"Спасибо тебе, Азбука!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: развивать память, речь, внимание, мышление; воспитание любви к книге;

Подготовительная работа: выставка тетрадей, рисунков, творческих работ детей;

Материально-техническое оснащение: музыкальный центр.

Оборудование: конверт со слогами, карточки-буквы, шапочка буквы Р, костюмы Азбуки, Буратино и Незнайки.

Ход мероприятия

Дети входят в зал под музыку

Учитель: Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли попрощаться со своей, для многих – первой в жизни, прочитанной самостоятельно, книгой – “ Русской Азбукой”. Мне хочется поздравить вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге.

Исполняется песня “АЗБУКА”.

Если хочешь много знать
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Припев:

Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она.

Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.

Припев.

Книжки могут рассказать
Обо всём на свете,
Очень любят их читать
Взрослые и дети.

Припев (тот же – 2 раза).

1 ученик

Хороша сегодня школа,
Зал горит огнём!
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём!

2 ученик

Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с друзьями в школу,
В свой самый лучший первый класс.

3 ученик

Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы АЗБУКИ свои достали,
Раскрыли чистую тетрадь.

4 ученик

Надо десять лет учиться,
Не лениться, а трудиться.
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.

Учитель: Наши далёкие предки, предки русских, украинцев, белорусов – СЛАВЯНЕ создали славянскую азбуку. Создали её братья Кирилл и Мефодий. Эту азбуку назвали кириллицей.

В1574 году была составлена и напечатана “АЗБУКА” – первый на Руси печатный букварь. Ему уже 437 лет. Название книга получила от двух первых букв алфавита А и Б. В старину эти буквы назывались АЗ и БУКИ. Отсюда и название первой школьной книги.

Потом в АЗБУКУ вносили разные изменения. И постепенно появилась та самая книга, которой мы пользуемся сейчас!

Давайте, вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день – 1 сентября.

Первоклассник:

Если сад цветами запестрел,
В поле колос налился пшеничный,
В огороде урожай поспел –
Значит, праздник близится отличный.
Надеваю брюки и жилет,
От волнения сердечко ноет,
Мама приготовила букет –
Подарю учительнице в школе.

Русская Азбука:

Ждёт с волнением
И девчонок, и мальчишек
Книга скромная – Русская Азбука.
Среди ярких, толстых книжек
Эта книга всем нужна :
Учит грамоте она.
(Обращается к Первокласснику):
Хочешь многое узнать
Научись, малыш, читать.

Первоклассник (недовольно отвернувшись):

И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас.

Азбука:

Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
Грамотой не овладеешь –
Насмешишь весь белый свет!

Первоклассник(возмущённо):

Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.

Азбука (показывает на вошедшую букву Р): Эту тоже?

Первоклассник:

Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква “Рэ”.

Буква Р:

Я – не рэ, не рэ, не рэ,
Хоть пишусь я во “дворе”!
Ты меня найдёшь в “горах”,
“Тундре”, “речке”, “берегах”.
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом-
Вот тигриным, например.
Моё имя – буква “эР”!

Первоклассник (смущённо):

Извините, я не знал,
Но я правильно читал…

Азбука:

Я пришла к вам в гости не одна. Угадайте, с кем?

33 родных сестрицы,
Писаных красавицы
В одном городе живут,
А повсюду славятся.

Все (хором): Буквы!

А – начало алфавита
Тем она и знаменита
А узнать её легко
Ноги ставит широко.

Буква Б проснётся рано,
Буква Б – Бочонок с краном
Умывайся, будь здоров!
Богатырь Борис Бобров!

Вот буква В видна в дали –
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.

Перед нами буква Г
Стоит, подобно кочерге.

Этот домик буква Д
В домике окошко
Из трубы идёт дымок,
А в окошке – кошка.

На дворе такая жалость!
Наша лесенка сломалась
Наша лесенка сломалась
Буква Е зато осталась.

Е и Ё – родные сёстры
Различать сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки
Словно в лесенки гвоздочки

Посмотри-ка, буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три
З – не просто завитушка
З – пружинка, крендель, стружка.

Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу- вверх его тянула
К правой ножке пристегнула.

Это буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.

На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит
Буквой К на нас глядит.

Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква М.

На букве Н я как на лесенке
Сижу и распеваю песенки!

Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная
Спать легла, бока помяла
И теперь овальная.

Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди, да подтянись.

Дрожу от страха до сих пор – Р
Воскликнуло полено
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!

Шёл конь, подковами звеня,
Как буква С следы коня.

Стал под буквой Т трамвай:
Хочешь ехать – не зевай!
Т – зовёт тебя в такси
Ты шофёра попроси-
Вмиг тебя доставит он
Точно в заданный район.

Улитка на дорожке
Смело выпустила рожки
Уходите-ка с пути!
Не мешайте дом нести!

Всем известно, без подсказки :
Буква Ф – как ключ от сказки
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас!

Х – на ножницы похожа,
Но в работе, а не лёжа
Хочешь – режешь, хочешь – шьёшь,
Хочешь сам себя стрижёшь.

Буква Ц – внизу крючок
Точно с краником бачок.

Первой букве в слове ЧТЕНИЕ –
Букве Ч моё почтение!

Посмотри на букву Ш
Буква очень хороша!
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.

На расчёску Щ похожа
Три зубца всего? Ну что же!

Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить пришлось и нам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!

Вот топор. Полено рядом
Получилось, то что надо
Получилась буква Ы.
Все мы знать её должны.

Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква мягкий знак.
Это Э с открытым ртом
И большущим языком.

Чтобы О не укатилась
Крепко к столбику прибью
Ой, смотри-ка, что случилось?
Получилась буква Ю!

Буква Я всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы Я.

Азбука:

Вот и доехали, друзья,
Мы до последней буквы Я.
А эта буква от того считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд передний.

Исполняется песня “АЗБУКА”.

На траве уселись куклы, на лугу, на траве
Дружно куклы учат буквы, А, Б, В, А, Б, В.
Ты нам ветер не мешай, кукол с толку не сбивай,
Ты буквы не прочтёшь, только всех собьёшь.

Подошёл утёнок важно, подошёл, кря, кря, кря.
И давай щипать бумажный корешок букваря.
Ты, утёнок, не мешай, кукол с толку не сбивай,
Ты буквы не прочтёшь, только всех собьёшь.

Подошла стуча копытцем к нам коза, что тебе?
Я – коза, хочу учиться, бе, бе,бе, бе, бе, бе.
Ты, коза, нам не мешай, кукол с толку не сбивай,
Ты буквы не прочтёшь, только всех собьёшь.

А потом пришёл телёнок, замычал, му, му, му.
Я – телёнок несмышлёный, ничего не пойму,
Ты, телёнок, не мешай, кукол с толку не сбивай,
Ты буквы не прочтёшь, только всех собьёшь.

Буратино: Друзья, а о нас вы не забыли? Мы тоже вместе с вами шагали по страницам “АЗБУКИ”.

Незнайка: Ребята, АЗБУКА познакомила нас не только с буквами. Её страницы учили нас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять все школьные правила!

Буратино: Давайте сейчас эти правила вспомним!

1. Вставайте дружно каждый раз,
    Когда учитель входит в класс!

2. Парта – это не кровать,
    И нельзя на ней лежать!

3. Ты сиди за партой стройно
    И веди себя достойно!

4. На уроках не болтай,
    Как заморский попугай!

5. Учитель спросит – надо встать.
    Когда он сесть позволит – сядь!

6. Ответить хочешь – не шуми,
    А только руку подыми!

Буратино (огорчённо): Я нёс для вас слова, но вот беда: по дороге я упал, и все слова рассыпались.

Учитель: Не волнуйся, Буратино, ребята соберут из слогов слова.

(Буратино и Незнайка раздают ребятам слоги.)

Дети составляют слова: чаща, щука, машина, роща, свеча, молчу, мужик, щавель.

Буратино: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. А на какие правила я принёс вам слова?

Ответы учеников:

ЖИ-ШИ пиши с буквой И.
ЧА-ЩА пиши с буквой А.
ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.

Незнайка: Ребята, мы вам сейчас загадаем загадки, а вы постарайтесь их отгадать.

Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно. (Звук.)

– Правильно, а какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)
– А что вы знаете о гласных звуках? (Их легко произносить, можно долго тянуть.)
– А что знаете о согласных звуках? (Они бывают мягкие и твёрдые, звонкие и глухие, парные и непарные.)

Буратино:

Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят. (Буквы.)

– А что такое буквы ? (Буквы это знаки звуков,при помощи букв мы записываем звуки.)
– Давайте найдём гласные буквы, сколько их? (10)
– Покажите, какие парные буквы вы знаете? Пусть каждая буква найдёт свою пару. (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.)
– Ребята, а какие буквы не обозначают звука? (Ь и Ъ знак – не имеют звука.)

Азбука: Какие вы ребята молодцы. Умеете отгадывать загадки, составлять слова и знаете всё о звуках и буквах.

1 ученик

Ты эти буквы изучи
Их три десятка с лишком
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.

2 ученик

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.

2 ученик

Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.

Учитель: Ребята, вы уже многое знаете. А чему же ещё учат в школе?

Исполняется песня “Чему учат в школе”.

Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Про глагол и про тире,
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Ученик: Наши девочки сегодня могут спеть частушки вам. Если будете довольны, то похлопаете нам.

Исполняются частушки.

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня говорим
Про свои успехи.

ВСЕ:

Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.

Я совсем не виновата,
Что предлоги так встают,
Не хотят стоять отдельно,
А к словам всё пристают.

ВСЕ:
Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.

Ах ты, бабушка моя,
Снова не согласна.
Ты запомни навсегда
Есть лишь десять гласных.

ВСЕ:

Ай ли, ай лили.
Первоклассники все мы.

Я в тетрадь слова писала,
Удареньем проверяла,
Ударяла, ударяла
Так что парту разломала.

ВСЕ:

Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.

Ах не помню я опять
Слово “ЧАЩА” как писать.
С буквой “Я”, а может без?
Напишу-ка лучше “ЛЕС”.

ВСЕ:

Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.

Мы писать уж научились
Вам ни хвастаем, ни врём,
И навеки подружились
С лучшей книжкой – Букварём.

ВСЕ:

Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.

Наш дежурный так старался,
Доску начисто отмыл,
И писать нам на уроках
Он на ней не разрешил.

ВСЕ:

Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.

В самый лучший первый класс
Я пошла учиться,
Чтоб потом хоть президент
Смог на мне жениться.

ВСЕ:

Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.

Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

ВСЕ:

Ай ли, ай лили,
Первоклассники все мы.

Первоклассники читают стихи.

1 ученик

Книг заветные страницы
Помогают людям жить.
И работать, и учиться
И Отчизной дорожить.

2 ученик

На белом свете у меня
Друзей не перечесть,
Но есть ещё хороший друг
Товарищ милый есть.

3 ученик

На белом свете у меня
Полным – полно друзей
А книга – верный друг
Лежит на полочке моей.

4 ученик

Пока на полочке лежит,
Молчит мой верный друг,
Но, если в руки взять его,
Заговорит он вдруг.

5 ученик

Расскажет он о наших днях,
Припомнит старину
Переплывём мы все моря,
Слетаем на луну!

Исполняется песня: “Когда мои друзья со мной”.

Если с другом вышел путь –
Если с другом вышел путь –
Веселей дорога!
Без друзей меня – чуть-чуть,
Без друзей меня – чуть-чуть,
А с друзьями – много!

Припев:

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной, 2 раза.
Когда мои друзья со мной!

Там, где трудно одному, –
Там, где трудно одному, –
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму –
Где чего-то не пойму –
Разберём с друзьями.

Припев.

На медведя я, друзья,
На медведя я, друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
Если с другом буду я,
А медведь – без друга!

Припев.

Учитель: Государство затрачивает на книги миллионы рублей. Тысячи людей участвуют в их создании. Поэтому, надо уважать и ценить труд людей, очень бережно обращаться с книгой, с учебником.

– Обещайте бережно относиться к каждому учебнику, к каждой книге !

Хором: Обещаем!

– Обещайте подружиться с книгой!

Хором: Обещаем!

– Обещайте стать активными читателями нашей библиотеки!

Хором: Обещаем!

Азбука: Ну вот, ребята, пора нам прощаться ! На прощанье хочу вам подарить сувениры чтобы вы всегда помнили обо мне.

Дети:

До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс придёт.
Спасибо тебе, АЗБУКА!