Задачи урока.
Образовательные: формировать понятия “гидросфера”, “Мировой круговорот воды” знания о распределении воды на Земле, о составных частях гидросферы, умения давать понятия, работать с текстом учебника, выбирать главное.
Развивающие: развитие логического мышления, навыков самостоятельного поиска необходимой информации, формирование умения работать с заданиями электронного учебника
Воспитательные: воспитание чувства интереса к открытиям на уроке, самоконтроля и дисциплины.
Материальное обеспечение урока: учебник 6 класса – Кошевой В.А., Душина И.В., Лобжанидзе А.А.. География (Мир Земли): учеб, для 6 кл. общеобразовательной учреждений. / Под ред. В.А. Кошевого. – 6-е изд., стереотип. – М.: Баллас, 2007. – 272 с.: ил. (Образовательная система “Школа 2100”); электронный учебник Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия, “Кирилл и Мефодий”, 2004, vSCHOOL.ru
Ход урока
Проблемный вопрос. Определение задач урока
Отгадай загадку. Определи о чем пойдет речь на уроке. На фоне музыки звучат слова.
Я встречаюсь во всех уголках Вселенной.
Но на Земле находится мое царство.
Почти все процессы на этой планете протекают при моем участии.
Я подвижна, провожу большую работу в природе. Из меня состоят живые организмы и человек.
Люди со мной знакомы с начала цивилизации, иногда я им приношу не радость, а беды.
Я самое необыкновенное вещество в мире.
Проблемная ситуация
Проблемный вопрос: Если выяснить, как образовалась вода на Земле, можно ли узнать, каков ее возраст?
Решение проблемы:
- Как появилась вода на Земле? Каково мнение ученых?
- В каких слоях Земли содержится больше всего воды?
- Из чего образовался океан
- Что такое ювенильная вода?
- Как вы ответите на проблемный вопрос?
Электронный учебник урок 41. Гидросфера – водная оболочка Земли. Слайд 15. Как и когда появилась вода на нашей планете.
Таким образом, рождение воды тесно связано с рождением планеты. Вода начала выделяться на ранних этапах формирования Земли.
Проблемный вопрос. В чем состоит уникальность воды?
Проверьте свои мысли с помощью текста учебника с.157.
- Находится в трех агрегатных состояниях;
- Твердая вода легче жидкой воды;
- При замерзании увеличивается в объеме;
- Поглощает большое количество тепла, долго его сохраняет;
- Способна течь вверх;
- Универсальный растворитель;
- Способна самоочищаться
Проблемный вопрос. Почему из космоса Земля выглядит голубым шаром?
Какие оболочки Земли вам известны?
Какую оболочку мы сегодня будем изучать?
Зачем ее нужно изучать?
Задание. Найдите в тексте учебника с.159 определение понятия “гидросфера”. Запишите его в тетрадь.
Кто, каким образом изучает атмосферу?
Сообщение по теме: Как изучают гидросферу.
Задание. С помощью текста учебника определите состав гидросферы и запишите в тетрадь.
Задание. Какие неточности вы заметили на рисунке?
Проблемный вопрос. Если поверхность Земли на 7/10 занята морями, озерами, реками, льдами, то почему все чаще говорят, что воды на Земле очень мало?
Задание. Изучите понятие “Мировой круговорот воды” с помощью электронного учебника. Выполните тренировочное упражнение на тренажере.
Электронный учебник урок 41. Гидросфера – водная оболочка Земли. Слайд 10. Вечное движение воды. Слайд 11. Тренажер. Моделируем круговорот воды.
Просмотр презентации найденной учениками в сети Интернет.
Рефлексия. Решение теста. Ответы отмечаем на рисунке.
1. Знаешь ли ты, что такое гидросфера:
а) да б) не очень в) нет
2. Что входит в состав гидросферы:
а) Мировой океан, воды суши б) Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере в) Мировой океан
3. Кто изучает гидросферу:
а) синоптики б) геологи в) гидрологи
4. Мировой круговорот воды:
а) суша-атмосфера-суша б) океан - атмосфера-суша-океан в) океан-атмосфера-океан
5. Где происходит местный круговорот воды:
а) только над сушей б) только над океаном в) над сушей и океаном
Самоконтроль, выставление оценок за урок.
“5” - нет ошибок
“4”- две ошибки
“3” -три ошибки