Цель: развивать память, речь, внимание, мышление; воспитание любви к книге;
Подготовительная работа: выставка тетрадей, рисунков, творческих работ детей;
Материально-техническое оснащение: музыкальный центр.
Оборудование: конверт со слогами, карточки-буквы, шапочка буквы Р, костюмы Азбуки, Буратино и Незнайки.
Ход мероприятия
Дети входят в зал под музыку
Учитель: Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли попрощаться со своей, для многих – первой в жизни, прочитанной самостоятельно, книгой – “ Русской Азбукой”. Мне хочется поздравить вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге.
Исполняется песня “АЗБУКА”.
Если хочешь много знать
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она.
Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.
Припев.
Книжки могут рассказать
Обо всём на свете,
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев (тот же – 2 раза).
1 ученик
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнём!
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём!
2 ученик
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с друзьями в школу,
В свой самый лучший первый класс.
3 ученик
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы АЗБУКИ свои достали,
Раскрыли чистую тетрадь.
4 ученик
Надо десять лет учиться,
Не лениться, а трудиться.
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
Учитель: Наши далёкие предки, предки русских, украинцев, белорусов – СЛАВЯНЕ создали славянскую азбуку. Создали её братья Кирилл и Мефодий. Эту азбуку назвали кириллицей.
В1574 году была составлена и напечатана “АЗБУКА” – первый на Руси печатный букварь. Ему уже 437 лет. Название книга получила от двух первых букв алфавита А и Б. В старину эти буквы назывались АЗ и БУКИ. Отсюда и название первой школьной книги.
Потом в АЗБУКУ вносили разные изменения. И постепенно появилась та самая книга, которой мы пользуемся сейчас!
Давайте, вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день – 1 сентября.
Первоклассник:
Если сад цветами запестрел,
В поле колос налился пшеничный,
В огороде урожай поспел –
Значит, праздник близится отличный.
Надеваю брюки и жилет,
От волнения сердечко ноет,
Мама приготовила букет –
Подарю учительнице в школе.
Русская Азбука:
Ждёт с волнением
И девчонок, и мальчишек
Книга скромная – Русская Азбука.
Среди ярких, толстых книжек
Эта книга всем нужна :
Учит грамоте она.
(Обращается к Первокласснику):
Хочешь многое узнать
Научись, малыш, читать.
Первоклассник (недовольно отвернувшись):
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас.
Азбука:
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
Грамотой не овладеешь –
Насмешишь весь белый свет!
Первоклассник(возмущённо):
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Азбука (показывает на вошедшую букву Р): Эту тоже?
Первоклассник:
Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква “Рэ”.
Буква Р:
Я – не рэ, не рэ, не рэ,
Хоть пишусь я во “дворе”!
Ты меня найдёшь в “горах”,
“Тундре”, “речке”, “берегах”.
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом-
Вот тигриным, например.
Моё имя – буква “эР”!
Первоклассник (смущённо):
Извините, я не знал,
Но я правильно читал…
Азбука:
Я пришла к вам в гости не одна. Угадайте, с кем?
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы
В одном городе живут,
А повсюду славятся.
Все (хором): Буквы!
А
– начало алфавита
Тем она и знаменита
А узнать её легко
Ноги ставит широко.Буква Б проснётся рано,
Буква Б – Бочонок с краном
Умывайся, будь здоров!
Богатырь Борис Бобров!Вот буква В видна в дали –
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.Перед нами буква Г
Стоит, подобно кочерге.Этот домик буква Д
В домике окошко
Из трубы идёт дымок,
А в окошке – кошка.На дворе такая жалость!
Наша лесенка сломалась
Наша лесенка сломалась
Буква Е зато осталась.Е
и Ё – родные сёстры
Различать сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки
Словно в лесенки гвоздочкиПосмотри-ка, буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три
З – не просто завитушка
З – пружинка, крендель, стружка.Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу- вверх его тянула
К правой ножке пристегнула.Это буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит
Буквой К на нас глядит.Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква М.На букве Н я как на лесенке
Сижу и распеваю песенки!Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная
Спать легла, бока помяла
И теперь овальная.Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди, да подтянись.Дрожу от страха до сих пор – Р
Воскликнуло полено
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!Шёл конь, подковами звеня,
Как буква С следы коня.Стал под буквой Т трамвай:
Хочешь ехать – не зевай!
Т – зовёт тебя в такси
Ты шофёра попроси-
Вмиг тебя доставит он
Точно в заданный район.Улитка на дорожке
Смело выпустила рожки
Уходите-ка с пути!
Не мешайте дом нести!Всем известно, без подсказки :
Буква Ф – как ключ от сказки
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас!Х
– на ножницы похожа,
Но в работе, а не лёжа
Хочешь – режешь, хочешь – шьёшь,
Хочешь сам себя стрижёшь.Буква Ц – внизу крючок
Точно с краником бачок.Первой букве в слове ЧТЕНИЕ –
Букве Ч моё почтение!Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша!
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.На расчёску Щ похожа
Три зубца всего? Ну что же!Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить пришлось и нам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!Вот топор. Полено рядом
Получилось, то что надо
Получилась буква Ы.
Все мы знать её должны.Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква мягкий знак.
Это Э с открытым ртом
И большущим языком.Чтобы О не укатилась
Крепко к столбику прибью
Ой, смотри-ка, что случилось?
Получилась буква Ю!Буква Я всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы Я.
Азбука:
Вот и доехали, друзья,
Мы до последней буквы Я.
А эта буква от того считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд передний.
Исполняется песня “АЗБУКА”.
На траве уселись куклы, на лугу, на траве
Дружно куклы учат буквы, А, Б, В, А, Б, В.
Ты нам ветер не мешай, кукол с толку не сбивай,
Ты буквы не прочтёшь, только всех собьёшь.Подошёл утёнок важно, подошёл, кря, кря, кря.
И давай щипать бумажный корешок букваря.
Ты, утёнок, не мешай, кукол с толку не сбивай,
Ты буквы не прочтёшь, только всех собьёшь.Подошла стуча копытцем к нам коза, что тебе?
Я – коза, хочу учиться, бе, бе,бе, бе, бе, бе.
Ты, коза, нам не мешай, кукол с толку не сбивай,
Ты буквы не прочтёшь, только всех собьёшь.А потом пришёл телёнок, замычал, му, му, му.
Я – телёнок несмышлёный, ничего не пойму,
Ты, телёнок, не мешай, кукол с толку не сбивай,
Ты буквы не прочтёшь, только всех собьёшь.
Буратино: Друзья, а о нас вы не забыли? Мы тоже вместе с вами шагали по страницам “АЗБУКИ”.
Незнайка: Ребята, АЗБУКА познакомила нас не только с буквами. Её страницы учили нас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять все школьные правила!
Буратино: Давайте сейчас эти правила вспомним!
1. Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс!2. Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать!3. Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно!4. На уроках не болтай,
Как заморский попугай!5. Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь!6. Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подыми!
Буратино (огорчённо): Я нёс для вас слова, но вот беда: по дороге я упал, и все слова рассыпались.
Учитель: Не волнуйся, Буратино, ребята соберут из слогов слова.
(Буратино и Незнайка раздают ребятам слоги.)
Дети составляют слова: чаща, щука, машина, роща, свеча, молчу, мужик, щавель.
Буратино: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. А на какие правила я принёс вам слова?
Ответы учеников:
ЖИ-ШИ пиши с буквой И.
ЧА-ЩА пиши с буквой А.
ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.
Незнайка: Ребята, мы вам сейчас загадаем загадки, а вы постарайтесь их отгадать.
Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно. (Звук.)
– Правильно, а какие бывают звуки? (Гласные и
согласные.)
– А что вы знаете о гласных звуках? (Их легко
произносить, можно долго тянуть.)
– А что знаете о согласных звуках? (Они бывают
мягкие и твёрдые, звонкие и глухие, парные и
непарные.)
Буратино:
Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят. (Буквы.)
– А что такое буквы ? (Буквы это знаки
звуков,при помощи букв мы записываем звуки.)
– Давайте найдём гласные буквы, сколько их? (10)
– Покажите, какие парные буквы вы знаете? Пусть
каждая буква найдёт свою пару. (б-п, в-ф, г-к, д-т,
ж-ш, з-с.)
– Ребята, а какие буквы не обозначают звука? (Ь и
Ъ знак – не имеют звука.)
Азбука: Какие вы ребята молодцы. Умеете отгадывать загадки, составлять слова и знаете всё о звуках и буквах.
1 ученик
Ты эти буквы изучи
Их три десятка с лишком
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
2 ученик
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
2 ученик
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
Учитель: Ребята, вы уже многое знаете. А чему же ещё учат в школе?
Исполняется песня “Чему учат в школе”.
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.Про глагол и про тире,
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Ученик: Наши девочки сегодня могут спеть частушки вам. Если будете довольны, то похлопаете нам.
Исполняются частушки.
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня говорим
Про свои успехи.
ВСЕ:
Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.
Я совсем не виновата,
Что предлоги так встают,
Не хотят стоять отдельно,
А к словам всё пристают.
ВСЕ:
Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.
Ах ты, бабушка моя,
Снова не согласна.
Ты запомни навсегда
Есть лишь десять гласных.
ВСЕ:
Ай ли, ай лили.
Первоклассники все мы.
Я в тетрадь слова писала,
Удареньем проверяла,
Ударяла, ударяла
Так что парту разломала.
ВСЕ:
Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.
Ах не помню я опять
Слово “ЧАЩА” как писать.
С буквой “Я”, а может без?
Напишу-ка лучше “ЛЕС”.
ВСЕ:
Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.
Мы писать уж научились
Вам ни хвастаем, ни врём,
И навеки подружились
С лучшей книжкой – Букварём.
ВСЕ:
Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.
Наш дежурный так старался,
Доску начисто отмыл,
И писать нам на уроках
Он на ней не разрешил.
ВСЕ:
Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.
В самый лучший первый класс
Я пошла учиться,
Чтоб потом хоть президент
Смог на мне жениться.
ВСЕ:
Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
ВСЕ:
Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.
Первоклассники читают стихи.
1 ученик
Книг заветные страницы
Помогают людям жить.
И работать, и учиться
И Отчизной дорожить.
2 ученик
На белом свете у меня
Друзей не перечесть,
Но есть ещё хороший друг
Товарищ милый есть.
3 ученик
На белом свете у меня
Полным – полно друзей
А книга – верный друг
Лежит на полочке моей.
4 ученик
Пока на полочке лежит,
Молчит мой верный друг,
Но, если в руки взять его,
Заговорит он вдруг.
5 ученик
Расскажет он о наших днях,
Припомнит старину
Переплывём мы все моря,
Слетаем на луну!
Исполняется песня: “Когда мои друзья со мной”.
Если с другом вышел путь –
Если с другом вышел путь –
Веселей дорога!
Без друзей меня – чуть-чуть,
Без друзей меня – чуть-чуть,
А с друзьями – много!
Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной, 2 раза.
Когда мои друзья со мной!
Там, где трудно одному, –
Там, где трудно одному, –
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму –
Где чего-то не пойму –
Разберём с друзьями.
Припев.
На медведя я, друзья,
На медведя я, друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
Если с другом буду я,
А медведь – без друга!
Припев.
Учитель: Государство затрачивает на книги миллионы рублей. Тысячи людей участвуют в их создании. Поэтому, надо уважать и ценить труд людей, очень бережно обращаться с книгой, с учебником.
– Обещайте бережно относиться к каждому учебнику, к каждой книге !
Хором: Обещаем!
– Обещайте подружиться с книгой!
Хором: Обещаем!
– Обещайте стать активными читателями нашей библиотеки!
Хором: Обещаем!
Азбука: Ну вот, ребята, пора нам прощаться ! На прощанье хочу вам подарить сувениры чтобы вы всегда помнили обо мне.
Дети:
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс придёт.
Спасибо тебе, АЗБУКА!