Доминантное занятие с музыкально-дидактическими играми и упражнениями "Идет, поет весна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие музыкальных способностей детей средствами музыкально-дидактических игр и упражнений.

Задачи:

  • развивать слуховое восприятие, песенное творчество;
  • совершенствовать навыки ладового, тембрового слуха;
  • побуждать детей выразительно исполнять знакомые песни, используя знакомые приёмы;
  • воспитывать любовь к природе.

Атрибуты и дидактический материал: карточки с изображением весёлого и грустного солнышка, музыкально-шумовые инструменты (по количеству детей)

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Звучит спокойная музыка. Дети входят в музыкальный зал, их встречает педагог. Дети проходят по залу, садятся на стулья.)

Педагог.

За окошком песенка целый день слышна.
Кто придумал песенку? Солнце и весна!
Что за волшебница Весна! Откуда в ней так много силы?
Едва очнувшись ото сна, одна природу пробудила.
Волшебной палочкой взмахнув, она сугробы растопила,
И сразу же, не отдохнув, ручьям дорогу проложила.
Потом, как будто дирижер, она учила петь капели,
И их веселый, звонкий хор поет которую неделю.

Проводится фонопедическое упражнение «Весенние голоса».

– Пригрело весеннее солнце.
(Все поднимают руки вверх и каждый поет свой звук в фальцетном регистре.)
– С пригорка побежал веселый ручеек.
(Дети болтают языком, изображая бульканье ручейка.)
– До краев наполнил большую лужу.
(Все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр.)
Выбрались из-под коры жучки...
(Ж-ж-ж, в низком регистре.)
И букашки... (З-з-з, в высоком регистре.)
Расправили крылышки (крш, крш)
И полетели кто куда (тр-тр-тр)
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало... (шур-шур)
И вылез ежик, (сопят носом)
Ожил в лесу муравейник.
(Острые звуки на разной высоте.)
Лес наполнился птичьими голосами.
Имитация птичьих голосов одновременно.)
– Вот и пришла весна! (Каждый поет свой звук.)

Педагог. А солнышко то грустит, то смеется...

Проводится музыкально-дидактическое упражнение на развитие ладового восприятия «Солнышко грустит и смеется».

(Дети слушают фрагменты музыкальных произведений, определяют характер музыки и поднимают соответствующую карточку.)

Педагог. Подул свежий весенний ветерок, как?

Дыхательная гимнастика «Весенний ветер»

Педагог. После теплого весеннего дождика на небе заулыбалась радуга.

Дыхательная гимнастика «Радуга улыбается»

Педагог. А сейчас споем песенку «Весной!», мелодию которой придумала Арина на предыдыдущем занятии.

Распевка «Весной» (детское песенное творчество на готовый текст: «Весенний день звенит, встречай, скворец летит!». Исполняется в трех тональностях в восходящем направлении.)

Педагог. А сейчас вы закроете глаза и на слух угадаете, мелодию какой попевки я исполню на фортепиано, но не назьшайте ее, а покажите движениями рук.

Дети слушают мелодии знакомых попевок: «Гармошка», «Спите, куклы», «Труба» слова и музыка Е. Тиличеевой из сборника «Музыкальный букварь» Затем педагог предлагает детям спеть одну из них, прохлопывая ритм, другую — показав высоту звуков сложенными перед грудью руками (прием «Певческие руки»).

Педагог. Весна все улицы умыла, из-за морей вернула птиц. Ведь как без них зимой уныло! А нынче радость без границ!

Дети исполняют песню «Идет-поёт Весна!» слова и музыка Т. Прописновой («Колокольчик» №18 2000)

Педагог. А сейчас узнайте свою любимую песню по ритму.

(Педагог прохлопывает ритмический рисунок любой знакомой детям песни. Используется прием «Прерванная песня»: ребенок дирижирует — дети поют, ребенок опускает руки – дети «поют» про себя.)

Педагог. Замер лес в прозрачной дымке, на деревьях тают льдинки. С веток падает капель, и слышна синицы трель. Прослушайте отрывок знакомого произведения, назовите и скажите, о чем вам рассказала музыка.

(Звучит фрагмент пьесы «Март» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Дети по желанию рассказывают о том. что им представилось, как Весна гуляет по лесу и танцует.)

Педагог. Дети, так какой же танец исполняет Весна?

Дети. Вальс!

Педагог. Давайте, ребята, и мы с вами исполним «Весенний вальс».

Дети исполняют танец «Вальс» по выбору музыкального руководителя

Педагог. Треугольник есть и ложки, бубны, палочки, гармошки. Если все их сразу взять, дружно вместе заиграть... Буду я тут дирижером, кто же вы? Ответьте хором...

Дети. Оркестр!

Педагог. Но сначала вспомним, как звучат наши инструменты.

(Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Узнай и назови музыкальный инструмент»Затем дети играют в оркестре под русскую народную «Плясовую».)

Педагог. Весна идет! Весна поет! И с ней ликует весь народ. С зимой ушли печаль, ненастье, весна приносит только счастье!

(Звучит веселая музыка, дети покидают зал.)