Урок русского языка по теме "Обозначение звука [й'] на письме". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • систематизировать знания учащихся по теме урока, полученные в букварный период;
  • развивать умение применять ранее открытые способ буквенного обозначения звука [й], учить обосновывать свой выбор;
  • развивать память, мышление, фонетический слух.

Тип урока: комбинированный (используются основные этапы уроков постановки учебной задачи и решения учебной задачи).

Оборудование:

  • схемы-таблички «Способы обозначения звука  [й’]»;
  • набор из 10 букв русского алфавита (е, ё, ю, я, й, ь, о, а, у, ы);
  • рисунок робота Сам Самыча;
  • учебники «Русского языка» (авт. В.Репкин);
  • тетради.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка учебной задачи (ситуация интеллектуального конфликта)

– После того, как вы, ребята, Маша и Алеша рассказали Сам Самычу о гласных и согласных звуках и буквах, робот взял ручку и записал в своей тетради: (открываю запись на доске)

Йуля пьйот сок.

– Здорово получается! – говорил  Сам Самыч. – Спасибо вам, ребята, что научили меня письму.
– Да, уж, научили, так научили. – растерянно сказала Маша, глядя в тетрадь Сам Самыча.
– Я вижу, ребята, и вы не согласны с такой записью слов. Почему? Вот об этом же сказал и Алеша роботу. Но Сам Самыч возразил:
– Я все сделал так, как вы меня научили: согласный звук [й’] в слове Юля обозначил согласной буквой й, гласный звук [у] – гласной буквой у. Где же ошибка?
– И тогда ребята поняли, что еще не рассказали роботу о… О чем еще надо рассказать роботу, чтобы он эти слова (Юля, пьет) записал правильно?

(По ходу ответов детей тему урока записываю в виде схемы и красным вопросительным знаком и отмечаю цель  урока)

– Поможем Сам Самычу разобраться, какими буквами на письме обозначается звук [й’]? Это и будет цель нашего урока.

III. Конструирование способа работы со звуком [й’]

– Но прежде давайте сами повторим:
– какими же буквами обозначается звук [й’] и
– от чего зависит выбор нужной буквы? Для этого понаблюдаем за звуками в нескольких словах. Сделаем к ним звуковую запись на доске и в тетрадях. (С каждым словом у доски работает 1 ученик).

– Итак, первое слово мой, произносим его, интонируем.

[мой’] [й’олка] [л’й’у’]

– Прочитаем хором звуковую запись всех слов. Какой согласный звук есть во всех этих словах?  Подчеркнем его.
– Под звуковой записью сделаем буквенную запись этих слов. (Учитывая сложность и «ошибкоопасность» данной темы, работающим у доски ученикам, при затруднении, оказывают помощь ученики класса.)
– Во всех словах, вы сказали, есть одинаковый звук [й’]. А одинаковой ли буквой вы его обозначили? (Стрелочками соединяю звук [й’] с соответствующими буквами)

– А почему для обозначения звука [й’] вы выбрали разные буквы?
– Давайте вместе сделаем выводы:
      – в конце слова (мой) звук [й’] обозначается…буквой й
      – в начале слова (ёлка) перед гласным звук [й’] обозначается с последующим гласным…одной буквой ё (е,ю,я)
      – в середине слова (лью) после согласного – перед гласным звук [й’]…сохраняет буква ь.
– Так почему один звук [й’] мы обозначаем разными буквами?

Физминутка

IV. Решение учебной задачи

– Ребята, помните, эти схемы-таблички?

– К нашему первому слову (мой) какая табличка подходит?
      Ко второму (ёлка)?
      К третьему (лью)?
– А те два слова (Юля пьет), в которых ошибся робот, к каким табличкам подходят?
– Сейчас, когда мы многое вспомнили, давайте поможем Сам Самычу исправить ошибки в словах его предложения. (Дети исправляют ошибки в словах, доказывая правильность выбора нужной буквы).
– Теперь мы можем это предложение записать в тетрадь.

Юля пьет сок.

Итак, какую цель мы перед собой ставили?
– А вот правильно ли мы с вами, ребята, определили себе задачу на несколько уроков, мы узнаем из учебника. Откройте учебник на стр. 38. прочитайте название нового параграфа («Какими буквами обозначается [й’]»)
– Посмотрите еще раз на таблички – схемы, на буквы, которыми мы сегодня обозначили [й’] на письме.
– А теперь посмотрите на те буквы, которые рассыпаны вокруг Сам Самыча. (Переворачиваю набор из 10 букв «лицом»)

– Выберите из них те, которые обозначают звук [й’] на письме и прикрепите их ниже стрелочек.

(Дети работают у доски, оставшиеся «лишние» буквы я убираю)
– Могу ли я убрать ? нашего урока?
– Почему?
(Знак ? оставляем).
– Интересно, понял ли Сам Самыч нас сегодня?

V. Прогнозирование.

– А как вы думаете, ребята, все ли буквы для обозначения звука [й’] мы сегодня обсудили? Так чем мы завтра займемся? Молодцы!
– У кого есть желание – на перемене можете рассказать Сам Самычу, какими буквами на письме обозначается звук [й’].