Цель: определить роль цвета в архитектуре и дизайне.
Задачи:
- Повторить знания о цвете;
- Формировать навыки рационального сочетания цвета в вещи;
- Формирование умения определять единство стиля, цвета, формы, фактуры в соответствии с вещью.
- Воспитание взаимовыручки, умения работать в парах;
- Выбор цвета в соответствии с настроением и психологическим и эмоциональным состоянием учащихся.
Оборудование: предметы для упаковки, ножницы, линейка, карандаш, циркуль, цветной картон, бумага, тесьма, бусины, клей, кисть, сопроводительная презентация.
Орг. момент.
Повторение ранее изученного: Роль цвета в конструктивных искусствах.
Именно цвет делает дома, вещи более выразительными. Роль цвета в дизайне и архитектуре основывается на законах сочетания цветов и на правилах цветоведения.
Работа по схеме "Цветовой круг" Приложение (слайд 1)
- Вспомните и назовите основные цвета (красный, желтый, синий) - основа способности человека воспринимать и различать цвета и оттенки.
Все остальные цвета основываются на смешивании основных цветов.
- Основные цвета - красный, желтый, синий;
- Составные цвета - оранжевый, фиолетовый, зеленый;
- Дополнительные цвета - диаметрально противоположные (красный-зеленый), контрастны, но гармонично сочетаются.
Закономерности гармонии цветов:
- Цветовой контраст (противоположные цвета вершины треугольников)
- Цветовой нюанс (соседние цвета в круге)
- Гармония более яркого и менее яркого оттенков одного цвета.
- Сочетание цвета или его оттенка (хроматического с ахроматическим: черным или белым)
(слайд 2)
Изучение нового материала.
Деревья, трава, небо имеют цвет от природы, а цвет здания или вещи сочинен художником. В дизайне и архитектуре необходимо учитывать психологическое воздействие цвета. Цвет влияет на восприятие объема помещения, оказывает эмоциональное и психологическое воздействие.
- Красный - тепло, конфликтность (слайд 3)
- Голубой - успокаивающий, снижает давление (слайд 4)
- Синий, фиолетовый - успокаивающий, подавленное настроение (слайд 5)
- Желтый - хорошее настроение, веселье, стимулирует умственную деятельность и зрение (слайд 6)
- Оранжевый - улучшает аппетит, легкое возбуждение, усиливает кровообращение (слайд 7)
- Зеленый - успокаивает, дает отдых уму, пробуждает терпение, оптимальный цвет (слайд 8)
Цвет выделяет доминанту, т.е. главное. При помощи цвета здания могут быть соединены или разделены (слайд 9-11)
- Фактура цветового покрытия:
- Зеркальная
- Матовая
- Смешанная
Способ применения цвета в дизайне и архитектуре иной, чем в живописи. Если в живописи - много различных оттенков, нюансов, то в дизайне и архитектуре цвет применяется локальным (однородным). Цвет в архитектуре не такой открытый и интенсивный как в окраске вещи (чаще пастельные, разбеленные).
Анализ использования цвета в архитектурных постройках.
В старину цвет постройки определялся материалом, из которого она делалась. В русской архитектуре - это цвет древесины. Со временем древесина темнела, лишалась оттенков. Поэтому стремились делать здание внутри ярким и радостным, используя росписи, вышивки, расписную утварь, при каменном строительстве - витражи, внутреннюю окраску, убранство (Янтарная комната, Золотая палата). (слайд 9)
В дизайне, как и в архитектуре, цвет усиливает наше восприятие формы, обостряет внимание.
Нацеливание на практическую работу.
Упаковка - это реклама вещи, поэтому ее стиль созвучен стилю вложенной в нее вещи. (слайд 12)
Упаковка может быть любой формы: может представлять просто сумку, пакет, а может быть декорированная коробка (слайд 13-14). Кроме рекламной функции, упаковка имеет функцию защитную, удобной переноски вещи (слайд 15)
Дизайн упаковки должен отличаться единым стилевым решением цвета и формы, фактуры и шрифта, а самое главное - соответствием содержимому. (слайд 16 - 17)
Итак, перед вами различные вещи (учащимся предлагаются предметы на выбор: телефон, туалетная вода, сувенирная игрушка, книга, и др.)
Практическая работа.
- Ваша задача - упаковать вещь для подарка. Для упаковки первоначально разрабатывается эскиз в соответствии с упаковываемым предметом, затем чертится развертка. (слайд 18 - 21)
Соблюдение правил ТБ при работе с инструментами.
Работа в парах.
Итог урока.
- Обоснуйте выбор формы, сочетание цвета и дизайна с содержимым упаковки (защита своей работы).
Оценка работ учащихся.
Д/З: доклады на тему "Архитектурные стили в истории искусства" (по группам: 1- архитектура Средневековья, 2 - архитектура 19-21 вв.)