Конспект урока русского языка на тему "Повторение. Способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Ключевая орфографическая задача - научить младших школьников сознательно действовать при письме. На это и направлена тема "Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова". На её изучение во 2 классе УМК "Гармония" отводится 45 часов. Одновременно с уроками русского языка учащиеся были включены в проектную деятельность, результатом которой стало создание игры-тренажёра "Орфограммы в корне слова".

На представленном уроке по обобщению способов подбора проверочных слов для корневых орфограмм состоялась презентация игры-тренажёра. Ведь тренироваться в решении орфографических задач детям интереснее, если это происходит в форме игры-соревнования.

Во время подготовительного этапа работы над проектом все учащиеся класса получили задания по составлению карточек со словами - названиями предметов, признаков, действий для решения корневых орфограмм. Слова для карточек подбирали из художественной литературы, учебника и тетради-задачника "К тайнам нашего языка" (авторы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко). Из своих тетрадей по русскому языку ребята выписывали слова, в которых допустили ошибки в корне слова. Группа "экспериментаторов" собранный материал распределила на карточки по группам. К каждому набору карточек был сделан контрольный лист с правильными ответами. Его можно использовать при проверке для выставления самооценки или взаимооценки при работе в паре. Результаты работы заносились в "Карту успехов", где в цветовой гамме наглядно видны достижения и проблемы каждого ученика. Результатом проектной деятельности также стало составление опорной таблицы "Как искать проверочные слова для корня".

Тип урока: повторение, обобщение

Цель урока:

учащиеся должны знать:

  • виды слов - названий;
  • главные орфограммы в корне слова;
  • способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм к словам - названиям предметов, действий, признаков;
  • способ выяснения непроверяемых написаний.

Учащиеся должны уметь:

  • применять изученные правила и решать орфографические задачи в корне слова;
  • распознавать проверяемые и непроверяемые написания;
  • осуществлять самопроверку по листу контроля;
  • оценивать результаты своей работы;
  • отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом, учителем.
  • Оборудование:
  • Таблица "Как искать проверочные слова для корня".
  • Таблица "Главные опасности при письме".
  • Игра-тренажер "Орфограммы в корне слова":

- наборы карточек для индивидуальной работы;

- листы контроля к каждому набору карточек;

- лист самооценки "Мои достижения";

- сводная таблица результатов изучения орфограмм в корне слова "Карта успехов".

ХОД УРОКА

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.

(эмоциональный настрой)

Давайте улыбнемся друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов.

2. Актуализация опорных знаний, постановка цели.

- Над изучением какой темы мы работаем?

- Объясните, почему на уроках русского языка мы, как на уроках математики, пользуемся словом задача? Почему говорим, что на месте орфограмм есть задачи?

- Какие орфограммы главные? И почему их так называют?

- Что мы должны знать и что должны уметь, чтобы правильно решить орфографические задачи в корне?

- Давайте проверим, как мы знаем способы решения орфографических задач для слов-названий предметов, действий, признаков.

- Какой способ решения орфографической задачи подходит ко всем группам слов? (работа по таблице "Как искать проверочные слова для корня"

- Приведите примеры.

- Какие способы решения орфографических задач мы используем для слов - названий предметов? Приведите примеры.

 

 

 

 

- Какие способы решения орфографических задач для слов - названий действий мы узнали? Приведите примеры.

 

 

 

- Назовите способы решения орфографической задачи для слов - названий признаков.

 

- Что делать, если мы не можем решить орфографическую задачу в корне?

- Как вы думаете, зачем мы повторяли способы решения орфографических задач?

- Какова же цель нашего урока?

 

- А что нам поможет проверить наши знания и умения?

Вы правы. Предоставляю слово разработчикам игры - группе аналитиков.

3. Презентация игры - тренажера "Орфограммы в корне слова" для повторения изученного материала и проверки знаний учащихся.

А) Знакомство с правилами игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Упражнение в подборе проверочных слов для названий предметов.

1А. 1: 1А. 2:
П.ро ст.рушка
Зв.зда б.гун
С.сна д.бряк
К.нюшня х.трец
Гр.знуля л.сник
С. Лач к.нюшня

- Подведение итогов:

1. Кто успел выполнить всю работу? Кто - нет? Почему?

2. Кто выполнил работу правильно? Кому было трудно? В чем причина трудности?

Результаты заносятся в "Карту успехов"

В) Упражнение в подборе проверочных слов для названий признаков.

2Б. 1

  • Кре.кая
  • Ле.кая
  • Сла.кий
  • Гла.кий
  • Хру.кая
  • У.кая

2Б. 2

  • Ги.кая
  • Кре.кая
  • Сколь.кий
  • Ни.кий
  • Мя.кий
  • Ло.кий

 

Работа строится по аналогии с предыдущим набором.

Г) Упражнение в подборе проверочных слов для названий действий.

 

После выполнения работы проводится взаимопроверка

Д) "Когда командует словарь".

Упражнение в правописании слов с непроверяемыми написаниями

4.1

  • К.фир
  • К.сель
  • К.лбаса
  • К.мпот
  • К.нфета
  • К.тлета

4.2

  • К.б.чок
  • К.пуста
  • К.ртошка
  • М.рковь
  • .гурец
  • П.м.дор

- Где мы можем узнать правописание этих слов?

- Какое себе даем задание?

4. Подведение итогов.

- Вам понравилась игра -тренажер? Чем?

- Кому удалось справиться со всеми заданиями без ошибок?

- Кому было трудно? Какую цель себе ставим?

Кому интересно?

-Кто хотел бы продолжить игру за право стать знатоком орфограмм в корне слова?

5. Рефлексия.

- Кому мы скажем спасибо за урок?

Тема, над которой мы работали называлась: "Учимся решать главные орфографические задачи?" Сформулируйте предложение так, чтобы было понятно, что мы эту тему изучили.

- Произнесем это хором!

6. Домашнее задание.

Дается индивидуально в соответствии с теми ошибками, которые были в работе.

7. Оценивание работы учащихся.

Словесно оценивается деятельность на уроке, цифровая отметка выставляется после проверки карточек.

Ответственные дежурные докладывают о готовности к уроку.

 

 

 

 

Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова.

Решить задачу - это значит выбрать правильное действие, а решить орфографическую задачу - значит выбрать правильную букву. Чтобы это сделать, надо применить орфографическое правило.

Орфограммы безударных гласных проверяемые и непроверяемые ударением и орфограммы парных согласных.

Мы должны знать способы решения орфографических задач и уметь их применять.

 

 

 

Это способ подбора однокоренного слова по значению.

сИлач - сила

сОлонка - соль

запЕвать - петь

запИвать - пить

двЕрная - дверь и т. д.

 

Изменение по числам:

М . чи - мяч

Стр. на - страны

Изменение по командам вопросов кто? что?:

На ст . ле (что?) стол

Изменение по командам вопросов (много) кого? чего?

Ло. ка- (много чего?) лодок

Лягу . ка-(много кого?) лягушек

Назвать ласково:

Гри. - грибочек.

1. Изменить по команде вопроса что?:

Б. жал (что?) бег

2. Изменить по команде вопроса что (с)делает?:

Н.сить - носит

Вле. - влезет

Изменить по команде вопроса что (с)делал?:

прив.ла - привел

Изменить по команде вопроса каков? и назвать ласково:

ле.кий - легок, легенький,

мя.кий - мягок, мягенький.

Нам на помощь приходит словарь.

Оставляем "окошко"

Чтобы уметь их использовать.

Проверить, как мы умеем применять разные способы решения орфографических задач.

Наша игра.

 

 

 

Правила игры таковы. У каждого на столе лежат карточки разной маркировки:

1А - проверка безударных гласных в названиях предметов;

1Б - проверка парных согласных в названиях предметов;

2А - проверка безударных гласных в названии признаков;

2Б - проверка парных согласных в названии признаков;

3А - проверка безударных гласных в названии действий;

3Б - проверка парных согласных в названии действий

4 - слова с непроверяемыми написаниями.

К каждому проверяемому слову на карточке надо подобрать проверочное слово, записать его и вставить в проверяемое слово нужную букву. После этого надо проверить себя по листу контроля и отметить в таблице "Мои достижения" свой результат:

+ - знаю, умею, выполнил без ошибок;

+ - сомневался, допустил 1-2 ошибки;

- -нужна помощь, допустил3 и более ошибок.

Результаты работы класса будут отражены в таблице "Карта успехов". Тот, кто правильно выполнит все задания, становится победителем - знатоком орфограмм в корне слова. Время работы с каждой карточкой 2 минуты. Правила понятны? Приступаем.

Учащиеся работают с наборами по проверке безударных гласных в корне слова:

1 вариант - 1А. 1, 2 вариант - 1А. 2

После окончания работы, самооценка по листу контроля.

Проверяются способы подбора проверочных слов.

Результаты заносятся в таблицу "Мои достижения"

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают с наборами по проверке парных согласных в корне слова:

1 вариант - 2Б. 1

2 вариант - 2Б. 2

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают с разными наборами:

1 вариант - 3А (безудар. гласные)

2 вариант - 3Б (парные согласные)

Работа в парах, проверка друг друга (Я согласен: Я не согласен:). Самооценка по итогам.

 

 

 

 

Учащиеся делают самопроверку, подводят итог, проговаривают по цепочке допущенные ошибки (если они будут).

В словаре.

Запомнить правописание этих слов.

 

По "Карте успехов" определяются учащиеся, выполнившие задания без ошибок или набравшие наибольшее количество правильных ответов.

Аналитики предлагают потренироваться всем желающим с другими наборами

 

 

 

Группе аналитиков за придуманную игру - тренажер, всех ребят, активно работающих на уроке.

 

Научились решать главные орфографические задачи!