Человек, чувствуя себя незащищенным
от космических сил и стихий,
стремился создать свой мир, свой дом – добрый и
уютный.
Тип урока: Изучение новой темы.
Интеграция: ИЗО – черчение – литература.
Форма работы: индивидуальная.
Оформление рабочей поверхности доски: посредством мультимедийного проектора на экран.
(Презентация, слайд №1)
Ход урока
1. Организационный момент:
Чтите науки, любите искусства,
Без сожаленья беритесь за труд.
Дети! Тогда благородные чувства
В вас благородную почву найдут!
Приветствие друг другу: чтобы поприветствовать друг друга, предлагаю повторить заповедь: “Вхожу домой как в Божий Храм, несу любовь и добро родным и близким”.
Беседа.
- Как Вы понимаете эту заповедь?
- Какое значение слова “Храм” имеется в данном случае? Почему?
- Какими словами мы еще называем свой дом, свое жилище?
(Cлайд №2) “
Мой дом – моя крепость”.
“Дом – начало начал”.
“Дом – храм семьи”.
“Жилище – наша маленькая планета”.
2. Сообщение темы и задач.
(Cлайд №3)
Тема нашего урока: “Русская изба” (путешествие в прошлое).
Наша задача познакомиться с историей, искусством возведения и появления избы, с особенностями ее украшения и опровергнуть некоторые мифы.
Самостоятельно, опираясь на рекомендации инструкционных карт, создать эскиз Русской избы и ее декоративное оформление.
3. Из истории.
(Cлайд №4, 5)
Изба - очень древний вид жилища, сохранившийся до наших времен. Сейчас изба - сельский вид жительства, но еще в 18 веке избы были и городскими жилищами.
Когда то древне-русское слово “Истьба” , “Истопка”, то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. Строились (рубились) из бревен хвойных пород деревьев. Поэтому их еще называют сруб.
Новый дом оставляли на несколько дней или месяцев незаконченным, в стене или крыше оставляли отверстие, чтобы вылетали все беды и напасти.
Вместе с людьми переселялся домовой – его как в санях везли в лапте. Из прежнего жилища везли в горшке угли – неугасаемый очаг жилища.
Чтобы поближе познакомиться с особенностями строения избы, давайте обратимся к Русской культуре: (слайд №6, 7).
(Слайд № 6). Выбор места для строительства.
(Слайд № 7). Три мира.
4. Это интересно!
Был ли у Избушки реальный прототип или курьи ножки – или это не более чем мифологическое преувеличение?
(Cлайд № 8, 9)
5. Художественное слово.
- Может прочитать сам учитель или ученик наизусть (заранее данное ему стихотворение).
Гении
Старого зодчества –
Люди неясной судьбы!
Как твое имя и отчество,
Проектировщик избы,
Чьею рукою набросана
Скромная смета ее?
С бревен состругано, стесано
Славное имя твое!
Что же не врезал ты имени
Хоть в завитушки резьбы?
Господи, сохрани меня!
Разве я жду похвальбы:
Вот вам изба, божий рай – и все!
Что вам до наших имен?
Скромничаешь, притворяешься,
Зодчий забытых времен,
Сруба творец пятистенного,
Окон его слюдяных,
Ты, предваривший Баженова,
Братьев его Весниных!
Леонид Мартынов
6. Практическая работа.
Каждый из вас сегодня почувствует себя мастером, создаст свой эскиз Русской избы, для этого необходимо приготовить лист формата А-4, линейку карандаш и внимательно изучая инструкционные карты последовательно выполнять рекомендации.
(Инструкционные карты выполненные на формате А4 раздаются детям).
(Cлайд № 10)
7. Творческая работа.
Познакомившись с предложенным иллюстративным и историческим материалом самостоятельно создать декор элементов избы.
(Слайд № 11-14)
8. Итог урока.
(Слайд 15, 16)
- Демонстрация и оценка законченных работ (по возможности лучше сделать по этой теме выставку работ учащихся).
- Игра-филворд “Элементы декора русского жилища”.
(Учащиеся должны найти отгадки-слова, обозначающие элементы декора русской избы, слова могут читаться вверх, вниз, влево и под углом, но не пресекаться).
(Слайд № 16)
к | о | н | ь | - |
н | а | л | и | о |
в | п | к | ч | х |
о | р | а | н | л |
д | и | р | и | у |
о | ч | н | к | п |
с | е | и | з | е |
т | л | и | н | н |
о | к | и | ы | ь |
Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из русской печи, пряность лечебных трав.