Учебник: «Геометрия, 10-11» Л.С.Атанасян.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
- Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания и способы действий по данной теме;
- продолжить формирование практических навыков по теме.
- Воспитательные:
- формировать коммуникативные, социальные (работа в команде) навыки;
- воспитывать личную ответственность;
- развивать умение оценивать деятельность;
- формировать эстетические навыки при выполнении чертежей.
- Развивающие:
- развивать способности к анализу, обобщению, систематизации;
- развивать познавательную деятельность учащихся;
- развивать интуицию, пространственное воображение.
Оборудование для организации урока:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- раздаточный материал;
- листы оценки.
Структура урока:
- Организационный момент и проверка д/з (4 мин).
- Сообщение темы и цели урока (1 мин).
- Воспроизведение опорных знаний учащихся (3 мин).
- Формирование практических навыков (5 мин).
- Решение задачи (10 мин).
- Проверочная работа по карточкам (5 мин).
- Оценка этапов (2 мин).
- Проект (5 мин).
- Подведение итогов (2 мин).
- Постановка домашнего задания (1 мин).
- Рефлексия (2 мин).
ХОД УРОКА
1. Оргмомент и проверка домашнего задания
– Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.
Придя сегодня на урок Вы, конечно, подготовили
домашнее задание. Давайте сейчас его проверим.
Заранее отсканированное д/з объясняется учащимся у доски с комментариями. Делаются исправления.
Оценку за домашнее задание сегодня вы получите все. Для этого на ваших столах у каждого лежат оценочные листы с критериями оценивания, в них вы будете фиксировать свои знания и свою деятельность на каждом этапе урока. И первым оценочным пунктом станет выполнение д/з.
КРИТЕРИИ:
Найдено правильно числовое значение с
пояснением – 3 балла,
Найдено числовое значение без пояснения – 2
балла,
Изображён чертёж и записано условие – 1 балла.
2. Постановка цели урока.
Первый этап пройден вами успешно, перейдём к
последующим этапам урока, где мы с вами должны:
вспомнить аксиомы стереометрии, закрепить
знания о расположении прямой и плоскости, а так
же прямых в пространстве.
Запишем классная работа и тему урока.
3. Воспроизведение опорных знаний учащихся.
– Сейчас вам предстоит собрать предложения, относящиеся к аксиоматике и определениям стереометрии. Таких предложений 5, но пропущенных слов 7. Проставьте в тетрадях числа от 1 до 5 и, напротив числа, напишите то слово из предложенных, которое необходимо вставить. Будьте внимательны, нужно соблюдать чёткий порядок при заполнении предложений.
Задание №1 «Собери выражение»
1) Единственную плоскость можно задать через
три точки, при этом они … на одной прямой. (не
лежат)
2) Если … точки прямой принадлежат плоскости, то и
вся прямая принадлежит плоскости. (две)
3) Две различные плоскости могут иметь только
одну общую … (прямую)
4) Прямые являются … в пространстве, если они не
пересекаются и … в одной плоскости. (параллельными,
лежат)
5) Прямые являются …, если … в одной плоскости. (скрещивающимися,
не лежат)
Одна, две, три, лежат, не лежат, точку, прямую, параллельными, скрещивающимися, пересекающимися.
Ребята самостоятельно работают 1 минуту.
Затем один учащийся выходит к интерактивной
доске и собирает выражения. Присаживается.
Оценивание происходит по ключу, который
открывается занавесом.
а | не лежат |
к | две |
и | параллельными |
м | скрещивающимися |
о | лежат |
с | прямую |
– Должно получиться не просто набор букв, а слово АКСИОМА.
Оценивают в листах самостоятельно.
КРИТЕРИИ:
Всё буквы правильно – 3 балла,
Ошибки в 1-2 буквах – 2 балла,
Ошибки в 3-4 буквах – 1 балл,
Более 5 ошибок – 0 баллов.
4. Формирование практических навыков
– Переходим к следующему заданию №2. Перед вами стоит следующая задача: определить взаимное расположение следующих прямых. (1 минуту самостоятельно)
Выходит один ученик, и, вращая фигуру (Живая геометрия), объясняет их взаимное расположение. Затем записывает ответ с помощью обозначений.
В1К и С1D – ∩
MC и С1D – ∙
B1K и МС – ∙
Оценивают в листах самостоятельно.
КРИТЕРИИ:
Всё правильно – 3 балла,
1 ошибка – 2 балла,
2 ошибки – 1 балл,
3 ошибки – 0 баллов.
Задание №3. Оно заключается в определение угла между прямыми A1B и B1D. (1 минуту самостоятельно)
Выходит один ученик и объясняет своё решение (Живая геометрия).
Оценивание в листах ответа 900 самостоятельно.
КРИТЕРИИ:
Правильно – 3 балла,
Не правильно – 0 баллов.
5. Решение задачи.
– А теперь обратимся к учебнику на странице 19, №45(а).
Вызывается один учащийся для решения.
6. Проверочная работа по карточкам.
– А сейчас, небольшая проверочная работа по карточкам. (Приложение 2)
Раздаются карточки, в которых дети отвечают и
выполняют построение (4 минуты)
Учащиеся обмениваются карточками проверочной
работы и для оценивания.
На доске открывается ответы для сверки.
1 вариант | 2 вариант |
1) Да, могут | 1) Совпадают |
2) Да. Скрещиваются | 2) Параллельны |
3) ВС | 3) Такой прямой не существует |
Каждый записывает результат в оценочные листы по следующим критериям.
КРИТЕРИИ:
Всё правильно – 3 балла,
1 ошибка – 2 балла,
2 ошибки – 1 балл,
3 ошибки – 0 баллов.
7. Оценка этапов
– Теперь вам предстоит подсчитать общее количество баллов и по критерию перевести их в оценки.
КРИТЕРИИ:
14-15 баллов – «5»
11- 13 баллов – «4»
7-10 баллов – «3»
– Для утверждения оценок я прошу передать тетради вместе с оценочными листами и карточками проверочная работа. А вы посмотрите небольшой проект, подготовленный учащимся. Проект готовится за неделю до урока как опережающее задание.
8. Проект
Просмотр проекта «Стереометрия – выход в пространство».
9. Подведение итогов
– Как могут быть расположены прямые в
пространстве по отношению к друг-другу?
– Какое взаимное расположение может быть у
прямой и плоскости?
– За учебную деятельность сегодня на уроке вы
получаете следующие оценки. (по оценочным листам)
– Кроме этого за дополнительную работу при
решении задачи №45(а) получает оценку… ученик …,
и за проект Жанна получает оценку «5».
10. Постановка домашнего задания
– А теперь, запишем д/з.
№43 (рисунок – обязательный уровень,
доказательство – повышенный уровень).
11. Рефлексия. (Приложение 3)
– Я вам раздаю карточки, чтобы вы смогли оценить свою активность на уроке, написать пожелание и удачные моменты, для планирования дальнейшей нашей с вами работы.
Заполнение карточек.
– До свидания!