Семя. Внешнее и внутреннее строение семени

Разделы: Биология


Тип учебного занятия: комбинированное учебное занятие по изучению нового материала в теме “Органы цветкового растения” с элементами исследования.

Формы проведения: коллективная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.

Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием, тестирование, решение биологических задач.

Дидактическое сопровождение: тесты, лабораторный практикум.

Список используемой литературы.

1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса “Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники” в 6 классе, - В.: Государственное образовательное учреждение “Воронежский государственный педагогический университет”, 2002. – 152 с.

2. Илларионов Э.Ф. Биология 6(7) класс: Поурочные разработки. – М.: Вако123, 2003. – 318 с.

Цели:

  • создать условия для формирования у учащихся знаний о внешнем и внутреннем строении семян однодольных и двудольных растений; показать разнообразие семян; раскрыть значение семян для растения как органа его размножения и распространения;
  • развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с лабораторным оборудованием;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: набухшие семена фасоли, “Строение семян однодольных и двудольных ”, мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Проверка знаний

1) Индивидуальная работа (работа с интерактивной доской).

- Соотнесите термины и определения (слайд 1). (Работа с таблицей)

- Как по внешнему виду клетки можно определить стадию его развития?

2) Самостоятельная работа (стр.37 учебника).

- Какие утверждения верны? (Не рассматривать вопросы 9, 11, 12, 13, 14)

Верные ответы – 1, 2, 3, 6, 8, 15

3) Продолжите фразу (слайд 2).

2. Изучение нового материала

1) Мотивация.

У вас на столах есть коллекции семян различных растений. Если бы они умели говорить, то сказали бы о себе наверное так:

“Во мне есть все, я должен стать красивым,
Большим, зеленым, как родитель мой.
Пока – покой. И я пока счастливый.
А мир вокруг хотя и тесный, но живой”.

- Прокомментируйте стихотворение. Сформулируйте и запишите тему урока. (Cлайд 3)

2) Актуализация знаний.

- Каково значение семян в природе?

Запись в тетради: Семя – орган семенного размножения и расселения! (Cлайд 4)

- Чем ещё могут размножаться растения?

- Из каких органов состоит растение?

- Если новое растение развивается из семени, то откуда у него могут появиться корень, стебель, листья, почки? Возможно ли, что в маленьком семени уже заложены все эти органы?

- Попробуем это доказать сегодня на уроке. Работая на уроке вы должны найти маленькое растение в семени. Семена могут быть разные по размерам и форме, но что их объединяет, мы тоже должны выяснить на уроке.

3. Строение семени (самостоятельная работа с учебником по группам, итогом которой является устный рассказ). (Cлайды 5, 6, 7)

1 ряд: Внешнее строение семени

- кожура

- рубчик

- семявход

2 ряд: Строение зародыша

- зародышевый корень

- зародышевый побег (стебелёк, почечка, семядоли)

3 ряд: Эндосперм

3. Первичное закрепление изученного материала

  1. Запись в тетради:

Эндосперм – это…

Зародыш – это …

Семядоля – это…

2. Составление схемы строения семени:

3. Л.р. №3. (слайд 8, 9, 10).

Тема: “Изучение строения семени фасоли”.

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование: набухшие семена фасоли, лупа, боб фасоли, препаровальные иглы.

(По инструктивной карточке стр. 43-44 учебника)

4. Сравнение строения семян растений класса однодольных и двудольных

- Найдите отличие в строении семени фасоли и пшеницы (слайд 11, 12).

5. Развитие проростка (слайд 13).

6. Закрепление (слайд 14).

“Верю не верю…”

7. Рефлексия

8. Д/з п.10, приготовьте сообщения об интересных семенах (задание по желанию),

Заложить опыты (индивидуальное задание по группам)

1 группа: намочить семена и поместить их в холодильник

2 группа: семена доверху залить водой

3 группа: намочить семена с отрезанными семядолями

4 группа: оставить семена без замачивания.