Цель урока: способствовать выработке навыков сложения и вычитания одночленов, посредством математики доказать вред курения
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня, ребята мы проведем с вами необычный урок. Необычен он тем, что у него две темы: "Сложение и вычитание одночленов" и "Прежде чем закурить - подумай"
Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: "Что мне может дать выкуренная сигарета?" для этого решим несколько задач. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное, а именно, вспомним, как же решаются задачи, путем выделения трех этапов математического моделирования.
Первое наше задание на внимание. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на рисунок.
На рисунке изображены: в синем квадрате мяч, в зеленом треугольнике - краски с кисточками, в голубом пятиугольнике - лыжи, в белом круге - сигарета.
Учитель закрывает рисунок.
- Теперь ответьте на следующие вопросы:
1. Какой предмет находится в синем квадрате?
2. Сколько кисточек рядом с красками?
3. Какого цвета пятиугольник?
4. Что находится в голубом пятиугольнике?
5. Какой предмет лишний на рисунке?
- Абсолютно правильно, сигарета. Молодцы. Необходимо отметить, что родственниками табака, являются белладонна, белена и дурман. В 1608 году король Людовик VIII запретил свободную продажу табака. В 1649 году в знаменитом "Уложении" царя Алексея Михайловича предписывалось пытать всех, у кого будет найден табак, и бить кнутом, пока не признается, откуда табак достал. Если торговец табаком - пороть, ноздри рвать и ссылать в дальние города.
-Ох, и напустила же нам дыма сигарета! Развеять его мы сможем, выполнив устно задание. А в это время несколько учеников, выполняя отдельное задание, будут искать нам помощников.
II. Устно.
Среди данных членов найдите подобные:
5x2y3; 5x3y2; 17x2y3; 24x3y2; 0,34xy5
Приведите одночлены к стандартному виду и укажите те из них, которые подобны одночлену 5y8
- y2 * y * 4y4
- 2,6y * y3 * y2 * y * y
- 2,3y * y5 * y3
3. Выполните действия:
- 4x+7x
- 3,2y+6,8y
- 2,8d4-0,8d4
- 17,5x3y2-12,8 x3y2
- 16a-5a-2a-a
- 1/3b2+1/9b2
III. Задание для поиска помощников.
Выполни задания и узнай слово: (работа по карточкам на местах с последующей проверкой готового решения, записанного на доске)
- 30x2 - 15x2 - 7x2
- 3/4a2b - 1/4a2b
- 3,5d7x3 - 4,5d7x3
- 5x * 2y + 3x * 6y + 2x * 7y
- 3y2x + 6x * 3y * 2y + 2yxy
- -11ab + a * 8 * b + 5ab
- ab2 + 9abb + 3bab + abb
- 5x + 4x = 9
-d7x3 | 41y2x | 8x2 | 42xy | 2ab | 1 | 14 ab2 | 1/2a2b |
т | м | в | а | и | ы | н | и |
- Наконец-то мы проветрили помещение. Ведь при курении в воздух поступает 50% ядовитых веществ. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие тоже курят. Итак, нашими помощниками сегодня будут витамины. Первым к нам пришел витамин А. он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.
Задание от витамина А: (устно)
Известно, что в среднем 4/5 курящих страдают заболеванием легких. Найдите количество больных, если курят 500 человек. (400)
- К нам прибыл витамин В. Он отвечает за работу мозга, нервную систему, способствует росту, улучшает зрение.
Задача от витамина В: (самостоятельно)
В отделении больницы 20 человек с диагнозом рак легких. 0,9 всех больных - курильщики. Сколько человек могли бы избежать этого заболевания? (18)
IV. Физкультминутка.
Витамин С предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний.
Задача от витамина С: (устно)
Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Известно, что если человек пробыл в накуренном помещении 1ч, то это равноценно 4 выкуренным сигаретам. Сколько человек потерял витамина С, если он пробыл в накуренном помещении 2ч? (200 мг)
Дневная норма приема витамина С - 500мг.
Задача (разбирается у доски).
Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета. (12 и 6)
V. Самостоятельно по уровням (проверка решения в классе).
I уровень. В результате курения получили различные заболевания 60 человек. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровыми? (40 чел.)
II уровень. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины. (20 лет и 62 года)
VI. Итог урока.
- Как вы думаете, почему же зная о вреде курения, люди продолжают курить, а кто-то в первый раз закуривает? Мы же не будем пить воду, если она отравлена ядом?!
Так стоит ли начинать курить?
VII. Домашнее задание.
1. Трехуровневое задание (ученик "Алгебра 7 класс" А.Г. Мордкович и др.)
А - № 273(в,г), 284(б,в), 276(в,г)
В - № 286(в,г), 291
С - № 301(а,б), 287(в,г),112
2. Задача на размышление: После курения одной сигареты в кровь поступает 3мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет? (смертельная доза 50-100 мг)
Литература.
- Алимова Т.М. Здоровье:Сборник заданий по математике на тему здоровья 5-9 классы: Методическое пособие. М.:2003.