Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о зиме, её признаках.
- Способствовать обобщению представлений детей о лиственных и хвойных деревьях (тополь, берёза, ель), различать их по строению (ствол, ветки, почки, кора),
- Способствовать развитию у детей мышления, обобщения по существенным признакам, доказательно строить суждения;
- Закрепить представление детей о природном явлении - ветре.
Развивающие задачи:
- Продолжать формировать у детей понимание учебной задачи и способствовать её выполнению;
- Продолжить развивать навыки самоконтроля и самооценки.
Воспитательные задачи:
- Продолжить учить детей беречь прекрасные творения природы;
- Продолжить учить любоваться красотой родной природы.
Предварительная работа:
- Серия наблюдений за деревьями, серия опытов "Растения - живые существа";
- Рассматривание иллюстраций (лиственные и хвойные деревья);
- Использование художественного слова: стих - я, загадки, сказки;
- Составление описательных рассказов, по теме лиственные и хвойные деревья;
- Д \ и: "1,2,3 до дерева добеги", "Часть-целое дерево", "Я знаю";
- Целевые прогулки к лиственным и хвойным деревьям;
- Рисование цветными карандашами и красками на темы: "Хвойные деревья", "Лиственные деревья", "Маленькой ёлочке холодно зимой", "Белая берёза", "Деревья нашего участка";
Развивающая среда:
- Ветки деревьев - тополя, берёзы, ели;
- Набор свечей - красная и синяя;
- Картинки с изображением ситуаций в зимнее время года;
- Дом Ветра;
- 3 шкатулки с изображением берёзы, тополя и ели.
Способы организации занятия:
- Индивидуальная работа,
- Работа с группой,
- Фронтальный опрос.
Ход занятия
Введение в тему
Сейчас я произнесу волшебные слова и все ребята превратятся в маленьких учёных.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Раз, два, три, повернись, в маленьких учёных превратись.
Сегодня, мы с вами вспомним, какие деревья растут на нашем участке, как можно отличить берёзу и тополь по веткам, без листьев. Сравним ветки тополя, берёзы и ели между собой и проведём опыт с ветром.
В: А знаете ли вы какие деревья растут на нашем участке? Как можно узнать берёзу, тополь и ель летом?
Закрепление
Сегодня, мои маленькие учёные мы будем учиться отличать берёзу и тополь. Какое сейчас время года? Вы правильно сказали, как можно отличить берёзу и тополь летом, а знаете ли вы как эти деревья можно отличить зимой, только по их веточкам?
Посмотрите в вазах стоят ветки. Я сейчас буду показывать вам ветки, а вы называть от какого они дерева и сказать, почему вы так думаете (воспитатель поднимает ветки, дети дают ответы и объясняют свой выбор).
Посмотрите, я кладу эти веточки рядом, так как вы маленькие учёные, я вам помогу обследовать эти веточки.
Предложить детям посмотреть цвет коры, сравнить их по толщине, определить одинаковые ли у них почки.
Теперь давайте всё, что мы узнали, соберём в шкатулки, посмотрите на каждой шкатулке нарисовано определённое дерево.
Какого цвета кора у берёзы и тополя? (ответы детей).
Значит и ветки такого же цвета (дети говорят свои ответы в шкатулку).
У берёзы веточки гибкие, а у тополя - хрупкие, (дети говорят свои ответы в шкатулку).
У берёзы веточки тонкие, а у тополя толстые, (дети говорят свои ответы в шкатулку).
Почки у тополя крупные, душистые и клейкие, чем у берёзы, (дети говорят свои ответы в шкатулку).
Предложить детям рассмотреть еловую ветку. Как вы узнали, что эта ветка от ели? - её веточки всегда зелёные, с иголочками, (дети говорят свои ответы в шкатулку).
Предложить детям сравнить ветки тополя и ели, ветки берёзы и ели. Предложить поставить ветки в свои вазы.
Физ. Минутка
Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.
Тополь вырос вместе с ней, быть он хочет подлиней
(стоя на одной ноге, подтянуться - руки вверх, то же на другой).
Ветер сильный налетел, все деревья раскачал
(наклоны корпуса вправо - влево).
Ветки гнутся взад - вперёд, ветер их качает, гнёт
(рывки руками перед грудью).
Будем вместе приседать - раз, два, три, четыре, пять (приседания).
Мы размялись от души и на место вновь спешим (дети проходят на места).
Мы с вами отдохнули, а теперь мои маленькие учёные, я хочу проверить, как вы умеете думать.
- Без рук, без ног, по свету рыщет, поёт да свищет.
- Щука хвостом махнула, лес погнула.
- Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, людей с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.
О чём были эти загадки? - о ветре.
Сейчас мы с вами пойдём в гости к ветру..
Ветерок, ветерок, ветрище ты чего по свету рыщешь
Лучше улицы мети или мельницы крути
По дорожке раз, два, три в гости к ветру мы пришли
Вот дом ветра, давайте с ним поздороваемся - "Здравствуй дядька Ветер".
Ветер тоже хочет с вами позаниматься.
Возьмём две свечи красную и синюю. Зажжём их. Красную свечу поставим возле двери дядьки Ветра, а синюю подальше.
Дети определяют куда наклоняется пламя свечей. Красная - вовнутрь, синяя - наружу. Почему так происходит? (ответы детей)
У нас в комнате тёплый воздух, он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. А возле дома дядьки Ветра холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, поэтому остаётся у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу? Значит у синей свечи пламя наклоняется от тёплого воздуха, а от красной свечи - от холодного. Получается, что тёплый воздух движется вверху, а навстречу ему внизу "ползёт" другой, холодный. Ветер - это движение воздуха (он появляется там, где встречаются тёплый и холодный воздух).
Давайте попрощаемся с дядькой Ветром - "до свидания дядька Ветер".
Посмотрите ребята, ветер разбросал картинки, мы с вами сейчас поиграем, кто поднимет картинку, говорит, что на ней нарисовано (воспитатель показывает пример - на картине зима, дети играют в снежки и т.д.).
Чем мы сегодня с вами занимались? Что узнали нового?
Молодцы! Мне понравилось с вами заниматься, мы с вами были маленькими учёными, а теперь : раз, два, три, повернись и в детей все превратись.