Учебник-собеседник 5 кл. авт. Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., Волков М.В.
Цель урока: познакомить учащихся со свойствами числа 1.
Задачи урока:
Обучающие:
- Обобщить знания учащихся о свойствах единицы.
- Получить свойство: "Степень числа 1"
- Выяснить вопрос: "Чему равно частное 1:а?"
Развивающие:
- Формировать навыки работы с книгой, вычислительные навыки.
- Формировать умения анализа и обобщения математических высказываний;
- Работать над развитием устной математической речи.
Воспитательные: Воспитывать интерес к урокам математики через межпредметные связи с литературой.
Ход урока
Слово учителя: "Обратите внимание на слова древнегреческого драматурга Эсхила, взятые в качестве эпиграфа урока:
"Послушайте, что смертным сделал я - число им изобрел".
Сегодня на уроке вспомним все изученные свойства единицы, еще узнаем что-то новое про единицу, увидим, какое большое значение имеет единица в математике.
Верно сказано:
"Твой ум без числа ничего не постигает". И вы докажете это на уроке.
План урока:
1. Работа по учебнику-собеседнику.
2. Обсуждение вопросов.
3. Устная работа
4. Введение свойства степени 1.
5. Работа в тетради.
6. Рефлексия урока.
Работаем по учебнику-собеседнику. Разбираем самостоятельно урок 21. Читаем до первого звоночка. Ваша задача: познакомиться с вопросами, ответить на них. Обсуждаем прочитанное, затем вы читаете далее.
Итак, стр.75, урок 21. Вопросы 1-2.
Обсуждение вопросов:
1. Чем знаменательно число единица в натуральном ряду?
Ответ: С него начинается натуральный ряд.
2. Какие числа называем натуральными?
Ответ: Числа, которыми пользуемся для пересчета предметов.
3. Каким свойством обладает число 1 при сложении? При вычитании?
Ответ: Если к натуральному числу прибавить единицу, то получится следующее натуральное число: n+1.Применяя многократно действие сложения числа 1, можно получить любое натуральное число. Натуральный ряд бесконечен. Если из натурального числа вычесть 1, то получится предыдущее число.
Существует ли самое маленькое число? А самое большое натуральное число? Назовите последующее и предыдущее числа 5178.
Далее читаете до второго звоночка материал параграфа.
Обсуждение вопросов:
1. Каким свойством обладает число 1 при умножении?
Ответ: Если один из множителей равен 1, то произведение равно другому множителю.
а * 1=а , 1 * а = а
Что получится, если данное число разделить на 1?
а : 1= а. Доказать.
А если данное число разделить на себя?
Поработаем устно.
- 1+1 * 1-1:1+(1+1-1):1-1(1+1)
- 3208:3208 * 5628:5628
- 317 * 1+233:1
- (657-656) * 49-36
- 4506 * 0+6473:1
- 7218:7218+999 * 1
- 634:(1000-999)+66
Все ли действия мы с вами вспомнили? Существует ещё одно свойство единицы. Послушайте мою сказку и сформулируйте его.
Сказка.
Много лет прослужила Единица без единого замечания, и нужно же было как-то отметить её заслуги! Поэтому 1 решили возвести в степень. Сначала возвели во вторую степень. Думали этим и ограничиться, но опять Единица служит прилежно, а замечаний хоть бы одно! Возвели 1 в третью степень. И опять ни одного замечания. Возвели в четвертую, ни одного замечания! Подумать только! Возвели в 5-ю, в 6-ю, в 10-ю, в 100-ю. Нет замечаний! Далеко пошла Единица. Теперь она Единица в 1000-ой степени. А что изменилось от этого? Ничего - ровным счетом. Ведь Единица в 1000=ой степени - та же Единица. И на 1000-ю долю не больше!
1. А теперь сформулируйте ещё одно свойство единицы.
Ответ: возведение в степень.
2. Что получим, если 1 возведем в любую степень?
Ответ: единица. Докажите.
3. А если любое число возвести в 1 степень?
Ответ: данное число. Докажите.
4. Вычислите устно (12000+ 1991) * 10
Работаем в тетради.
Выполняем задания:
1) Пользуясь тремя пятерками и какими угодно знаками математических действий, напишите выражение равное 1.
2) Между некоторыми цифрами 12345 поставьте знаки действия и скобки так, чтобы получилась 1.
3) Из четырех двоек и любых знаков действия и скобок напишите выражение, равное 1.
Рефлексия урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какими свойствами обладает единица?
Итог урока. Число 1 в математике играет, как мы убедились, большую роль. Мы с вами разобрали его свойства при действиях сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень, но не ответили на вопрос: Чему равно частное 1:а?
Домашнее задание: Урок №21, №218(в; г), сочинить математическую сказку, героем которой может быть любое число или действие с числами. Попытайтесь найти ответ на вопрос: "Чему равно частное 1:а?", пользуясь математическими справочниками.