Урок математики по теме "Прямоугольник. Квадрат"

Разделы: Начальная школа


Урок 60

Цели:

  • уточнить понятия прямоугольника и квадрата;
  • научить вычислять периметр этих фигур;
  • отрабатывать вычислительные навыки, счет через 2-6;
  • закреплять правило порядка действий в выражениях со скобками;
  • развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, учебник – тетрадь.

Ход урока

1. Организационное начало

2. Актуализация опорных знаний

Счет через 2-6.

Помогите каждой черепашке пройти весь путь, вставив пропущенные числа (Приложение 1, слайд 2)

Логическая задача.

№ 12, с. 52 учебника-тетради (Слайд 3, 4, 5)

(Ответ: один гусёнок должен получить яблоко в корзине.)

Геометрические фигуры.

– Рассмотрите чертежи (Слайд 6)
– Какой общий признак объединяет данные фигуры?
– Какая из фигур является лишней? Почему?

(На чертеже даны прямые углы. Лишняя фигура № 4, так как не является прямым углом) (Слайд 6 после “щелчка”)

– Что можете сказать о фигурах на следующем чертеже? (Слайд 7)

Постановка учебных задач.

3. Открытие нового

Прямоугольник и квадрат. Общие признаки и отличие.

Учебник-тетрадь стр. 50 №1 (Слайд 8)

Задание: назвать фигуры, найти прямые лучи.

– С помощью какого чертёжного инструмента мы будем находить прямые углы?

Вывод: прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые; квадрат – это четырехугольник, у которого тоже все углы прямые, но все стороны имеют одинаковую длину.

– Что заметили, делая вывод? (Квадрат – это тоже прямоугольник, но особенный.)

№ 2, с. 50 – подтверждение вывода.

В ходе выполнения задания замечают следующее: вторая замкнутая линия, которой обвели квадраты, находится внутри первой, которой обвели все прямоугольники.

Значит, (!) квадраты составляют часть прямоугольников (Слайд 9).

№ 3, с. 51 (Слайд 10)

Задание: различие квадратов и прямоугольников.

(Ответ: квадрат один – DAEF; прямоугольников – три: DABC, DAEF, FEBC.)

– Почему квадрат включили в группу прямоугольников? (Квадрат является прямоугольником, т. к. у него все углы прямые.)

Периметр прямоугольника.

№ 4, с. 51 (Слайд 11)

Задание: найти и показать длину, ширину; вычислить периметр.

4. Физкультминутка

Кошка.
Села кошка на окошко.
(Наклоны головы в правую и левую стороны.)
И стала лапкой ушки мыть.
(Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха.)
И мы движения за кошкой
Своей рукой изобразим.
(Хлопки в ладоши.)
Раз, два, три – ну-ка, повторим,
Три, четыре, пять – давай повторим опять.
(Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха.)

Геометрические задачи №5 (а), №6 (а).

а) Длина – 6 см
    Ширина – ? см, на 2 см меньше.
    Р – ? см.

– Что такое периметр?
– Что нужно знать, чтобы найти периметр?
– Как найти ширину?

(Ответ:

6 – 2 = 4 (см) – ширина.
(6 + 4) + (6 + 4)= 20 (см) – периметр.)

б) Длина – 37 см, это на 14 см больше, чем
    Ширина – ? см
    Р – ? см.

– Что обозначает выражение “ это на 14 см больше, чем его длина?”

(Ответ:

37 – 14 = 23 (см) – ширина.
37 + 23 = 60 (см) – периметр)

5. Повторение пройденного

Составление выражений.

№7 стр. 51.
а) К числу 46 прибавить сумму чисел 18 и 4.
    46 + (18 +4)

– Каким способом легче сложить эти числа?
    (46 + 4) + 18

– Назовите свойство сложения (сочетательное).

Запись: 46 + (18 +4) = (46 + 4) + 18 = 50 + 18 = 68

б) Из суммы чисел 36 и 57 вычесть 47.
    (36 + 57) – 47

– Каким способом легче решить это выражение?
    36 + (57 – 47)

– Назовите правило (вычитание числа из суммы)

Запись: (36 + 57) – 47 = 36 + (57 – 47) = 36 + 10 = 46

в) Из числа 91 вычесть сумму чисел 71 и 15.
    91 – (71 + 15)

– Каким способом легче решить это выражение?
   (91 – 71) – 15

– Назовите правило (вычитание суммы из числа)

Запись: 91 – (71 + 15) = (91 – 71) – 15 = 20 -15 = 5

г) К сумме чисел 136 и 298 прибавить 2.
    (136 + 298) + 2

– Каким способом легче сложить эти числа?
    136 + (298 + 2)

– Назовите свойство сложения (переместительное)

Запись: (136 + 298) + 2 = 136 + (298 + 2) = 136 + 300 = 436

Составление выражений по схемам стр. 52 № 9

Запись:

а) 750 – (203 + 49) =
б) (512 – 184) – 93 + (106 – 67) =

Задание: решить самостоятельно.

Давайте подумаем стр. 52 №10 (Слайд 12)

Задание: соединить фигуры верхнего ряда с фигурами нижнего ряда, так, чтобы получились прямоугольники.

(Ответ: А – 3; В – 5; С – 1; D – 2; Е – 4)

6. Итог

– Что открыли нового для себя?
– Какие знания не являются для вас открытием, так как вы уже это знали ранее?
– Повторите основные выводы по материалам сегодняшнего урока.

7. Домашнее задание

Стр. 51 правило, стр. 51 №5 (б), №6 (б), стр. 52 №8 (по вариантам) (Слайд 13).