Цели:
- обобщить знания детей по теме: «Обыкновенные дроби»;
- закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы;
- развитие самостоятельного творчества учащихся.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Сообщение темы урока
– Урок наш будет необычен. Несколько дней назад
вы получили домашнее задание сочинить сказку про
дроби. Сегодня на уроке лучшие ваши сказки будут
прочитаны и эти сказки помогут нам повторить все,
что мы знаем о дробях, а также повторить действия
которые мы умеем выполнять с дробями.
Итак, сегодняшний урок-сказку я предлагаю
назвать «Дробное царство»
3. Обобщение по теме: «Обыкновенные дроби»
Учитель:
Сказку не простую, а математическую
Вам сейчас расскажут без прикрас
Может быть там будет, что-то фантастическое.
Что ж, мы начинаем слушать их рассказ.
1-й ученик. В некотором царстве, в математическом государстве жили-были дроби. Дроби были разные десятичные и обыкновенные, правильные и неправильные. Для каждой дроби было свое определение. Вспомните, какие дроби называются правильными, а какие неправильные. (Дети дают определения правильных и неправильных дробей.)
– Среди правильных и неправильных дробей жила
очень печальная дробь. Она не знала, какая она
правильная или неправильная. Выглядела эта дробь
так: .
Она была самая несчастная среди дробей: ведь это
ужасно не знать своего имени.
– Давайте поможем этой дроби и скажем, при
каких значениях Х она может быть правильной
дробью, при каких – неправильной дробью? Почему?
У каждой неправильной дроби был секрет: они умели
делать что-то такое, чего не могли делать дроби
правильные.
– Кто догадался, что это за секрет, которым
обладает неправильные дроби? (Ответы детей)
– А теперь, давайте выполним устное задание.
Выделим целую часть у дроби.
(Задание записано на доске).
2-й ученик. В середине дворцовой площади стоял красивый терем. В нём заседало очень важное свойство, которое каждого жителя этого дробного царства учило основному свойству дроби. Дроби боялись забыть основное свойство дроби, потому что не знавших это важное свойство ждали большие неприятности.
– А вы, ребята, помните основное свойство дроби? (Ответы учеников)
– Применяя основное свойство дроби, устно найдите среди дробей равные
(Задание записано на доске).
– В тетрадях, письменно выполним задание 1.
Сократите дроби:
(Задание записано на доске).
3-й ученик. На берегу реки Знаки жили дроби, которые очень любили спорить: кто из них больше. Из них дома можно было всегда слышать такие слова: «Я больше, т.к. у меня больше числитель» – кричала одна дробь. «Нет! Я больше», – кричала другая дробь, – у меня больше знаменатель». Так продолжалось бы вечно, если бы в один погожий день к их берегу не приплыл на красивой дробной палочке волшебный знаменатель, который помог, наконец, разобраться какая дробь больше. А какая меньше. Это был наименьший из общий знаменателей.
– Кто подскажет, как этот волшебный знаменатель помог дробям. (Ученики читают правило сравнения дробей). А как быть дробям у которых числители равны, а знаменатели разные?
Задание 2 (письменно)
Сравните:
Физкультминутка
В дробном царстве, в море чисел,
Мы плывём на корабле
Знаем мы немало действий,
Применимых для дробей.
4-й ученик. Дробный волшебник наименьший из общих знаменателей продолжил свой путь по реке на своей красивой дробной палочке. Он спешил в домик Кролика, к которому пришли гости Вини-Пух и Пятачок, чтобы помочь им решить задачу.
«Кролик угостил Вини-Пуха и Пятачка мёдом. Вини-Пух съел кг. мёда, а Пятачок на кг меньше. Сколько съели вмести Вини-Пух и Пятачок?»
Решение задания на доске:
1.
2. Ответ:
– По данному решению придумайте другое условия задачи. (Ответы детей)
5-й ученик. Во всём дробном царстве было не сыскать домика красивей домика Портного, который шил одежду самую красивую в округе. Шить Портной очень любил и очень радовался, когда за день он успевал сшить много одежды. Единственное. Что очень огорчало и утомляло портного это сосчитать. Сколько одинаковых вещей для дробей сшил он за день. Очень долго Портной сидел и складывал одинаковые дроби. Пока один дробный заказчик не научил его очень простому и полезному действию – умножению.
– А вы помните. Как умножить дробью дробь? А как умножить дробь на число? (Ученики читают правило).
Задание 4 (письменно)
Умножьте:
6-й ученик. На опушке леса стоял домик, в котором жила дробь по прозвищу Жадина. Назвали её потому, что она не любила ни с кем делиться. Про неё поговаривали в округе, что даже снега зимой не выпросишь, ни за что не поделиться. Жадина очень любила ходить в лес по грибы. По ягоды. Однажды собирая в лесу грибы. Она услышала громкий плач – это плакали дроби из цирковой школы. Которые заблудились в лесу. У этих дробей было очень красивое имя –взаимообратные. В цирковой школе их научили делать кувырки и перевороты, с помощью которых они могли вставать с ног на голову. Жадина помогла им найти дорогу домой. В благодарность взаимообратные дроби научили Жадину заменять действие деление –умножением. И теперь, во всем дробном царстве никто уже не помнит, что раньше эту дробь звали Жадина, теперь её зовут Делимое.
– Попробуйте и Вы вспомните правило, которое помогает нам разделить дроби
Задание 5 (письменно)
Выполните деление:
Физкультминутка
Мы закроем глаза и представим себе океан.
А откроем – увидим знакомые лица.
Вправо, влево глазами вращай!
Вверх, вниз тоже не забывай!
Головой вправо, влево, вверх, вниз наклоняй.
Не ленись! Не ленись!
7-й ученик. В дробном царстве, посреди огромного моря чисел был красивый остров. На этом острове стоял Цифроград – город Цифр. В городе был дворец, в котором жили самые большие числа: миллионы, миллиарды и ещё больше. А числа 5, 58, 27, 13 и другие небольшие числа считались бедняками. Улицы города были такие узкие, что 100 и 1000 повстречавшись не могли разойтись. И тогда правитель города издал указ, по которому каждый житель должен был сделать доску, и когда бедным числам на улице встречался вельмож, бедняк должен был посадить вельможу на доску и нести над головой. Бедняки нехотя подчинялись. И вот однажды в город пришёл великан. Это был обыкновенный мальчик. Бедняжки, когда увидели великана, бросились в разные стороны с вельможами над головой. Тяжёлую ношу бедняков облегчали люди. Которые стали выделять целые части. И получившую целую и дробную части называть смешанными числами. Смешанные числа можно складывать и вычитать (отдельно сложив целые и дробные части), делить и умножать можно лишь тогда, когда снова превратив смешанное число в бедняка несущего над своей головой вельможу, т.е. в неправильную дробь.
Задание 6 (письменно)
Выполните действия:
4. Итоги урока
Написать синквейн
Дроби.
Обыкновенные, интересные.
Складывали, вычитали, делили, умножали.
Сказочно сочиняли.
5. Оценки
Примечание.
В разработке урока использованы сказки сочинённые Пережогиным Георгием , Сосниной Светланой, Комовым Сергеем, Комовой Мариной, Щаниным Михаилом, Казуровой Светланой, Брейкиной Екатериной.