Тип урока: комбинированный
Цели урока:
вспомнить важнейшие
понятия в данной теме (пасмурно, дождливо,
похолодало, теплее, одеваться, листопад; птицы :
осёдлые, перелётные) связав их друг с другом;
познакомить с признаками осени: листья
пожелтели, опадают, похолодало, надо теплее
одеваться, стало меньше птиц, улетают в тёплые
края; учить выделять главное, существенное в
изучаемом материале.
Оборудование:
- календарь природы,
- кроссворд,
- карточки для работы в парах,
- картина осени,
- аудиозапись П.Чайковский "Времена года. Осень"
Структура урока.
- Минутка вхождения в день
- Определение темы урока
- Постановка проблемы и актуализация знаний
- Совместное "открытие" знаний. Подводящий диалог.
- Первичное закрепление знаний
- Самостоятельное применение знаний
- Самооценка
- Подведение итогов
Ход урока
- Какой сегодня день: хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
- Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе стало тепло и спокойно - надо улыбнуться.
(Звучит отрывок песни)
От улыбки хмурый день светлей
От улыбки в небе радуга проснётся
Поделись улыбкою своей
И она к тебе ещё не раз вернётся.
- Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас, у вас такие солнечные лучистые улыбки, что глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своими улыбками тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
- Вы сегодня хотите узнать что-то новое?
- Для этого вам нужно разгадать кроссворд.
- Все слова в кроссворде связаны с каким временем года?
- Какая же у нас сегодня тема урока?
- Что это за время года?
- Какое время года идёт перед осенью? После осени?
Вывод: Действительно! Сегодня мы узнаем особенности этого времени года, узнаем, какие осень любит краски, нарисуем картину осени.
- Спланировать наши действия сможем с помощью картинок
- О чём говорят эти рисунки?
- Как это можно назвать одним словом? /погода/
- А где мы отмечаем погоду? / в календаре природы/
- Посмотрим на наш календарь. Каких дней было больше?
- Какой можем сделать вывод: что происходит с погодой осенью?
- ПАСМУРНО
- ДОЖДЛИВО
/ На ватман помещаются картинка солнца, закрытого тучами/
- У нас появился первый штрих картины осени.
- Похвалим себя / дети гладят себя по голове/ и немножко отдохнём.
Физпауза. Об осени написано много стихотворений. Вспомним одно из них. /Имитация слов стих - я/
Ветки голые стучат
Галки чёрные кричат
В тучах редко просинь-
Наступила осень
Появляются картинки мальчика и девочки /Увеличить из учебника/
- Что можете сказать об одежде ребят?
- Как связана погода со следующей картинкой?
- Хотите ли вы помочь одеться Лене и Мише по осенней погоде?
- Возьмите на партах карточки / карточки скопированы из учебника/.
- Соедините стрелками подходящую к осени одежду.
- 1 вариант одевает Мишу,
- 2 вариант одевает Лену.
Проверка. Проверьте у кого так /показ образца/
- Почему вы выбрали именно эти вещи?
- ПОХОЛОДАЛО
- ТЁПЛАЯ ОДЕЖДА
- Наших ребят поместим на картинку
- Деревья какого времени года изображены?
- Как вы догадались?
- Откроем учебник на стр. 54. Послушайте задание /на маленьких картинках нарисованы предметы, по которым вы узнаете осенний лес. Соедините предметы с их изображениями на общем рисунке/
- Кто не понял, как выполняется задание? /если такие есть, объяснить/
Самостоятельная работа.
Проверка.
- Все нашли лося? Птичку-синичку? белку? берёзу? Караван птиц? А листья?
- У кого возникли трудности?
- Какая картинка осталась?
- О каком изменении в природе вы можете сказать по этой картинке? /осенью листья опадают с деревьев/
- А как назвать одним словом?
ЛИСТОПАД
- Так какие краски любит осень?
- У нас появился ещё один элемент на нашей картине осени.
Физпауза. Не только поэты пишут стихи об осени, но и композиторы сочиняют музыку на осенние темы. Послушаем осеннюю музыку П.Чайковского.
Расслабьтесь. Руки опустите на колени. Закройте глаза. Представьте, что гуляете по осеннему лесу. /Звучит аудиозапись/
- Откройте глаза. Сядьте ровно. Вернёмся к рисунку в учебнике.
- На нашей картине художник нарисовал одних птичек, сидящими на деревьях, а других - вдалеке.
- Почему птицы улетают?
- Как вы думаете, куда они летят?
- Вспомним, как называют таких птиц?
Вывод: Перелётные птицы улетают в тёплые края, так как им становится голодно и холодно. Другие остаются с нами зимовать.
- Хотите узнать, как они называются?
- Откройте учебник на стр.58
- Кто нашёл название этих птиц / дети читают/
- Назовите по картинкам осёдлых птиц.
- Так почему же их называют осёдлыми?
- А теперь прочитаем название перелётных птиц.
- ПЕРЕЛЁТНЫЕ
- ОСЁДЛЫЕ
- Мы нанесли последний штрих на нашу картину.. Вот мы и нарисовали картину осени.
- Посмотрите, какая красивая осенняя картина у нас получилась!
- Кто желает по ней рассказать об осени?
- Вы такие молодцы!
- Но мне хотелось бы всё таки, узнать можете ли вы выделить предметы, которые чаще всего встречаются осенью.
- Откройте учебник на с. 55. Найдите задание со значком /карандашик/.Выделите красным карандашом предметы, встречающиеся осенью./дети называют каждый предмет и объясняют/.
- Так по каким признакам мы узнаём, что наступила осень, прочитаем на стр. 55 в рамочке.
- Кто узнал что-то новое сегодня? Кто для себя сделал маленькое открытие?
- У вас на партах лежат картинки. Посмотрите на них внимательно и выберите ту картинку, которая покажет, как вы работали на уроке. Покажите картинку своему соседу и мне.
- Я вижу, что почти все ребята замечательно работали на уроке. Спасибо вам за работу! Молодцы!