Цели:
- формирование способности к сложению и вычитанию трехзначных чисел без перехода через разряд;
- формирование навыков письменных и устных вычислений;
- формирование навыков составления, анализа и решения задач;
- развитие подвижности мыслительных процессов;
- повышение интереса к изучению математики;
- воспитывать умение сотрудничать, а также умение работать самостоятельно.
Оборудование:
- У учителя: учебник Л. Г. Петерсон «Математика» 2 класс 1 часть, графические схемы-помощники, музыкальный центр, карточки с числами.
- У ученика: учебник Л. Г. Петерсон «Математика» 2 класс 1 часть, листы формата А3, фломастеры, цветные карандаши.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Начинается урок.
Он пойти вам должен впрок.
II. Актуализация знаний (деятельностный метод обучения)
1. Математический диктант
- Записать число, в котором 8 сотен 6 десятков 2 единицы.
- Записать число, в котором 3 сотни 2 десятка 1 единица.
- Записать число, в котором 6 сотен 2 единицы.
- Записать число, в котором 9 сотен 9 десятков.
- Записать число, в котором 7 сотен 7 десятков 7 единиц.
Все учащиеся работают в тетрадях, а 2 ученика на закрытых от всех «крыльях» доски. После окончания работы коллективная проверка выполнения задания.
2. Работа с графическими моделями чисел
На доске представлены 3 графические модели чисел.
Задание 1: Найти модель числа 425, доказать свой выбор. (В числе 425 4 сотни – они изображены большими треугольниками, 2 десятка – 2 маленьких треугольника, 5 единиц – 5 точек).
Вопрос: Что вы знаете о числе 425? (Трехзначное, последующее число 426, предыдущее 424, сумма цифр числа равна 11.) Выразите число 425 в различных счетных единицах.
(Задание выполняется на доске 3-мя учениками и в тетрадях всеми остальными.)
425 = 4с + 2д + 5е
425 = 42д + 5е
425 = 4с + 25е
Задание 2: на листах формата А3 зарисовать фломастером графическую модель любого трёхзначного числа, рядом записать это число.
3. Игра «Мои друзья» (ТРИЗ компонент)
- Мои друзья те, у кого в числе 2 сотни.
– Дети, чья модель подходит к высказыванию, выходят к доске и демонстрируют записи на листе. Если ученик вышел неправильно, то сразу проводится коррекция знаний самими учащимися.
- Мои друзья те, у кого в числе 5 десятков.
- Мои друзья те, у кого в числе 8 единиц.
- Мои друзья те, у кого в числе 1 сотня.
Вопрос после игры: что общего у всех чисел, которые вы написали? (Они трехзначные.)
4. Разбиение чисел на группы
На доске 4 столбика чисел
105 300 809 210
15 30 89 21
Задание 1: Прочитать числа каждой пары, сказать, чем похожи и чем различаются. (Похожи: в записи есть одинаковые цифры, различия: двузначные и трёхзначные; цифры в записи числа обозначают разные единицы.)
Задание 2: Разделить на 2 группы («Круглые» и «некруглые» числа; двузначные и трёхзначные числа; числа, в записи которых есть цифра «0» и те в которых её нет; сумма цифр равна трем и сумма цифр равна 17).
ТРИЗ компонент «Расселение»
Задание 3: назвать предыдущее числа 300,
последующее числа 809.
Во время этого этапа урока учитель стимулирует
учащихся, раздавая карточки с двузначными и
трёхзначными числами, в записи которых
использованы одинаковые цифры.(99, 999, 22, 222, 444, 55, и
т. д.) Карточки кладутся на стол в перевёрнутом
виде. Правило: не переворачивать карточки до тех
пор, пока учитель не попросит. При невыполнении
правила карточка изымается. После 3-го задания
учитель просит встать всех, кто получил
поощрение в виде карточек и прочитать записанные
числа. Сильным ученикам предлагается найти сумму
чисел.
5. Самостоятельное решение примеров
15 + 30 21 + 30
89 – 21 210 + 105
Во время выполнения задания дети фиксируют
затруднение при решении последнего примера.
Обсуждение ситуации. (Трудно потому, что ещё
не складывали трёхзначные числа.)
Вопрос: Как вы думаете, чему мы сегодня будем
учиться на уроке?
Формулирование детьми темы урока.
Физкультминутка
Выполняется под расслабляющую музыку. Учитель, или один из учеников, говорит такие слова: «сотни», «десятки», «единицы». Учащиеся стоят и при помощи рук показывают: сотни – руки сомкнуты над головой в виде большого треугольника, десятки – соединены попарно большие и указательные пальцы рук, образуя маленький треугольник, единицы – имитируется работа рук на клавиатуре компьютера по столу.
III. Постановка учебной задачи. Работа по теме
– Мы с вами уже умеем складывать и вычитать
двузначные числа столбиком. Как вы думаете, при
складывании и вычитании трёхзначных чисел
столбиком будут те же правила, или мы будем это
делать совсем по-другому? (Все также, только
добавляется ещё один разряд – сотни.)
– Какое правило мы должны вспомнить, чтобы
записать столбиком сумму чисел 261 и 124? (Единицы
записываем под единицами, десятки под десятками).
А сотни? (Сотни записать под сотнями).
Запись примера в тетрадях и на доске.
– С чего начинается сложение? (Сложение начнем
с единиц. 1 единица плюс 4 единицы будет 5 единиц.
Записываем под единицами цифру 5.) Что будем
делать дальше? (Складываем десятки, записываем
под десятками, а затем считаем сотни и
записываем под сотнями. Читаем ответ: 385)
– Сделайте вывод о том, как сложить два
трёхзначных числа столбиком.
Вывод фиксируется при помощи схемы-помощника:
Задание: записать столбиком разность
чисел 372 и 162. Как произвести вычисления? Какой
получился ответ? (210)
– Сделайте вывод о том, как найти разность двух
трёхзначных чисел столбиком.
Дети самостоятельно делают выводы.
Вывод фиксируется при помощи схемы-помощника:
Вопрос для самых наблюдательных учеников: встречалось ли нам сегодня на уроке число 210? Какую роль играло это число? (Оно было слагаемым и разностью.) Какую еще роль может выполнять число? (Может быть суммой, уменьшаемым, вычитаемым.)
IV. Первичное закрепление
Дети решают примеры №2 со страницы 50
учебника.
Вопросы: Что заметили? Сделайте вывод. (Чем
меньше второе слагаемое, тем меньше значение
суммы, если первое слагаемое одинаково. Чем
меньше уменьшаемое, тем меньше разность, если
вычитаемое одинаково.)
V. Включение нового материала в систему знаний
Задание: Выполните действия в столбик и скажите, что интересного в этих примерах.
530 + 327 857 – 530 416 + 102 518 – 416
1) В 1 и 2 примерах одинаковые части (327 и 530) и
целое (857), также и в 3 и 4 примерах (части 416 и 102,
целое 518.
2) Выполняются взаимообратные действия.
Вопрос: Какие выражения вы бы дописали к этим парам? (327 + 530, 857 – 327, 102 + 416, 518 – 102)
– Какой закон математики увидели? (Переместительный.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Решение задачи
В палатку привезли яблоки и апельсины. Яблок было 395 кг, а апельсинов на 145 кг меньше. Сколько фруктов привезли в палатку?
Вопросы:
– Разбейте условие на смысловые части.
– Повторите вопрос.
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
– В задаче одно действие? Два? Три? Почему?
Докажите. (Два данных, неизвестных тоже 2.)
– Начертите схему задачи;
– Решение запишите столбиком.
2. Преобразование задачи (применение технологии УДЕ)
Задания:
- Составьте обратную задачу для предыдущей задачи. Каким будет её решение?
- Изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась в 1 действие. Как ответите на вопрос?
- Дополните условие задачи. Если будет необходимость, то поменяйте вопрос. Что изменится в решении? (Если дополнение вызвало сложность, то задать ещё один вопрос: какие ещё фрукты вы знаете?)
Для сильных учеников даётся индивидуальное задание:
- Дополните условие так, чтобы задача решалась в 4 действия. Запишите её кратко.
3. Решение нестандартных задач:
1) Петя нашел один гриб, Коля – два, а Паша – три. Мама дала им 18 орехов и велела разделить их по заслугам. Сколько орехов получил каждый?
Ответ: Паша собрал половину всех грибов, поэтому ему полагается половина всех орехов – 9. Из остальных девяти орехов Коля должен получить в два раза больше Пети, так как он собрал в два раза больше грибов. Значит, Петя должен получить три ореха, а Коля шесть.
2) Попытайся понять, как составлена эта последовательность: 720, 360, 120, 30, …….. . Напиши еще два ее члена.
Ответ: каждое число, начиная со второго, равно предыдущему числу, деленному на 2, потом на 3, потом на 4. Два следующих числа 6 и 1.
4. Самостоятельная работа
Формирование умения решать задачи по действиям с пояснением и выражением.
Решение задачи №7 со страницы 51 учебника.
В гараже было 305 «Жигулей» и 142 «Москвича». Утром уехало 237 машин. Сколько машин осталось в гараже?
Вопросы после решения:
– Поднимитесь те, кто решил задачу по действиям
с пояснением?
– Встаньте те, кто решил задачу выражением?
(Запись вариантов решения на доске.) Обратить внимание детей на то, что решения записаны по-разному, а количество действий одинаково.
– Какое решение рациональнее? Почему? (Требует
меньше времени на запись.)
– Какими числами мы пользовались при решении
этой задачи? (Трехзначными.)
Повтор сложения и вычитания трёхзначных чисел при помощи схемы-помощника.
VII. Итог урока
– Что полезного вы узнали на этом уроке?
VIII. Рефлексия
– Оцените свою работу. Нарисуйте на полях тетради зелёный «кружок», если вы довольны своей работой. Если вы довольны, но можете ещё лучше – жёлтый «кружок». А уж если что-то не поняли или немного ленились, то нарисуйте красный «кружок».
IX. Домашнее задание
– Cоставить 5 примеров на сложение трёхзначных чисел без перехода через разряд, чтобы одно число играло разную роль: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность.