Цели:
- познакомить со свойством воды растворять разные вещества;
- актуализировать знания детей о значении воды в жизни всего живого, о ее свойствах;
- учить видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать память, речь;
- воспитывать бережное отношение к природе своего края.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- презентация "Вода",
- вода из-под крана,
- минеральная вода,
- одноразовые стаканы,
- чайные ложечки,
- соль,
- сахар,
- речной песок,
- салфетки,
- фильтры из бумажных салфеток,
- химические колбочки,
- воронки,
- тетради "Окружающий мир" и ручки.
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок,
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
Тайны мы открыть хотим.
Релаксация. Музыка
Как понимаете слова М.В. Ломоносова?
У: Ребята, мы сегодня открываем очередное заседание клуба "Мы и окружающий мир".
Тема заседания::.Чтобы определить тему урока, предлагаю послушать ребят.
Индивидуальная работа со словарём
(Раствор и растворитель)
2. Актуализация знаний. Презентация "Вода"
Ученики:
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода
И кажется сказкою это,
А, в сущности, только вода.Снег белый пойдёт и укроет
Родные леса и поля.
Но время придёт - всё растает)
И будет простая вода).
Доклады детей
У: Ребята, давайте вспомним все известные вам свойства воды.
- не имеет формы
- бесцветна
- прозрачна
- текуча
- без запаха
- без вкуса
- бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном
3. Изучение нового.
Определяют тему, задачи урока. "Вода - растворитель".
Кроссворд.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним из
важнейших свойств воды: вода - растворитель. Какие
задачи поставите перед собой?
Опыт 1. (работа в группах)
В прозрачный стакан с водой всыпаем чайную ложку соли. Помешиваем воду и наблюдаем, что происходит с кристалликами соли.
У: Изменилась ли прозрачность воды?
Её цвет?
Можно ли сказать, что вещество исчезло?
Попробуйте воду на вкус.
Пропустите воду с солью через бумажный фильтр.
У: Осталась ли соль на фильтре? Попробуйте воду на вкус. Удалось ли очистить воду от соли?
Запись в тетради.
Поваренная соль.
1. Можно ли сказать, что вещество растворилось в воде?
2. Прошло ли оно через фильтр?
Вывод. Поваренная соль в воде (растворилась)
(Запись в тетради)
Опыт 2.
Растворяем в воде вишнёвый сок.
Фильтруем.
Вывод. Вишнёвый сок в воде растворился.
Опыт 3.
Наблюдаем за минеральной водой в пластиковой бутылке.
У: Что вы видите? (пузырьки газа)
Разливаем минеральную воду в стаканчик и пробуем на вкус.
У: Вы почувствовали, что вода газированная?
Вывод. В воде растворены газы.
У: Как вы думаете, какой газ растворён в водоёмах, где живут различные животные? (кислород)
Вывод из всех опытов.
Вода растворяет
- твёрдые вещества (соль, сахар, марганцовка)
- жидкие вещества (жидкое удобрение)
- газообразные вещества (кислород)
Является ли вода хорошим растворителем?
Все ли вещества растворяет вода?
Опыт 3. (работа в парах)
Речной песок.
Размешиваем в стакане с водой чайную ложку речного песка.
У: Изменилась ли прозрачность воды? А цвет? Исчезли ли песчинки?
Фильтруем. Наблюдаем, что будет проходить через фильтр, а что останется на нём.
У: Очистилась ли вода от песка?
Запись в тетради.
Речной песок.
1. Можно ли сказать, что вещество растворилось в воде?
2. Прошло ли оно через фильтр?
Вывод. Вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми.
У: Как вы думаете, ребята, где в природе самая чистая и прозрачная вода? (в родниках ) почему родниковая вода самая чистая?
Работа с учебником. Изучить статью учебника. Сравнить свои выводы.
Что бы вы хотели дополнить? Учебник с.105 - 106
У: Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?
Физминутка
Каждой группе я предлагаю выполнить своё задание.( Ученики используют дополнительную литературу)
1 группа
Ответить нам вопрос: Существует ли природный водный раствор?
Изучить статью журнала, выбрать главное.
Минеральная вода - природный раствор
Источники минеральной воды имеются в разных местах много шара. Большое количество различных минеральных источников находится на Кавказе. Здесь встречаются такие места где струи горячей или холодной минеральной воды) фонтанами бьют из скал и стекают в долины. Есть даже город, который так и называется - Минеральные воды.
Минеральная вода - это природный раствор. Он образуется в природе.
Минеральная вода полезна для здоровья людей. В санатории, где имеется минеральная вода, в любое время года приезжают на лечение люди с различными заболеваниями. По назначению врачей они пьют минеральную воду, купаются в ваннах с минеральной водой.
Около источников минеральной воды строят заводы. Здесь воду разливают в бутылки, делают её газированной и закрывают пробками. В бутылках минеральную воду отправляют магазины.
Морская вода, как и подземная минеральная вода, природный раствор. Она тоже полезна для здоровья людей. Морскую воду используют для полоскания горла. Благоприятно действует на здоровье людей купание в морской воде.
У. В нашем селе тоже есть источник с минеральной водой. Вода находится очень глубоко. Поэтому пробурили скважину 1,5 км и по трубам вода поступает в санаторий "Родник", в котором люди поправляют своё здоровье.
2 группа
Допустим, вы не знаете, что добавляли в каждый из стаканов, какие органы чувств помогут вам это определить? Обсудите, какие меры предосторожности необходимо соблюдать?
3 группа
Пресная вода - большое богатство, и её нужно беречь.
Какие советы вы бы дали людям.
Нужно следить, чтобы краны с водой были хорошо закрыты, чтобы из них не капала вода. Умываясь, не открывать полностью кран, не брызгаться водой. Тот, кто не бережёт воду, только на умывание тратит ежедневно по 1 ведру воды.
Нужно беречь водоёмы. Нельзя бросать в них банки, бутылки, бумагу, старые вёдра и другие ненужные вещи, выливать воду после стирки белья мылом и стиральным порошком, мыть машины, велосипеды на берегах водоёмов.
Человек должен следить за чистотой рек, ручьёв, озёр.
На фабриках и заводах устанавливают отстойники. Воду морей и океанов тоже нельзя загрязнять. Если теплоходы будут загрязнять воду машинным маслом, а при перевозке нефти будет её утечка, то в морях и океанах не смогут жить морские животные, погибнут морские растения.
С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду чистой? (Берегите воду)
Отчёт групп.
Итог.
- Хорошо ли вы усвоили тему урока? тест
- Что важного открыли для себя на уроке? (Вода является хорошим растворителем)
- Где сможете применить полученные знания?
Д/з
1. Сочинить загадки о воде.
2. Подобрать пословицы и поговорки о воде.