Тип учебного занятия: комбинированное учебное занятие по изучению нового материала в теме “Органы цветкового растения” с элементами исследования.
Формы проведения: коллективная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.
Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием, тестирование, решение биологических задач.
Дидактическое сопровождение: тесты, лабораторный практикум.
Список используемой литературы.
1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса “Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники” в 6 классе, - В.: Государственное образовательное учреждение “Воронежский государственный педагогический университет”, 2002. – 152 с.
2. Илларионов Э.Ф. Биология 6(7) класс: Поурочные разработки. – М.: Вако123, 2003. – 318 с.
Цели:
- создать условия для формирования у учащихся знаний о внешнем и внутреннем строении семян однодольных и двудольных растений; показать разнообразие семян; раскрыть значение семян для растения как органа его размножения и распространения;
- развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с лабораторным оборудованием;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: набухшие семена фасоли, “Строение семян однодольных и двудольных ”, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Проверка знаний
1) Индивидуальная работа (работа с интерактивной доской).
- Соотнесите термины и определения (слайд 1). (Работа с таблицей)
- Как по внешнему виду клетки можно определить стадию его развития?
2) Самостоятельная работа (стр.37 учебника).
- Какие утверждения верны? (Не рассматривать вопросы 9, 11, 12, 13, 14)
Верные ответы – 1, 2, 3, 6, 8, 15
3) Продолжите фразу (слайд 2).
2. Изучение нового материала
1) Мотивация.
У вас на столах есть коллекции семян различных растений. Если бы они умели говорить, то сказали бы о себе наверное так:
“Во мне есть все, я должен стать красивым,
Большим, зеленым, как родитель мой.
Пока – покой. И я пока счастливый.
А мир вокруг хотя и тесный, но живой”.
- Прокомментируйте стихотворение. Сформулируйте и запишите тему урока. (Cлайд 3)
2) Актуализация знаний.
- Каково значение семян в природе?
Запись в тетради: Семя – орган семенного размножения и расселения! (Cлайд 4)
- Чем ещё могут размножаться растения?
- Из каких органов состоит растение?
- Если новое растение развивается из семени, то откуда у него могут появиться корень, стебель, листья, почки? Возможно ли, что в маленьком семени уже заложены все эти органы?
- Попробуем это доказать сегодня на уроке. Работая на уроке вы должны найти маленькое растение в семени. Семена могут быть разные по размерам и форме, но что их объединяет, мы тоже должны выяснить на уроке.
3. Строение семени (самостоятельная работа с учебником по группам, итогом которой является устный рассказ). (Cлайды 5, 6, 7)
1 ряд: Внешнее строение семени
- кожура
- рубчик
- семявход
2 ряд: Строение зародыша
- зародышевый корень
- зародышевый побег (стебелёк, почечка, семядоли)
3 ряд: Эндосперм
3. Первичное закрепление изученного материала
- Запись в тетради:
Эндосперм – это…
Зародыш – это …
Семядоля – это…
2. Составление схемы строения семени:
3. Л.р. №3. (слайд 8, 9, 10).
Тема: “Изучение строения семени фасоли”.
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Оборудование: набухшие семена фасоли, лупа, боб фасоли, препаровальные иглы.
(По инструктивной карточке стр. 43-44 учебника)
4. Сравнение строения семян растений класса однодольных и двудольных
- Найдите отличие в строении семени фасоли и пшеницы (слайд 11, 12).
5. Развитие проростка (слайд 13).
6. Закрепление (слайд 14).
“Верю не верю…”
7. Рефлексия
8. Д/з п.10, приготовьте сообщения об интересных семенах (задание по желанию),
Заложить опыты (индивидуальное задание по группам)
1 группа: намочить семена и поместить их в холодильник
2 группа: семена доверху залить водой
3 группа: намочить семена с отрезанными семядолями
4 группа: оставить семена без замачивания.