Урок 60
Цели:
- уточнить понятия прямоугольника и квадрата;
- научить вычислять периметр этих фигур;
- отрабатывать вычислительные навыки, счет через 2-6;
- закреплять правило порядка действий в выражениях со скобками;
- развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, учебник – тетрадь.
Ход урока
1. Организационное начало
2. Актуализация опорных знаний
Счет через 2-6.
Помогите каждой черепашке пройти весь путь, вставив пропущенные числа (Приложение 1, слайд 2)
Логическая задача.
№ 12, с. 52 учебника-тетради (Слайд 3, 4, 5)
(Ответ: один гусёнок должен получить яблоко в корзине.)
Геометрические фигуры.
– Рассмотрите чертежи (Слайд 6)
– Какой общий признак объединяет данные фигуры?
– Какая из фигур является лишней? Почему?
(На чертеже даны прямые углы. Лишняя фигура № 4, так как не является прямым углом) (Слайд 6 после “щелчка”)
– Что можете сказать о фигурах на следующем чертеже? (Слайд 7)
Постановка учебных задач.
3. Открытие нового
Прямоугольник и квадрат. Общие признаки и отличие.
Учебник-тетрадь стр. 50 №1 (Слайд 8)
Задание: назвать фигуры, найти прямые лучи.
– С помощью какого чертёжного инструмента мы будем находить прямые углы?
Вывод: прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые; квадрат – это четырехугольник, у которого тоже все углы прямые, но все стороны имеют одинаковую длину.
– Что заметили, делая вывод? (Квадрат – это тоже прямоугольник, но особенный.)
№ 2, с. 50 – подтверждение вывода.
В ходе выполнения задания замечают следующее: вторая замкнутая линия, которой обвели квадраты, находится внутри первой, которой обвели все прямоугольники.
Значит, (!) квадраты составляют часть прямоугольников (Слайд 9).
№ 3, с. 51 (Слайд 10)
Задание: различие квадратов и прямоугольников.
(Ответ: квадрат один – DAEF; прямоугольников – три: DABC, DAEF, FEBC.)
– Почему квадрат включили в группу прямоугольников? (Квадрат является прямоугольником, т. к. у него все углы прямые.)
Периметр прямоугольника.
№ 4, с. 51 (Слайд 11)
Задание: найти и показать длину, ширину; вычислить периметр.
4. Физкультминутка
Кошка.
Села кошка на окошко.
(Наклоны головы в правую и левую стороны.)
И стала лапкой ушки мыть.
(Круговые движения ладошкой поочерёдно возле
правого и левого уха.)
И мы движения за кошкой
Своей рукой изобразим.
(Хлопки в ладоши.)
Раз, два, три – ну-ка, повторим,
Три, четыре, пять – давай повторим опять.
(Круговые движения ладошкой поочерёдно возле
правого и левого уха.)
Геометрические задачи №5 (а), №6 (а).
а) Длина – 6 см
Ширина – ? см, на 2 см меньше.
Р – ? см.
– Что такое периметр?
– Что нужно знать, чтобы найти периметр?
– Как найти ширину?
(Ответ:
6 – 2 = 4 (см) – ширина.
(6 + 4) + (6 + 4)= 20 (см) – периметр.)
б) Длина – 37 см, это на 14 см больше, чем Ширина – ? см Р – ? см. |
– Что обозначает выражение “ это на 14 см больше, чем его длина?”
(Ответ:
37 – 14 = 23 (см) – ширина.
37 + 23 = 60 (см) – периметр)
5. Повторение пройденного
Составление выражений.
№7 стр. 51.
а) К числу 46 прибавить сумму чисел 18 и 4.
46 + (18 +4)
– Каким способом легче сложить эти числа?
(46 + 4) + 18
– Назовите свойство сложения (сочетательное).
Запись: 46 + (18 +4) = (46 + 4) + 18 = 50 + 18 = 68
б) Из суммы чисел 36 и 57 вычесть 47.
(36 + 57) – 47
– Каким способом легче решить это выражение?
36 + (57 – 47)
– Назовите правило (вычитание числа из суммы)
Запись: (36 + 57) – 47 = 36 + (57 – 47) = 36 + 10 = 46
в) Из числа 91 вычесть сумму чисел 71 и 15.
91 – (71 + 15)
– Каким способом легче решить это выражение?
(91 – 71) – 15
– Назовите правило (вычитание суммы из числа)
Запись: 91 – (71 + 15) = (91 – 71) – 15 = 20 -15 = 5
г) К сумме чисел 136 и 298 прибавить 2.
(136 + 298) + 2
– Каким способом легче сложить эти числа?
136 + (298 + 2)
– Назовите свойство сложения (переместительное)
Запись: (136 + 298) + 2 = 136 + (298 + 2) = 136 + 300 = 436
Составление выражений по схемам стр. 52 № 9
Запись:
а) 750 – (203 + 49) =
б) (512 – 184) – 93 + (106 – 67) =
Задание: решить самостоятельно.
Давайте подумаем стр. 52 №10 (Слайд 12)
Задание: соединить фигуры верхнего ряда с фигурами нижнего ряда, так, чтобы получились прямоугольники.
(Ответ: А – 3; В – 5; С – 1; D – 2; Е – 4)
6. Итог
– Что открыли нового для себя?
– Какие знания не являются для вас открытием, так
как вы уже это знали ранее?
– Повторите основные выводы по материалам
сегодняшнего урока.
7. Домашнее задание
Стр. 51 правило, стр. 51 №5 (б), №6 (б), стр. 52 №8 (по вариантам) (Слайд 13).