Цель: интеграция знаний обучающихся о весенних явлениях в природе в области биологии, музыки и живописи
Задачи:
- рассмотрение весенних явлений в природе, с использованием биологических, музыкальных и художественно-изобразительных характеристик;
- формирование художественно-эстетического вкуса;
- развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;
- воспитание позитивного отношения к природе и искусству.
Возраст: 8-10 лет (аудитория в зале), 10-13 лет (художники, музыканты и др. исполнители).
Оборудование: костюм Весны, фонограммы с музыкальными произведениями, аппаратура и музыкальные инструменты для исполнении музыкальных композиций, коллекция побегов деревьев и кустарников с набухшими почками, репродукции картин Саврасова “Грачи прилетели”, И. Левитана “Март”, фотоиллюстрации и рисунки перелетных птиц и первоцветов, схема с силуэтами птиц в полете, аудиозапись песни певчего дрозда.
Предварительная подготовка:
Проводится предварительная подготовка со чтецами, исполнительницей роли Весны. Актовый зал украшается фотоиллюстрациями и рисунками первоцветов, перелетных птиц.
Ход занятия
Звучит песня “Весенне танго” (авторы-исполнители Татьяна и Сергей Никитины)
Ведущая Ребята, на прошлом занятии “Зимняя мозаика” вы узнали много интересного о зиме. Зимнему времени года можно дать следующую характеристику: “Мало света, мало тепла, много света и красоты!” Нашу встречу сегодня открыла песня “Весеннее танго”. А значит, о чем пойдет речь на этом занятии?
(Зал: О весне).
Ведущая: Верно. Наше занятие посвящено весне. Вы узнаете, какой бывает Весна, какие изменения происходят с растениями и животными. Мы поговорим о таинственных явлениях, происходящих с птицами во время перелета и о многом другом.
Весна — самое любимое и долгожданное для всех время года. В народе ее издревле называли “Весной-красной” и посвящали праздники и гуляния: люди радовались пробуждению природы от зимней спячки и зазывали весну особыми песнями-веснянками. Например вот такой.
(Звучит русская народная песня “Веснянка”)
Ведущая:
“Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года”.
Это строчки из произведения А.С. Пушкина о весне. И действительно, у весны — все первое — и первая капель, и первые кучевые облака, и первые весенние цветы, и первые перелетные птицы.
Музыкальное произведение Керн “Весенний дым”.
Ведущая: Сегодня у нас в гостях Весна-красна. Встречайте!
(Под фонограмму вальса Штрауса “Сказки венского леса” выходит Весна).
Весна:
Я — Весна-красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях рощу цветочки.
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду — в поле и в лесу -
Людям радость я несу!
Здравствуйте, ребята! Про меня говорят, что я очень ветренная и непостоянная. То я — Весна света, то — Весна воды, то — Весна травы. Почему меня так называют?
Ведущая: Давайте, ребята, ответим Весне, почему у нее 3 имени.
(Догадки, обсуждение)
Ведущая: Итак, весну называют “весной света” в марте, когда дни становятся все светлее и более продолжительными. 21-22 марта наступает День весеннего равноденствия.
В апреле весну называют “весной воды” за то, что в этом месяце начинается вскрытие рек, начинается ледоход, по полям журчат ручьи, в оврагах и в лесу окончательно тает снег.
А в мае наступает “весна травы”, когда земля покрывается молодой травой, в полях цветут весенние цветы, листья на деревьях уже развернулись и достигли своих обычных размеров.
Ведущая: Весна, ты довольна таким ответом? Мы тебя очень любим и с нетерпением ждем. А сейчас просим остаться на нашей встрече. Ребята приготовили тебе сюрпризы.
Ребята из вокально-хореографического отдела исполняют “Сочинение о весне” (муз. Дубравина, слова Просторова).
Ведущая: Посмотри Весна, какой тебя увидели ребята художественной школы!
(Учащиеся художественной школы демонстрируют свои рисунки, рассказывают о красках весны. Показывают работы великих мастеров кисти — картины Саврасова “Грачи прилетели”, Левитана “Март”).
Чтец № 1. И. Никитин “Весна” под позыку И.С. Баха “Весна”.
Весна: Ребята! Не правда ли, хорошо побродить по весеннему лесу и посмотреть, как он просыпается от зимнего сна, подышать свежим прохладным воздухом,послушать “музыку весны”? Эта музыка особенная: мы слышим звуки и голоса, которыми можно насладиться только в это время года.
Чтец № 2. Баратынский “Весна” под музыку рус. нар. песни “Ходит ветер у ворот”.
Ведущая: Одними из первых в природе встречают весну деревья и кустарники. (Весна показывает всем веточки ивы с серебристыми цветочными почками). Что это за дерево, которое уже в конце зимы приветствует в лесу наступление Весны?
(Ответы: ива).
Биолог: Ива — замечательное растение. Как только пригревает солнце, цветочные почки начинают расти, сбрасывают с себя коричневые чешуйки, и мы видим пушистые “барашки” на тоненьких ветках. Так отзывается растение даже на слабое тепло. А в марте, когда в лесу еще лежит снег, начинается сокодвижение у деревьев клена и березы (демонстрация веточек и иллюстраций). Их корни-насосы оттаивают и прогоняют сок по стволу к пробуждающимся веткам. Им любят лакомиться дятлы — они проделывают своим клювом в коре деревьев дырочки (демонстрация коры или иллюстрация) и пьют сок. Любят это лакомство и некоторые другие птицы, лижут его белки. Есть любители березового сока и среди людей. К сожалению, из-за некоторых из них могут погибнуть целые деревья. Если оставить раны на дереве открытыми, то за сутки из раненой березы вытекает до 10 л сока, а всего за весну дерево может потерять его больше 100 л. И береза, потеряв жизненные соки, может не развернуть листочки и погибнуть. Нельзя добывать сок из молодых неокрепших березок. После добычи сока ранку нужно замазать глиной или садовым варом, чтобы растение не теряло влагу и в ранке не поселились болезнетворные организмы, например, паразитические грибы.
Ребята, если вы встретите в лесу такие истекающие соком березы, не проходите мимо, замажьте глиной ранки дерева.
Одновременно с сокодвижением на стволах молодых берез появляются вот такие белые лоскутки березовой коры (демонстрация). Это молодым красавицам стали тесноваты их старые “платья”, и они их сбрасывают. Зацветает береза в лесу одной из первых: когда она украшается сережками, она становится удивительно красивой.
Чтец 3. А. Прокофьев “Люблю березу русскую”.
Ведущая: Ребята, а у каких деревьев, кроме березы, появляются сережки?
(Ответы: У тополя, осины, ольхи (демонстрируются гербарные образцы и иллюстрации).
Ведущая: Эти деревья стремятся отцвести, пока еще не показались листья. Ведь они опыляются ветром и листья бы мешали распространению пыльцы. А какой кустарник тоже выпускает сережки?
(Ответ: Орешник (лещина). Он цветет в марте (Ведущий демонстрирует гербарный образец и иллюстрации).
Музыка Уильяма Ли - “Ореховый человечек”.
Ведущая: Сколько радости приносят нам первые весенние цветы — первоцветы! Так называют целую группу растений, которые зацветают самыми первыми, прорастая прямо из-под снега! В наших лесах одной из первых зацветает пролеска сибирская (иллюстрация), которую иногда ошибочно называют подснежником. Запомните — подснежник — это другой вид растений (иллюстрация), в наших лесах не встречается.
Где же берут силы для цветения на холоде среди снегов маленькие пролески и подснежники? Если осторожно выкопать растение из почвы, можно увидеть небольшую коричневую луковичку. Здесь накоплены с прошлого года все питательные вещества необходимые для роста и раннего цветения (иллюстрация). Плохо, когда посетители леса охапками рвут пролески. Они быстро вянут, но самое главное, лишившись надземной части, луковицы не смогут запасти питательные вещества и растение может погибнуть. Тем же, кто любит любоваться этими симпатичными цветами можно посоветовать посадить их у себя в полисаднике — они прекрасно себя чувствуют на клумбах!
Муз. Гречанинова “Песня о подснежнике”.
Ведущая: Рядом с пролеской голубой растут и другие первоцветы и у каждого - свое имя. Все они начинают цвести в апреле — гусиный лук, мать-и-мачеха, сон-трава, медуница, хохлатка, ветреница, первоцвет лекарственный (иллюстрации). В мае цветочную карусель продолжают ландыши, купальницы, адонис весенний, пион тонколистный, венерин башмачок.
Ребята, обязательно сходите в лес в гости к Весне, чтобы полюбоваться цветами, но не рвите их. Пусть они останутся нетронутыми и живыми, чтобы ими любовались и те, кто придет в лес после вас.
Чтец 4.
С. Вургун.
“Давайте же пройдемся медленно по лесу
И “здравствуйте” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать”.
Муз. Шуберта “Вальс”.
Ведущая: Не отстают от растений в пробуждении и насекомые. В лесу еще много снега. А над ним уже порхают бабочки. Вы видели этих бабочек (иллюстрации)? Это крапивница, лимонница, дневной павлиний глаз. Они зимуют в укромных местах и появляются, как только их разбудит весеннее тепло. На куполе муравейника, как только солнце растопит с него снег, можно увидеть первых муравьев — разведчиков весны. Они греются на солнце и бегут скорее в свое подземелье, чтобы согреть жилище своим теплом. Оживают ранней весной и хрупкие создания природы — грибные комары. Их можно увидеть в солнечный день в лесу, вьющимися над снегом.
Шуточная песня “Комар один задумавшись...” (на стихи Жуковского).
Ведущая: По-настоящему Весна приходит к нам с прилетом птиц. Тогда сразу все преображается и оживает.
Чтец 5. Стихотворение Смирнова “Упал сосулькой март к ногам...” под аккомпанемент на скрипке “Журавель” (укр. народная песня).
Ведущая: О приближении Весны нас извещает еще в феврале синичка. Она начинает по-весеннему, весело и задорно (фонограмма). В народе говорят, что Весну приносят из-за моря перелетные птицы. Вы их знаете?
(Ответы)
Одним из гимнов весны считается песня жаворонка (фонограмма). Не случайно на 1 апреля — День птиц — в старину из теста делали фигурки жаворонков и с ними зазывали Весну.
Чтец 6. “Жаворонок”, музыкальная композиция “Весенняя”.
Почти одновременно с жаворонками прилетают белые трясогузки (иллюстрация). Чаще всего они встречаются у речек. Эта птичка все время покачивает хвостиком, за что и получила свое название — трясогузка. В народе говорят, что своим хвостом трясогузка лед разбивает, половодье открывает. Неужели люди говорили это серьезно и такая маленькая птичка может ломать толстый лед?
(Ответы: Нет. Люди имели ввиду, что прилет этой птицы совпадает с ледоходом на реках).
Ведущая: Среди пернатых певцов есть выдающиеся мастера. Какие птицы лучше всех поют по-вашему мнению?
(Ответы: Соловей, полевой жаворонок, зарянка, певчий дрозд).
Ведущая: Давайте послушаем, что пишет о певчем дрозде наш земляк, знаменитый ученый и писатель Л.Л. Семаго
Звучит фонограмма с записью голоса певчего дрозда.
Чтец 7 читает рассказ Л.Л. Семаго “Певчий дрозд”.
Ведущая: Мы любим птиц не только за их голос и весенние песни. Птицы — очень важны для природы — они регулируют численность насекомых и грызунов, которые могут поразить растения, в том числе наши сады и поля, а также докучливых комаров и мух. За это мы называем птиц нашими друзьями.
Мы восхищаемся перелетными птицами — нашими маленькими путешественниками. Ведь они каждую весну преодолевают огромные расстояния, чтобы лететь на свою родину и вывести здесь птенцов.
С помощью кольцевания ученые смогли узнать, где зимуют разные птицы.
Где, по-вашему мнению, зимуют стрижи и ласточки?
(Ответы).
Ведущая: Стрижи и ласточки зимуют в Южной Африке (указывается на глобусе). А скворцы — на территории Франции и Германии. Как же они находят дорогу домой? Они ориентируются по солнцу, звездам, особым приметам местности. Летят птицы в любую погоду, их не может остановить даже сильный шторм. Только некоторых птиц, таких как стрижи на время останавливает продолжительное похолодание или туман. Тогда птицы собираются, подобно пчелиному рою, и впадают в оцепенение (как летучие мыши). Птицы летят и ночью и днем. Как вы думаете, на какой высоте летит во время миграций (перелетов) большинство видов птиц?
(Предположения детей)
Ведущая: Оказывается, большинство птиц совершают перелеты на высоте около 700 м. А гусей, летящих над Гималаями, однажды заметили на высоте 8.850 м!
Наверное, многие видели, каким строем летят журавли и гуси. А вот утки летят косым рядом, мелкие птицы — большой стаей без всякого строя. А некоторые птицы, например, кукушки, летят поодиночке.
Видеонарезка из фильма “Птицы”.
Ведущая: Предлагаю вам поиграть. На этой схеме вы видите силуэты различных птиц в полете. Сможете ли вы по силуэту определить, что это за птица? (на схеме изображены лебедь, аист, утка, ласточка городская, ласточка деревенская, стриж).
Ведущая: на календаре у нас апрель, а это значит, что весна полностью вступила в свои права. Птицы приступили к строительству гнезд, весенние хлопоты и у лесных зверей. У них уже появились детеныши. У зайцев появились маленькие зайчата-настовички (иллюстрация). В отличие от крольчат, они рождаются зрячими и через неделю уже могут есть первую траву. У лесной куницы — тоже прибавление (иллюстрация). Чтобы прокормить детенышей, ей приходится чаще охотиться на мышей и их родственников полевок (иллюстрации). А у мышей — тоже появилось потомство, причем многочисленное — иногда свыше 15 малышей.
Наблюдать за мышиным семейством забавно. А музыканты отразили свое отношение к мышке. Давайте послушаем...
М. Шмитц — музыкальная пьеса “Микки-Маус”.
Ведущая: Сегодня, ребята, мы с вами узнали много нового о Весне. Мы лучше узнали Весну не только по явлениям природы, но и познакомились с ней по репродукциям картин известных художников, услышали ее музыку из произведений великих композиторов
(Работа с учащимися - закрепление).
- Какие явления природы вам нравятся больше всего?
- Какие растения-первоцветы растут в наших лесах?
- Какие музыкальные произведения, прослушанные сегодня вам понравились?
(Ответы детей)
Ведущая: Ребята, теперь вы много знаете о весенних обитателях леса. Надеюсь что встреча с прозвучавшими мелодиями была для вас радостной, как и встреча с добрыми, старыми друзьями.
До новых встреч!