Ключевая орфографическая задача - научить младших школьников сознательно действовать при письме. На это и направлена тема "Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова". На её изучение во 2 классе УМК "Гармония" отводится 45 часов. Одновременно с уроками русского языка учащиеся были включены в проектную деятельность, результатом которой стало создание игры-тренажёра "Орфограммы в корне слова".
На представленном уроке по обобщению способов подбора проверочных слов для корневых орфограмм состоялась презентация игры-тренажёра. Ведь тренироваться в решении орфографических задач детям интереснее, если это происходит в форме игры-соревнования.
Во время подготовительного этапа работы над проектом все учащиеся класса получили задания по составлению карточек со словами - названиями предметов, признаков, действий для решения корневых орфограмм. Слова для карточек подбирали из художественной литературы, учебника и тетради-задачника "К тайнам нашего языка" (авторы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко). Из своих тетрадей по русскому языку ребята выписывали слова, в которых допустили ошибки в корне слова. Группа "экспериментаторов" собранный материал распределила на карточки по группам. К каждому набору карточек был сделан контрольный лист с правильными ответами. Его можно использовать при проверке для выставления самооценки или взаимооценки при работе в паре. Результаты работы заносились в "Карту успехов", где в цветовой гамме наглядно видны достижения и проблемы каждого ученика. Результатом проектной деятельности также стало составление опорной таблицы "Как искать проверочные слова для корня".
Тип урока: повторение, обобщение
Цель урока:
учащиеся должны знать:
- виды слов - названий;
- главные орфограммы в корне слова;
- способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм к словам - названиям предметов, действий, признаков;
- способ выяснения непроверяемых написаний.
Учащиеся должны уметь:
- применять изученные правила и решать орфографические задачи в корне слова;
- распознавать проверяемые и непроверяемые написания;
- осуществлять самопроверку по листу контроля;
- оценивать результаты своей работы;
- отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом, учителем.
- Оборудование:
- Таблица "Как искать проверочные слова для корня".
- Таблица "Главные опасности при письме".
- Игра-тренажер "Орфограммы в корне слова":
- наборы карточек для индивидуальной работы;
- листы контроля к каждому набору карточек;
- лист самооценки "Мои достижения";
- сводная таблица результатов изучения орфограмм в корне слова "Карта успехов".
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||
1. Организационный момент. (эмоциональный настрой) Давайте улыбнемся друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов. 2. Актуализация опорных знаний, постановка цели. - Над изучением какой темы мы работаем? - Объясните, почему на уроках русского языка мы, как на уроках математики, пользуемся словом задача? Почему говорим, что на месте орфограмм есть задачи? - Какие орфограммы главные? И почему их так называют? - Что мы должны знать и что должны уметь, чтобы правильно решить орфографические задачи в корне? - Давайте проверим, как мы знаем способы решения орфографических задач для слов-названий предметов, действий, признаков. - Какой способ решения орфографической задачи подходит ко всем группам слов? (работа по таблице "Как искать проверочные слова для корня" - Приведите примеры. - Какие способы решения орфографических задач мы используем для слов - названий предметов? Приведите примеры.
- Какие способы решения орфографических задач для слов - названий действий мы узнали? Приведите примеры.
- Назовите способы решения орфографической задачи для слов - названий признаков.
- Что делать, если мы не можем решить орфографическую задачу в корне? - Как вы думаете, зачем мы повторяли способы решения орфографических задач? - Какова же цель нашего урока?
- А что нам поможет проверить наши знания и умения? Вы правы. Предоставляю слово разработчикам игры - группе аналитиков. 3. Презентация игры - тренажера "Орфограммы в корне слова" для повторения изученного материала и проверки знаний учащихся. А) Знакомство с правилами игры.
Б) Упражнение в подборе проверочных слов для названий предметов.
- Подведение итогов: 1. Кто успел выполнить всю работу? Кто - нет? Почему? 2. Кто выполнил работу правильно? Кому было трудно? В чем причина трудности? Результаты заносятся в "Карту успехов" В) Упражнение в подборе проверочных слов для названий признаков. 2Б. 1
2Б. 2
Работа строится по аналогии с предыдущим набором. Г) Упражнение в подборе проверочных слов для названий действий.
После выполнения работы проводится взаимопроверка Д) "Когда командует словарь". Упражнение в правописании слов с непроверяемыми написаниями 4.1
4.2
- Где мы можем узнать правописание этих слов? - Какое себе даем задание? 4. Подведение итогов. - Вам понравилась игра -тренажер? Чем? - Кому удалось справиться со всеми заданиями без ошибок? - Кому было трудно? Какую цель себе ставим? Кому интересно? -Кто хотел бы продолжить игру за право стать знатоком орфограмм в корне слова? 5. Рефлексия. - Кому мы скажем спасибо за урок? Тема, над которой мы работали называлась: "Учимся решать главные орфографические задачи?" Сформулируйте предложение так, чтобы было понятно, что мы эту тему изучили. - Произнесем это хором! 6. Домашнее задание. Дается индивидуально в соответствии с теми ошибками, которые были в работе. 7. Оценивание работы учащихся. Словесно оценивается деятельность на уроке, цифровая отметка выставляется после проверки карточек. |
Ответственные дежурные докладывают о
готовности к уроку.
Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова. Решить задачу - это значит выбрать правильное действие, а решить орфографическую задачу - значит выбрать правильную букву. Чтобы это сделать, надо применить орфографическое правило. Орфограммы безударных гласных проверяемые и непроверяемые ударением и орфограммы парных согласных. Мы должны знать способы решения орфографических задач и уметь их применять.
Это способ подбора однокоренного слова по значению. сИлач - сила сОлонка - соль запЕвать - петь запИвать - пить двЕрная - дверь и т. д.
Изменение по числам: М . чи - мяч Стр. на - страны Изменение по командам вопросов кто? что?: На ст . ле (что?) стол Изменение по командам вопросов (много) кого? чего? Ло. ка- (много чего?) лодок Лягу . ка-(много кого?) лягушек Назвать ласково: Гри. - грибочек. 1. Изменить по команде вопроса что?: Б. жал (что?) бег 2. Изменить по команде вопроса что (с)делает?: Н.сить - носит Вле. - влезет Изменить по команде вопроса что (с)делал?: прив.ла - привел Изменить по команде вопроса каков? и назвать ласково: ле.кий - легок, легенький, мя.кий - мягок, мягенький. Нам на помощь приходит словарь. Оставляем "окошко" Чтобы уметь их использовать. Проверить, как мы умеем применять разные способы решения орфографических задач. Наша игра.
Правила игры таковы. У каждого на столе лежат карточки разной маркировки: 1А - проверка безударных гласных в названиях предметов; 1Б - проверка парных согласных в названиях предметов; 2А - проверка безударных гласных в названии признаков; 2Б - проверка парных согласных в названии признаков; 3А - проверка безударных гласных в названии действий; 3Б - проверка парных согласных в названии действий 4 - слова с непроверяемыми написаниями. К каждому проверяемому слову на карточке надо подобрать проверочное слово, записать его и вставить в проверяемое слово нужную букву. После этого надо проверить себя по листу контроля и отметить в таблице "Мои достижения" свой результат: + - знаю, умею, выполнил без ошибок; + - сомневался, допустил 1-2 ошибки; - -нужна помощь, допустил3 и более ошибок. Результаты работы класса будут отражены в таблице "Карта успехов". Тот, кто правильно выполнит все задания, становится победителем - знатоком орфограмм в корне слова. Время работы с каждой карточкой 2 минуты. Правила понятны? Приступаем. Учащиеся работают с наборами по проверке безударных гласных в корне слова: 1 вариант - 1А. 1, 2 вариант - 1А. 2 После окончания работы, самооценка по листу контроля. Проверяются способы подбора проверочных слов. Результаты заносятся в таблицу "Мои достижения"
Учащиеся работают с наборами по проверке парных согласных в корне слова: 1 вариант - 2Б. 1 2 вариант - 2Б. 2
Учащиеся работают с разными наборами: 1 вариант - 3А (безудар. гласные) 2 вариант - 3Б (парные согласные) Работа в парах, проверка друг друга (Я согласен: Я не согласен:). Самооценка по итогам.
Учащиеся делают самопроверку, подводят итог, проговаривают по цепочке допущенные ошибки (если они будут). В словаре. Запомнить правописание этих слов.
По "Карте успехов" определяются учащиеся, выполнившие задания без ошибок или набравшие наибольшее количество правильных ответов. Аналитики предлагают потренироваться всем желающим с другими наборами
Группе аналитиков за придуманную игру - тренажер, всех ребят, активно работающих на уроке.
Научились решать главные орфографические задачи! |