Цель: подвести учащихся к самостоятельному выводу о делении Земли на тепловые пояса, учить рассуждать, анализировать, воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, воспитанию любви к родному краю.
Оборудование: физическая карта полушарий, атлас «Мир и человек», мультимидийный проектор, глобус.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
– Прежде, чем сегодня мы сделаем новое открытия, давайте вспомним, что мы уже знаем о планете земля?
– Земля планета Солнечной системы.
– Земля вращается вокруг своей оси и вокруг
солнца.
– Земля получает от Солнца тепло.
– На Земле есть земная суша, вода, воздух.
– На Земле есть жизнь.
II. Работа над новым материалом
– Мы уже знаем, что растительный и животный мир нашей страны очень разнообразный. От чего зависит разнообразие животных?
Д. Разнообразие животных зависит от тепла, полученного Землей.
У. Правильно, есть и другие причины, влияющие на разнообразие растений и животных, но в данном случае нас интересует тепло, получаемое Земли от Солнца.
– Как называется модель Земли?
– Рассмотрим глобус.
– Где самое жаркое место на Земле?
Д. Самое жаркое место на Земле на экваторе.
– Покажите.
– Где самое холодное место?
Д. Самое холодное место на Северном и на Южном полюсе.
– Покажите.
– В зависимости от количества получаемого солнечного тепла Землю делят на тепловые пояса. Откройте учебник на стр. 40-41
– Внимательно рассмотрите тепловые пояса.
– Где находится жаркий тепловой пояс?
Д. Жаркий тепловой пояс находится возле экватора.
– Что вы можете сказать о холодном поясе?
Д. Около полюсов холодно, эти территории назвали холодными поясами Земли, их два.
Д. Между жарким и холодными поясами на севере и на юге находятся территории, где не очень жарко и не очень холодно.
– Их назвали умеренными поясами, их тоже два
– А теперь давайте отправимся в путешествие от Северного полюса к Южному и еще раз вспомним о животных характерного для данного теплового пояса.
– Посмотрите на картинку в левом верхнем углу, что вы на ней видите.
Д. Мы видим льды, северное сияние и белого медведя.
Арина. Белый медведь считается самым крупным. (слайд). Длина тела достигает 3 м, масса 800 кг. Для существования белого медведя нужны льды, открытые участки моря и береговая полоса. Питаются тюленями, рыбой, леммингами, веточками карликовых берез.
Артем.(слайд) Тюлени хорошо приспособились к водному образу жизни и переносу низких температур. Большую часть времени проводят в воде, передние ласты у них действуют, как весла, задние – как руль. Питаются продуктами моря длина тела взрослого тюленя свыше полутора метров, масса до 160 кг.
– А теперь переходим умеренному поясу. Характерными обитателями умеренного пояса у нас является бурый медведь.
Аделина. (слайд) Бурый медведь
обитатель лесов. В длину он может достигать двух
метров и весить 500-700 кг. с виду медведь неуклюж,
хотя в действительности очень подвижный и
ловкий. Может быстро бегать, делать большие
перышки, влезать не деревья и плавать. Питаться
молодыми побегами, грибами, ягодами.
Еще один представитель умеренного пояса лось. О
нем нам расскажет
Камила. (слайд) Лось – крупное животное длина тела может достигать 3м, высота до 2-х метров, масса более 500 кг. Летом лоси сочной травой, листьями. Зимой переходят на ветки, кору, древесные лишайники.
III. Физкультминутка
IV.
– А теперь наше путешествие проходит в самом жарком тепловом поясе Африки. Посмотрите, пожалуйста, на Африканских животных. (Включаем видео)
– И, наконец, через второй умеренный пояс мы подплываем к холодному полюсу Антарктида. Вот мы с вами познакомились с тепловыми поясами Земли, сколько их всего?
– Покажите, на каком материке расположено государство, в котором мы живем.
Д. Наше государство расположено на материке Евразия. Оно называется Российская Федерация.
– Назовите столицу России?
Д. Столица России – город Москва.
– В каком тепловом поясе находится наше государство.
– Хотя наше государство находится в умеренном тепловом поясе, ее территория получает разное количество солнечного тепла. И в России есть холодные, умеренные и достаточно теплые места.
– Назовите город в котором мы живём?
– В какой республики он находится?
– Назовите столицу республики Башкортостана?
– Вот уже 450 лет мы входим, в состав России и в этом году мы будем отмечать замечательную дату 450-летия вхождения республики Башкортостан в состав России.
– А сейчас мы с вами проверим себя. Откройте, пожалуйста, стр. 44-45 учебника. Отметьте те объекты окружающего мира, которые относятся только к умеренному поясу.
V. Итог урока
– О чем мы с вами говорили? От чего зависит деление Земли на тепловые пояса?