Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса в настоящее время становится патриотическое воспитание учащихся. Патриотическое воспитание, прежде всего, процесс формирования человеческого самосознания, которое позволяет нам сказать: «Я – русский, я – представитель определённой страны, носитель оригинальной культуры» (Приложение 1, слайд 2).
Проблема воспитания патриотических чувств младших школьников актуальна в современном обществе. Она обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Важное значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.
В современном понимании патриотизм – это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории (Приложение 1, слайд 3).
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. Патриотические чувства, идеи возвышают личность, когда они сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности. Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребенок, во много раз превзошла влияние семьи, школы и других общественных институтов.
Человеку – молодому и взрослому – стало не просто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что навязывают ему извне. И как результат – рост наркомании, пьянства, детской преступности, отказ молодых людей от службы в Вооруженных Силах.
Перекосы воспитания в сторону идей индивидуально-личностного подхода в противовес воспитанию коллективистских качеств, послужили тому, что таким обязательным для каждого гражданина страны чувствам, как патриотизм и национальное единение стало уделяться недостаточно внимания.
(Приложение 1, слайд 4) В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: « Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны (Приложение 1, слайд 5).
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социально-культурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Хочу рассказать о той форме работы, которую выбрала я для решения вышеперечисленных задач.
По традиции первый урок по окружающему миру был проведен на тему «Государственная символика России». Необходимой частью развития личности является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам. Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции (Приложение 1, слайды 6-11).
От общегосударственной символики мы решили перейти к созданию семейной символики – герба, а также исследовательской работе «Откуда произошла моя фамилия?» Ведь еще Н.М.Карамзин говорил: «Любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма» (Приложение 1, слайд 12). Эта творческая, поисковая работа была проведена детьми с опорой на знание семейных традиций и её качественное выполнение было бы невозможным без активного участия взрослых членов семьи.
Ребята вели свою работу по нескольким направлениям. Некоторые, поняв задание буквально, при помощи интернета нашли старинные фамильные гербы своих однофамильцев, а может (кто знает!) и родственников (Приложение 1, слайд 13). Ребята узнали о многих славных делах, совершёнными носителями их фамилий.
В нашем классе, как и в большинстве других, есть дети из семей выходцев с Кавказа. Представители этих народов отличаются трепетным отношением ко всему, что касается семьи. Это не могло не отразиться на качестве и добросовестности выполнения задания. Со слов и воспоминаний старейших членов семьи ребята воссоздали старинные гербы своих некогда знатных родов (Приложение 1, слайд 14).
Юные геральды брали за основу герба и род занятий своих родителей (Приложение 1, слайд 15), и семейное хобби (Приложение 1, слайд 16), и необычайную сплочённость всех членов семьи, и ещё много-много интереснейших фактов (Приложение 1, слайды 17-20).
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся.
Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания личности волновала лучшие умы человечества еще задолго до появления самого этого понятия. (Приложение 1, слайды 21-28).
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается всемье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».