Проект "Формирование культуры класса как условие развития современного культурного общества"

Разделы: Классное руководство


Актуальность проекта обусловлена стремительными переменами, происходящими в общественной жизни Российского государства.

Современные тенденции изменений в Российской системе образования обусловлены активным вхождением в мировое образовательное пространство. Конкурентоспособность национальной системы образования в условиях глобализации образования может быть обеспечена только при условии ее национального своеобразия. Существующая особенность отечественной системы образования - фундаментальность, преемственность ступеней, духовно-нравственная направленность.

Как сохранить и развить эти традиционные качества в условиях необходимых инноваций, отвечая вызову времени? В Ассоциации культуротворческих школ России отвечая на данный вопрос, считают, что Культуротворческая школа - образование для России. "Новая школа России: Культуротворческая модель".

Одним из основных документов, определяющих развитие отечественной системы образования на современном этапе, является "Стратегия развития России". Как отмечается в "Стратегии", " развитие человека - это и основная цель и необходимые условия прогресса современного общества: это сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный приоритет":

В свете данного концептуального положения огромная ответственность ложится на плечи педагогов, так как именно от них, в первую очередь, зависит качество обучения и воспитания. Общество посылает школе новый социальный заказ, где главными характеристиками выпускника образовательного учреждения являются его ориентация на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, мобильность, общую культуру, чувство собственного достоинства, независимость в суждении. Уровень развития этих качеств и является показателем социального становления личности.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" нацеливает педагогов на то, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

Как показывает анализ изучения актуальных проблем современной молодежи, в духовном пространстве России происходят сложные процессы. Здесь лавинообразно нарастают негативные явления, проявляющиеся в потере нравственных ориентиров, в снижении уровня культуры, в проникновении в сознание сомнительных ценностей, в росте преступности, в социальной апатии.

Под воздействием негативного в самом сложном положении оказалось юношество. Именно оно не в силах противостоять влиянию, ведущему к духовному и нравственному разрушению. Становится очевидным, что выпускники, оказывающиеся на пороге взрослой жизни, должны обладать не только знаниями, но и широкой гуманитарной культурой, знанием общества, умением жить в нем на основе общепринятых норм культуры, где ценят не только деловые, но духовно-нравственные качества: честность, ответственное отношение к делу, самодостаточность, самостоятельность, умение находить общий язык с разными людьми не по законам джунглей, а на основе общечеловеческих норм нравственности и взаимопонимания. Эти обстоятельства требуют от педагогов и воспитательной системы новых эффективных факторов, регулирующих духовные процессы и способствующих социализации обучающихся.

Одним из компонентов воспитательной системы, обеспечивающих успешность формирования и развития личности школьника, является воспитательная среда школы. Но как показывают различного уровня исследования и опыт, при этом не всегда учитываются культурные процессы, идущие внутри классных сообществ (культурные цели, задачи, ценности, содержание, механизмы включения обучающихся в культуру). Вместе с тем именно классный коллектив является первичным институтом социализации личности школьника наряду с семьей. Характеризуя социальный портрет семей классного коллектива, следует подчеркнуть низкий духовный интеллект и образованность родителей, воспитательный потенциал семей, доминирование материальных жизненных ценностей. Из 21 обучающегося 11 класса 6 человек - воспитанники детского дома имени Д.М. Карбышева; 6 обучающихся из многодетных семей; 4 человека воспитываются в неполных семьях; 1 человек находится под опекой.

Таким образом, очевидным представляется недостаточность воспитательного ресурса большинства семей, невысокий социальный и материальный статус и как следствие - необходимость создания дополнительных условий для воспитания подрастающего поколения, формирования культуры на уровне класса.

Нравственность, гражданственность, гуманность, экологичное и этичное отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе, эстетическое восприятие мира, интеллектуальная развитость, способность к рефлексии и саморазвитию, к употреблению своих знаний только во имя мира, добра, любви - главные качества человека культуры, воспитание которых является центральной, комплексной задачей современной школы.

Эффективное решение проблем современного образования на уровне отдельного класса возможно при условии проектно-целевого управления его развитием, которое позволяет рассматривать класс как систему, способную к саморегуляции и к самосовершенствованию.

Культура классного сообщества является не только важным источником культурного развития личности, но и идейно-ценностной атмосферой культурного становления личности, определяет духовно-нравственный, творческий интеллектуальный уклад образовательного учреждения, оказывает свое влияние на культуру школы и социума.

Итак, актуальность проекта обусловлена следующими противоречиями:

Между потребностями современного общества в высоком уровне культуры граждан и недостаточным культурным и воспитательным ресурсом большинства семей.

Между общей концепцией образовательного учреждения социального развития обучающихся и повышения социальной культуры каждого субъекта образования и недостаточной реализацией данных идей в рамках отдельного классного коллектива.

Проблема данного проекта заключается в необходимости создания классного сообщества, соответствующего представлению об идеальной модели, являющейся носителем культурных и духовно-нравственных ценностей и поведенческих норм, утверждаемых обществом.

Реализация данного проекта позволит воспитать культуру класса, способствующую оптимизации жизнедеятельности классного коллектива и развитию, самореализации и социализации каждому члену классного коллектива.

Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс классного коллектива.

Предмет исследования: Формирование культуры класса в учебно-воспитательном процессе.

Цель проекта: теоретически обосновать и реализовать в практике учебно-воспитательного процесса класса возможность формирования культуры класса как условия развития базовой культуры каждого обучающегося.

Инновационной идеей проекта является формирование "культурного" потенциала личности обучающихся через спектр воспитательных мероприятий и подключение различных референтных структур к соуправлению классным сообществом.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих групп задач: личностных как новообразований на уровне обучающихся и управленческих - на уровне педагогов и администрации школы.

Личностные задачи Управленческие задачи
1. Формирование культуры жизненного самоопределения.

2. Формирование культуры семейных отношений.

3.Формирование культуры экономической, организационной и культуры труда.

4.Формирование культуры политической, нравственной и правовой.

5.Формирование культуры интеллектуальной, демократической, коммуникативной.

6.Формирование экологической культуры.

7.Формирование эстетической, этической и художественной культуры.

8.Формирование физической культуры, культуры здорового образа жизни и безопасности жизни.

1. Актуализация культурных компонентов содержания всех учебных предметов.

2.Формирование и развитие культуры общения всех участников образовательного процесса: обучающихся и педагогов, детско-подростковых объединений, родителей и администрации.

3.Оптимизация и интеграция социокультурного пространства учебного учреждения, микрорайона, города, района, области.

4. Оптимизация взаимодействия с семьей и привлечение ее культурно-воспитательного потенциала и ресурса к образовательному и воспитательному процессу школы.

5. Создание эффективной системы отслеживания динамики успехов учащихся через формирование диагностического банка и индивидуальных ученических портфолио.

Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, начинание. Культурным человеком считают того, кто впитал духовные ценности общества (его язык, искусство, науку, моральные нормы, правила поведения), развил в себе способность понимать состояние других людей и поступать таким образом, чтобы окружающие испытывали радость от общения с ним.

Воспитание культурного человека является одной из важных проблем общества. Так, по мнению Е.В.Бондаревской, цель воспитания - воспитание человека культуры, а основная задача педагога - создание культурной среды развития ребенка. В.П.Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура.

Как утверждает А.М. Кушнир, все многообразие жизни, ее культура - общение, деятельность, достижения, события - буквально все происходящее с ребенком развивает его, а специально организованное обучение может стать частью этой жизни, продолжать, направлять и усиливать это движение жизни и развитие, и тогда оно обязано быть жизнеспособным, строиться на жизненном языке, перекликаться с жизненными реалиями.

В специальной и психолого-педагогической литературе существует множество определений "культуры". Например, Г. Риккерт рассматривает культуру как "процесс реализации всеобщих ценностей в течение исторического развития". С.Л. Франк определяет культуру как "совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей". Ю.С. Степанов подчеркивает, что культура связана с совокупностью достижений людей во всех сферах жизни; высокий, соответствующий современным требованиям уровень этих достижений.

По мнению Э. Тайлора, культура, или цивилизация, слагаются в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Культура сохраняет единство нации, государства и общества, она первична по отношению к экономике, политике, праву и морали.

Культура является продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования, деятельности и взаимодействия, обозначений и оценок, консолидации во имя достижения общих целей, упорядоченных правил и социально приемлемых технологий удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей, реализуемых в формах человеческой деятельности.

В педагогическом менеджменте существует понятие "культура школы", а, следовательно, и любого его культурного компонента, например, "культура класса". Она определяется как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении (М.М.Поташник, А.М.Моисеев). "Культура класса" существует в любом классном коллективе, независимо от того: осознается она его членами или нет.

Различают культуру внутреннюю и внешнюю. Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношениях к окружающей действительности, к людям, результатам их труда.

Внешняя же культура, или культура поведения - это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время. Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми.

Методологической основой проекта являются следующие научно - педагогические подходы, принципы и идеи:

  1. Идеи о возможности и условиях влияния среды на развитие личности ребенка (В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова, Ю.С.Мануйлов, В.Д.Семенов)
  2. Проблемы социализации и формирования социальной зрелости личности (А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Максимова, Т.Н.Мальковская, А.В.Мудрик, Б.Д.Парыгин, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн и др.)
  3. Теория педагогического и социального проектирования (И.Ю.Алексашина, Н,Н.Суртаева, А.П.Тряпицина, Н.В.Чекалева и др.)

Теоретическую базу проекта обусловили следующие теории, концепции и идеи:

  1. Научные положения о сущности, структуре и развитии социально - педагогических систем представлены в трудах В.А.Караковского, Ю.А.Конаржевского, Л.И.Новиковой, Е.Н.Степанова и др.
  2. Проблемы творческого развития и саморазвития детей рассмотрены в работах М.В.Богуславкого, О.С.Газман, Г.Б.Корнетова и др.
  3. Проблемы развития культурной среды школы отражены в работах В.А.Караковского, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, М.М.Поташника, А.М.Моисеева, Н.М.Ушакова и др.
  4. Компетентностный подход и современные образовательные технологии рассматривали Н.В.Чекалева, Н.Н.Суртаева.

Основные направления и механизмы реализации проекта

К основным направлениям реализации проекта по формированию культуры класса относятся следующие:

содержательное - формирование содержания воспитательных мероприятий сообразно концепции формирования культуры класса и базовой культуры всех учащихся класса;

технологическое - применение целесообразных педагогических технологий, направленных на развитие учащихся, их творческого, культурного, нравственного и интеллектуального потенциала;

организационное - создание системы творческих, культурных, нравственных мероприятий, мониторинга и презентации достижений участников образовательного процесса;

диагностическое - психолого-педагогический мониторинг развития и успешности учащихся;

интеграция дополнительного образования в образовательный процесс;

коммуникативное - система условий и средств, направленных на развитие коммуникативной культуры всех субъектов образовательного процесса.

Организационно-технологическими механизмами реализации проекта в воспитательном процессе классного коллектива предлагаются следующие:

Упражнение - это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения.

Метод убеждения - это показ, рассказ сути дела с объяснением его важности, полезности.

Метод воспитывающих ситуаций - это способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах или создание самой ситуации.

Ситуация творчества - это создание таких условий, в которых актуализируется выдумка, воображение, фантазия школьников, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации.

Метод косвенного воздействия на учащихся - это опосредованное влияние на учащихся, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска.

Ситуация непринужденной принудительности - это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие каждого школьника в жизни коллектива, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.

Соревнование - это метод стимулирования активности воспитанников путем создания условий, когда каждый его участник стремится максимально проявить свои способности

Посредством данных методов создается благоприятный нравственно-психологический климат в классном коллективе, способствующий развитию личности обучающихся, самореализации на положительную перспективу и позитивные стимулы, а также предоставления возможности создавать условия для участия семей в воспитательном процессе, привлечение родителей и лиц их заменяющих к участию в самоуправлении класса.

Предполагаемые результаты проекта

1. Сформированность классного сообщества, соответствующего духовно-нравственным и поведенческим нормам современного общества.

2. Сформированность умений формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы и согласовывать их с культурно - социальной средой развития.

3. Демонстрация социальной и гражданской грамотности в анализе собственной позиции и готовность к анализу ситуации в местном сообществе.

4. Осознанное и закрепленное в действиях и поступках признание общечеловеческих норм и ценностей.

5. Общественное и личностное проявление позиции здорового образа жизни, культура быта и половых отношений.

6. Расширение сферы социального партнерства, заинтересованность общественности в жизни школьного сообщества. <Приложение1>

Задачи Критерии Показатели Способ отслеживания
Формирование эстетической, коммуникативной нравственно-правовой и организационной культуры. Сформированная эстетическая, коммуникативная, нравственно-правовая и организационная культура. Чувство прекрасного; коммуникативная компетентность; достаточный уровень социальной активности, гражданской ответственности, правовая компетентность; культура взаимоотношений и общая культура поведения среди сверстников и в обществе. Процедуры диагностики (тестирование, анкетирование, беседа); мониторинг; наблюдение; анализ и коррекция продуктов деятельности.
Формирование культуры семейных отношений, экономической, организационной и культуры труда, культуры политической, демократической и правовой, культуры ЗОЖ. Общественное и личностное проявление позиции здорового образа жизни, здорового отношения к своему психическому, нравственному, интеллектуальному развитию и здоровью, культура быта и половых отношений. Достаточной уровень социальной активности, гражданской ответственности; социальная устойчивость; здоровый образ жизни; законопослушность. Наблюдение; внешняя экспертиза; самоанализ; диагностические процедуры.
Формирование культуры жизненного самоопределения, культуры саморазвития, интеллектуальной, нравственной, коммуникативной. Обеспеченность реально созданными условиями для самопознания, самоопределения и саморегуляции обучающихся. Независимость в суждениях; уверенность в себе; самокритичность; самостоятельность; способность к самоанализу и самокоррекции. Общая эрудиция; личная успешность в учебной, творческой и художественной деятельности. Экспертная оценка, наблюдение, рейтинг, мониторинг. Анализ продуктов деятельности; наблюдение, тестирование анкетирование, рейтинг, портфолио.
Создание эффективной системы отслеживания динамики успехов учащихся через формирование диагностического банка и индивидуальных ученических портфолио. Наличие необходимых условий для интеллектуального и духовного развития обучающихся, их творческого и художественного потенциала. Формирование инновационного тематического воспитательного плана, создание индивидуальных портфолио учащихся, организация взаимодействия с дополнительным образованием. Наличие портфолио, наличие системы социального партнерства.
Оптимизация взаимодействия с семьей и привлечение ее культурно-воспитательного потенциала и ресурса образовательному и воспитательному процессу школы Наличие концептуально обоснованной и согласованной с интересами школьников программы деятельности. Включение в процесс родителей и других субъектов социального становления обучающихся; толерантность; коммуникативная компетентность. Экспертная оценка, наблюдения, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, анкетирование.

Литература

  1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: Теоретико-методологический аспект. Минск,1998.-203с.
  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.,1995. -115с.
  3. Аспекты модернизации российской школы. - М.,2001.-164с.
  4. Вортингтон Дж. Духовное измерение в образовании. М., 1995г.
  5. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь,2004.-272с.
  6. Григорьев Д. Роль классного руководителя в организации детского самоуправления//Народное образование.-№4.-2007г.
  7. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя(10-11 классы)/ Под ред.И.С.Артюховой.-М.:ВАКО,2006.-292с.
  8. Иванов А.Педагогическая культура классного руководителя//Воспитательная работа в школе.-№1.-2006.
  9. Казимирская И.И. Учись быть кульурным. Минск, 1982, -48с.
  10. Кандаурова А.В. Организация толерантного пространства школы в условиях социального воздействия. - Омск,2006.Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель.-2005.-№8.-С.16.
  11. Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель.-2005.-№8.-С.16-18.
  12. Культура современного урока./Под ред.Н.Е. Щурковой. - Смоленск,1997.-158с.
  13. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988г.