Цели:
- Сформировать представления и знания о вирусах, их природе, негативном влиянии на живые организмы.
Задачи:
- Познакомить учащихся с вирусами - единственной формой жизни на Земле, их строением, особенностями поведения внутри клеток живых организмов.
- Сравнить свойства вирусов и всех живых организмов; выявить закономерности размножения вирусов.
- Напомнить об иммунитете человека, явлении фагоцитоза, о прививках.
- Познакомить с наукой вирусологией, основоположником вирусологии - русским ученым - Д. О. Ивановским.
- Учебные - наглядные пособия: таблицы Вирусы, Презентация Вирусы.
Термины: Вирусы, вирусология, фильтрующие вирусы, бактериофаги, пандемия.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Вокруг нас существует видимые и невидимые миры. Про видимый мир мы много знаем, а вот невидимый мир полон загадок и тайн и не всегда хороших. Слайд № 2, 3.
II. Изучение новой темы.
Предлагаю посмотреть слайды № 4, 5, 6. На первый взгляд хорошие поля, а если приглядеться, то листья растений в пятнах. Это болезнь - табачная мозаика. А возбудитель болезни - вирусы. Слайды № 7,8.
Фильтрующие вирусы. Слайд № 9. Сообщение ученика.
Вирусы - единственная неклеточная форма жизни на Земле. В переводе с латинского - яд. О том, как устроены вирусы узнаем, посмотрев слайды № 10, 11, 12. А теперь зарисуем и подпишем составные части.
Предлагаю учащимся вспомнить свойства всех живых организмов и закрепить на доске полоски-свойства (Приложение № 1). Для того, чтобы определить свойства вирусов рассмотрим слайд № 13. Для них характерны всего три свойства живых организмов: 1) размножение, 2) наследственность, 3) изменчивость.
Наука о вирусах - Вирусология. Основоположник науки русский ученый - Д. О. Ивановский. Слайды № 14, 15. Сообщение ученика.
Ученые до сих пор спорят, кем или чем являются вирусы: вещество или живое существо. Сегодня многие ученые считают, что вирусы мостик между живым и неживыми мирами и являются основными участниками эволюции. Слайд № 16.
Поселяясь в клетках живых организмов вирусы, вызывают многие болезни: грипп, оспу, корь, полиомиелит. Слайды № 17, 18, 19.
Тест - задание (Приложение № 2). Ученики обмениваются тетрадями, проверяем задания всем классом, выставляем оценки.
Меры борьбы с вирусами - Слайд № 19, 20. Сообщения учеников об ученых: И.И. Мечникове, Луи Пастере, Дженнере. Слайд № 21.
Поведение вирусов при попадании в клетки растений, животных и человека неоднозначно: 1) уничтожают клетку хозяина; 2) замирают, никак не проявляя себя; 3) изменяют генетический материал ДНК клетки хозяина на свой - идет сборка фрагментов нитей ДНК или РНК и белковых тел (капсидов).
Использование ослабленных или погибших вирусов для вакцинации. Слайд № 22
III. Обобщающие вопросы:
- Вирусы - вещество или существо?
- Имеют ли вирусы клеточное строение?
- Особенности строения вирусов?
- Что такое капсид?
- Как много нуклеиновых кислот содержатся в вирусах?
- Свойства вирусов?
- Проявляется ли у них обмен веществ и энергии?
- Способны ли вирусы расти?
- Способы размножения вирусов?
- Как называется наука о вирусах?
IV. Выводы.
Вирусы - это единственная неклеточная форма жизни на Земле, которая вне клетки никак себя не проявляет, а является промежуточным звеном между живой и неживой природой.
V. Итоги.
Оценки: за сообщения, за тест-задание, ответы на вопросы. Молодцы.
Оценку "отлично" и особую благодарность за помощь в оформлении презентации ученику 10 "р" класса Дерябину Сергею.