Цель:
- Продолжать изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века на примере произведения А. П. Чехова "Ванька".
- Формировать навык осознанного и выразительного чтения.
- Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать.
- Развивать наблюдательность, устную речь, внимание.
- Воспитывать нравственные качества, культуру общения.
Оборудование урока:
- Портрет писателя [Приложение№1]
- Учебник для 3 класса Л.А.Ефросининой "Литературное чтение" 1 часть,
- Репродукции картин В. Маковского "Свидание", В.Перова "Тройка"
- Выставка книг (Д. В. Григорович "Гуттаперчевый мальчик", В. Короленко "Дети подземелья", А.П. Чехов. Ванька, Д.Н. Мамин-Сибиряк "Вертел", "В ученье", "В глуши", В.Г. Короленко "Купленный мальчик", Г. Сенкевич "Янко - музыкант", Н.А. Некрасов "Плач детей").
План урока:
I. Домашнее задание.
Дошло ли письмо?
Выборочное чтение. Подпиши иллюстрацию. [Приложение №2]
II. Задачи урока.
Познакомимся со временем в котором жил А.П.Чехов.
Раскроем замысел автор.
Составим модель- описания героя.
Будем высказывать собственное мнение о герое, об отношении автора к герою.
Советую прочитать.
III. Работа с произведением.
Безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.
- Не только писатели писали о трудностях и лишениях детей, но художники в своих бессмертных полотнах отражали их горькую участь.
Перед нами картина В.Е. Маковского "Свидание". [Приложение №3]
На ней изображён мальчик лет девяти и его мать.
Мальчик одет в красную рубаху и тёмный фартук. Рубашка у него вся грязная, запылённая. Под ней находится тёмный фартук. Это неотъемлемая часть его одежды тоже вся в грязи. Рабочая форма доходит ему до самых ступней. Обуви у него нет. Он стоит босой посреди комнаты. Мальчик так проголодался, что вцепился зубами в кусочек хлеба. Он даже не смотрит на свою мать, которая к нему пришла. Он так устал, но считает жизненно необходимым поесть.
Она с грустью смотрит, как мальчик ест. Женщина так нервничает, что грызёт ногти. Может, она сожалеет о том, что отдала его на работу. Но семье необходимо как-то жить, и иного способа у них нет.
Живут они, по-видимому, бедно. По картине можно судить о тяжёлой жизни детей.
А вот перед вами другая репродукция, которую написал В. Перов и назвал ее "Тройка".
В старину, когда еще не было автомобилей, люди ездили на лошадях. Наиболее быстрой была езда на тройках. В коляску или сани запрягали трех лошадей. (Показ картинки с тройкой лошадей). Та лошадь, что находилась в центре, называлась "коренником", а две по бокам - "пристяжными".
Перов назвал свою картину "Тройка". Только изобразил он на ней особую упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой.
Перов стремился показать именно страдания одних и сытую тупость и жестокость других, показать, как страдает народ под игом помещиков, попов, полицейских.
VI. Высказывание собственного мнения по картине В. Перова "Тройка". [Приложение №4]
Сумерки. Трое ребятишек тянут тяжелую бочку с водой. Холодно. Бочка обледенела, стала еще тяжелее. Резкий ветер дует в лица детей. Худая одежонка не спасает от жестокого мороза. Тяжелая работа не согревает. Невольно возникает мысль, каким должно быть безжалостным сердце хозяина, пославшего этих заморенных детей на речку с тяжелой бочкой. Посторонний прохожий, такой же убогий, как эти дети, старается им помочь, упираясь плечом, толкает их непомерно тяжелый груз. Дети напоминают изработавшуюся тройку лошадей. А когда они успели изработаться? Они так малы. Невольно поднимается протест в душе против такой жизни, в которой существует такая несправедливость. Под ногами детей валяется одинокая веточка, такая же бесприютная, как они. Она оторвалась от родного дерева, как они от отчего дома.
Картина выдержана в коричнево-серых тонах. Мрачность ее подчеркивает глухая монастырская стена, вдоль которой лежит путь детей. Хочется помочь детям дотянуть до дома, до тепла. Невыносимо видеть их тоску и безысходность. Неизвестно еще отдохнут ли и отогреются ли эти дети, придя домой. Страшная действительность. Еще нескоро наступит сытая, хорошая жизнь таких ребятишек. Многие не доживут и до взрослости. Не познают счастья собственной семьи, радость жизни. Эта картина - крик боли и протеста
VII. Найди и прочитай.
Не только А. Чехов, В.Маковский и В. Перов писали о тяжелой судьбе детей, писали другие писатели и поэты. Посмотрите на книги. Говорящие названия произведений расскажут о тяжелой судьбе ваших ровесников.
- Д. В. Григорович "Гуттаперчевый мальчик",
- В. Короленко "Дети подземелья",
- А.П. Чехов "Ванька", "Спать хочется".
- Д. Н. Мамин-Сибиряк "Вертел", "В ученье", "В глуши",
- В.Г. Короленко "Купленный мальчик",
- Г. Сенкевич "Янко - музыкант",
Н.А. Некрасов "Плач детей".
Если вы переживаете за таких детей, если вас тронула их судьба до глубины души, эти произведения вы можете взять в библиотеке или купить в книжном магазине и прочитать. Все они на одну тему: показывают тяжелую жизнь детей России, ваших ровесников, которые жили в 18 - 19 веках.
VIII. Итог урока. Тест с вариантом ответа.
Какая идея произведения и авторский замысел?
- о том как Ванька жил в Москве;
- о том как было трудно выживать людям, особенно детям в период Старой России;
- о том как Ванька любил писать письма;
- о чувствах и переживаниях Ваньки Жукова;
о том, что вся надежда на спасение Ваньки было только в письме;
IX. Домашнее задание.
По вариантам
- 1 в. Составить аннотацию к произведению
- 2 в. Придумать конец рассказа (Как могла сложиться судьба Ваньки)
- 3 в. Пересказать эпизод письма, где герой рассказывает о Москве