Ручной труд – средство развития волевых качеств личности у детей с ОНР

Разделы: Логопедия


“Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

В.А. Сухомлинский.

Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом общества, приобретает сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем. Другая сторона - развитие чувства и воли. Волевые качества не даны ребенку с рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания. Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Работая с детьми имеющими, общее недоразвитие речи, при котором у детей нарушены все компоненты речевой системы, относящиеся к звуковой и смысловой стороне. Отметили, что волевые качества личности, такие как:

  • усидчивость,
  • умение довести дело до конца,
  • умение руководствоваться в своих действиях сознательно поставленными целями,
  • умение подчиняться определенным требованиям,
  • развитие и укрепление уверенности в себе у таких детей недостаточно сформированы.

У большинства детей группы наблюдается несовершенство движений во всех компонентах моторики, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук. На разных уровнях организации двигательных актов, дети испытывают трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

Исходя из этого, развитие перечисленных волевых качеств личности наряду с развитием моторики ребенка является важной задачей коррекционного процесса.

Одним из эффективных средств, в этом процессе являются занятия ручным трудом с различными материалами. Поскольку, ручной труд способствует не только развитию мелкой моторики пальцев рук и всей кисти, а также помогает в решении задач развития волевых качеств личности:

  • терпения,
  • настойчивости,
  • последовательности и энергичности в достижении цели,
  • аккуратности и тщательности в исполнении работы;
  • формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;
  • формирование умений планирования последовательности, выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы.

О пользе и необходимости ручного труда говорили и такие великие ученые как В.Л. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, М. Монтессори, К.Д. Ушинский.

Дж. Локк считал, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками.

Художественный ручной труд - это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Он способствует становлению речи ребенка, развитие волевых качеств личности, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому. Обучая детей старшего дошкольного возраста, мы используем разнообразные материалы, которые периодически меняются для придания работе новизны, пробуждения у воспитанников интереса к новому и более творческому использованию знакомых материалов.

Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то, что у них обязательно получится маленькое чудо.

Нами разработан цикл индивидуальных занятий лепки из воска, как одного из видов ручного труда, которые повышают результативность речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, способствуют развитию волевых качеств личности ребенка. Формирование трудовых навыков и умений у детей на этих занятиях происходит путём системного воздействия на общую и мелкую моторику, речь и другие психические процессы с применением различного материала и в тесной связи с естественной познавательной деятельностью ребёнка.

Работа основана на нормативных документах, в том числе:

  1. Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении;
  2. Программа “Детство”: Использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление простейших пособий для занятий, атрибутов и игрушек для игр, подарков и сувениров, украшений для праздников) проявляя при этом творчество. Осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с различными материалами и простейшими инструментами. Владеть обобщенными способами ручного труда. Учиться планировать свою работу. Устойчиво проявлять трудолюбие. Стремиться стать умелым, проявить внимание, заботу, помощь. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво выполненного дела, реализации трудового замысла.

Развитие речи и волевых качеств у дошкольников с общим недоразвитием речи доступным их возрасту видом ручного труда – лепкой из воска.

Задачи:

Обучающая: Учить детей основным формообразующим движениям, способам и приёмам лепки из воска.

Развивающая: Развивать ручнойпраксис, речь и коммуникативные навыки, творческую активность детей, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: Формировать положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира, волевые качества, воспитывать интерес к ручному труду.

Индивидуальные занятия с использованием ручного позволяют творческие задатки дошкольников; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

В процессе деятельности формируется:

  • отношение ребёнка к самому себе: развивается и укрепляется уверенность в себе, активность, инициативность;
  • волевые качества -
  • отношение ребёнка к сверстникам: воспитывается доброжелательность, уважение к правам других;
  • отношение ребёнка к взрослому: развивается заинтересованность во взрослом, как в партнёре по деятельности.

Работа строится в два этапа. После проведения каждого этапа работы, предполагается овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребёнком своих способностей, формирование специальных умений и навыков, развитие волевых качеств личности.

Этапы работы Приобретенные умения и навыки (ожидаемые) Развитие волевых качеств личности
1 этап

Цель: развивать артикуляторно-моторные навыки; развивать коммуникативные навыки; умение отражать в речи собственные действия

- Скатывание прямыми руками.

- Скатывание круговыми движениями.

- Сплющивание между ладонями, пальцами.

- Прижимание частей друг к другу. Вытягивание верхней части. Оттягивание частей.

- Украшение поделки.

Развитие усидчивости.

Умение подчиняться определенным требованиям.

Развитие терпения.

Развитие самостоятельности.

2этап

Цель: совершенствовать артикуляторно–моторные навыки; обучать навыкам планирования собственной деятельности; учить отражать в речи свои эмоциональныесостояния

Конструктивный способ лепки.

Технологическая последовательность:

- подготовка воска;

- лепка основных элементов;

- лепка приставных элементов;

- соединение всех частей изделия, при-жимая и примазывая;

- украшение по-делки с помощью стеки и налепов.

Развитие и укрепление уверенности в себе

Умение руководствоваться в своих действиях сознательно поставленными целями.

Развитие ответственности.

Умение доводить дело до конца

 При изготовлении поделок дети испытывали трудности, что огорчало их, приводило к раздражению. С целью сохранения терпения и развития волевых качеств, учили детей правильно распределять силы и использовать следующие правила:

I. Не огорчайся при неудаче.

II. Если устал – оставь свою работу.

1. Понаблюдай за работой других детей.
2. Послушай музыку.
3. Полежи на ковре.
4. Посети уголок природы.

III Обязательно вернись к своей работе.

1. Выбери форму проще, при ее выполнении вернись к первоначальной форме.
2. Рассмотри и проанализируй свою работу.
3. Обратись за помощью.

За выполнение правил, умение планировать свою деятельность детей мы поощряли. Для этого дарили интересные игрушки, изготовленные совместно с родителями, при этом акцентировали внимание на том, что вскоре он сам научится делать подобные игрушки, если будет работать по плану и соблюдать правила. Это способствует более последовательному и успешному поведению ребенка, развитию умения довести дело до конца.

В творческую деятельность группы были вовлечены и родители, их интересовали новые умения детей, и они активно старались помочь в изготовлении новых игрушек. В помощь родителям в организации ручного труда в семье, была оформлена папка-передвижка, куда собирался разнообразный материал по ручному труду (схемы, рисунки), а также раскрывались особенности ручного труда и использование его в целях решения задач по развитию волевых качеств личности ребенка. Родителям рекомендовалось обратить внимание на коррекционную работу с детьми. Во-первых, необходимо приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам сделал, сам украсил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить ребенка бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу. Важно не упустить случая, чтобы развить фантазию, воображение ребенка. Проведенная планомерная работа по ручному труду с использованием воска способствовала:

  • получению углубленных знаний о качестве и возможностях воска;
  • развитию волевых качеств;
  • развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
  • подготовке ребенка к последующему обучению в школе;
  • закреплению положительных эмоций;
  • возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;

В результате проведения таких занятий дети научились основным формообразующим движениям, научились доводить начатое дело до конца, стали более усидчивыми, терпеливыми, последовательными в достижении цели, а так же научились оречевлять собственные действия и договариваться друг с другом при выполнении коллективных работ. У детей сформировались умения планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы. У детей снизилась утомляемость, наблюдалось повышение работо-способности, активизировались мыслительные, психические процессы.

Были разработаны рекомендации для педагогов, родителей по использованию ручного труда как средства развития волевых качеств личности ребенка с общим недоразвитием речи.

Таким образом, используя игровые занятия по ручному труду в работе с детьми с общим недоразвитием речи можно с большей вариативностью использовать различные виды занятий ручного труда, что обеспечивает более качественную работу по развитию моторики, и следовательно, таких волевых качеств личности как, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца. Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по формированию моторики, на занятиях по ручному труду с использованием воска способствует не только развитию моторики пальцев рук и речевых процессов, но так же познавательной деятельности, формированию волевых качеств личности.

Рекомендации для воспитателей по сопровождению коррекции моторики.

1. Организовывать занятия подгруппами в свободное время.

2. Вначале занятия используйте мимическую гимнастику, т.е. улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение детям, вселите в них уверенность.

3. Подготовьте руки к работе, выполните пальчиковую гимнастику.

4. Имейте несколько дополнительных заготовок.

5. Используйте (особенно на начальном этапе) сказки-подсказки. Это заинтересует детей, поможет в запоминании и выполнении поделок.

6. Изготавливайте поделку в совместной деятельности, поэтапно, дожидаясь выполнения детьми, а на первоначальном этапе и помогайте им. Займите место за столом так, чтобы всем детям были видны ваши действия с воском. Не бойтесь помочь ребенку, ваш труд не пройдет напрасно.

7. При объяснении называйте свои действия, соотносите с образцом, моделью, схемой и добивайтесь этого от детей.

8. Выучите названия и изготовление базовых форм, это облегчит объяснение и выполнение игрушки, сэкономит время.

9. Знакомьте детей с условными обозначениями, используйте в работе образцы, схемы, книги.

10. Используйте в работе игры и упражнения.

11. Устраивайте конкурсы, выставки работ, оформите ими группу.

12. Используйте для игр-драматизаций.

13. Дарите к праздникам.

Рекомендации для самостоятельной работы детям.

1. Подготовь рабочее место.

2. При выполнении поделки не отвлекайся.

3. В случае неудачи не огорчайся, отдохни и попробуй еще раз.

4. Устрой выставку из поделок, которыми ты можешь порадовать друзей и родителей.

5. Научи своихблизких изготавливать поделки, которые умеешь делать сам.

6. Содержи в чистоте рабочее место: материал для работы. Не забудь навести порядок после занятия.

Методическое сопровождение для родителей

1.Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.

2. Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком.

3. В занятиях с детьми начинайте с самого простого, а затем постепенно усложняйте задание.

4. Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, непосредственная помощь.

5. Найдите, за что похвалить: за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.

6. Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.

7. Работа по выполнению поделок из воска способствует развитию волевых качеств, развивает мелкую моторику пальцев рук, готовит ребенка к успешному обучению в школе.

Использование разнообразных материалов:

1. Семена подсолнуха, еловые шишки, кукурузные початки - используются для изготовления самых разных игрушек: сказочных ежат, забавного гномика, Змея Горыныча. Надо лишь суметь увидеть их.

2. Чешуйки шишек ели, сосны, кедра, ананаса - служат основой для необыкновенно интересных поделок. Работая с ними, дети проявляют много старания, смекалки, фантазии.

3. Работы из пуха тополя (основного), чертополоха, одуванчика, ковыля - как правило, получаются красивыми, легкими, воздушными. Здесь от детей требуются аккуратность, точность, усидчивость.

4. Перья птиц - очень благодарный материал. Работа с ним способствует развитию смекалки, выдумки, вызывает восторг и чувство удовлетворения. Перед началом необходимо обратить внимание детей на эстетику, аккуратность, соотношение пропорций в поделке.

5. Иголки хвойных деревьев, кора, листья клена и березы, семена клена, стручки белой акации, косточки фруктов и ягод, апельсиновая, мандариновая кожура, лепестки тюльпана, розы - служат основой для изготовления аппликации. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает детей.

6. Опилки, древесные стружки, яичная скорлупа, речной песок, камушки, бисер - используются для выкладывания мозаики. Простота, новизна и декоративность этой работы радуют детей. Экспериментирование с данными материалами, окрашивание их в разные цвета увлекает, придает занятиям творческую направленность.

7. Гречневая, перловая, манная, кукурузная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца, моркови, редиса, садовых цветов, мака, кокосовые стружки - применяются для изготовления картин. Из них получаются замечательные композиции. Светлые крупы легко окрасить в разные цвета. Мак с успехом используется для создания тонких разделительных линий на рисунке. Очень оригинальными и красивыми получаются панно из кокосовых стружек. Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики.

8. Гипс - служит для создания композиций совместно с природным материалом, объемных игрушек, фигурок зверей, овощей и фруктов. Для отливки используются гипсовые формочки. Работа с гипсом способствует развитию представлений о возможности его использования, навыков коллективного труда, дружеских взаимоотношений. Природные материалы, используемые для поделок, настолько разнообразны, что все их невозможно перечислить. А главное - они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Особое удовольствие получают дети, рассматривая результаты своего труда - готовую поделку, картину.