нарушениями речи к коррекционным занятиям.

Игровые методы, упражнения используемые в работе позволяют решить сразу несколько задач:

  • Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.
  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
  • Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде.

Использование игровых приемов с игрушками, картинками, предметами поможет эффективно провести автоматизацию звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Как провести занятие разнообразным, интересным, продуктивным? Что нужно для этого сделать?

1. Подобрать яркие, привлекательные предметы или игрушки соответствующие названию игры.

2. Продумать, откуда брать и на что раскладывать предметы или игрушки.

3. Презентацию игры проводить с одним ребенком.

4. Наблюдать за самостоятельной работой ребенка.

5. Подбирать разные предметы или игрушки к одной и той же игре.

6. Предложить ребенку самому подобрать материал.

7. Предложить ребенку продемонстрировать свой вариант игры.

8. Поощрять самостоятельность (фишками, похвалой, демонстрацией перед группой детей и взрослых).

9. Для родителей детей с речевыми нарушениями на стенде сделать раздел “Я придумал сам”.

Правила и последовательность проведения речевых игр:

1. Презентация игры педагогом.

2. Совместная работа педагога с ребенком (обучение).

3. Самостоятельная работа ребенка.

4. Поиск ребенком своего нового варианта игры.

5. Совместная работа педагогом c ребенком (коррекция варианта игры ребенка).

6. Самостоятельная работа ребенка над своим вариантом игры.

7. Презентация ребенком своего варианта игры.

Предлагаем вашему вниманию игровые приёмы, направленные на автоматизацию звука, на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Кнопочки

Ребенок проговаривает слог, слово, словосочетание с определённым звуком, нажимая пальчиком на “кнопочку” (цветок). Сколько кнопочек - столько повторов.

Дорожки

Оборудование:

Игровое поле с двумя пустыми рамками по разным концам листа, дорожка. Картинки, игрушки, буквы.

Ход игры:

В пустые рамки ребенок раскладывает картинки, игрушки, буквы.

Ставит картинку на дорожку (путь), ведет пальцем по дорожке, произносит заданный звук, начиная после каждого поворота.

Подобно со слогами, словами, словосочетаниями, картинками

Волшебный цветок

Оборудование:

Игровое поле, на котором изображена ромашка, середина - пустой круг.

Ход игры:

На середину ромашки накладывается нужная буква, картинка. Ребенок читает слоги, водит пальцем к нужной букве.

Подобно со словами, словосочетаниями, картинками

Пианино

Оборудование:

Игровое поле, на котором изображено пианино.

Ход игры:

Поочерёдно нажимая на клавиши, ребёнок произносит звуки, слова, словосочетания.

Аналогичные игры: “Кто дойдёт первым (игра с кубиком), “Что лишнее?”, “Сосчитай”.

Игры с прищепками

Оборудование:

Предметы из цветного картона, прищепки.

Ход игры:

Произнести звук, слог, словосочетание, одновременно нажимая на каждую клавишу столько раз, сколько прищепок.

Песочные часы

Ребенок проговаривает речевой материал, пока не “стечет” песочек в часах (1 мин., 3 мин.).

Колокольчик

Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Педагог оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

Шарик

Во время произнесения слов дети перекатывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.

Волшебная веревочка

Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки. скороговорки.

Лабиринт

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Заборчик

Дети рисуют горизонтальные палочки с одновременным произнесением слогов, слов.

Узоры

Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Су-джок

Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

Пирамидка

Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Кубик с цифрами

Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

Часики

Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.

Бусы

Ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Счеты

Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

Улиточка

Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали - домику улиточки.

Тихо - громко

Ребенок “проходит” дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.