Цели:
- Ознакомить детей с приемом сложения, вычитания числа 2 по частям и научить осознанно его применять;
- Закрепить умения прибавлять 1 к любому числу и вычитать 1 из любого числа в пределах 10;
- Развивать логическое мышление учащихся;
- Вызвать у детей интерес к изучению математики, воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
- Числовой ряд.
- Иллюстрации: зебра, волк, бегемот, рысь, тигр, лев, слон и др.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация полученных знаний
1. Работа с числовым рядом: “Назовите числа через одно число, начиная с 0; начиная с 1.”
2. Работа с кроссвордом (ученики показывают ответы с помощью блок-сигнала)
а) Покажите число, которое при счете идет за числом 4. (дети показывают цифру 5). А теперь посмотрите на доску и соотнесите рисунок и цифру. (животное тигр.< Рисунок 1>)
б) Покажите число, которое при счете стоит
впереди числа 2 (дети показывают цифру 1). А кто
расположен под этим номером? (животное зебра. <Рисунок 2>)
в) Покажите число, которое находится
между числами 2 и 4 (дети показывают цифру 3). Кто
же занял цифру 3? (животное бегемот <Рисунок 3>)
г) Покажите число, которое больше 3 на 1?
(дети показывают цифру 4). А скажите, кто
расположен под этой цифрой? (животное зубр <Рисунок 4>)
д) Покажите число, которое меньше 3 на 1. (дети
показывают цифру 2). Кто находится под этой
цифрой? (животное волк<Рисунок
5>)
А теперь давайте прочитаем, какое слово получилось в выделенном столбце? (слово – звери).
– Где можно увидеть этих зверей?
– На этом уроке мы с вами отправимся в
необыкновенное путешествие – в зоопарк.
– Ребята, кто из вас был в зоопарке? Каких
животных там видели? Кто и как за ними ухаживает?
3.Я читаю стихотворение, а вы внимательно слушайте, считайте, чтобы потом правильно ответить на мой вопрос.
В зоопарке олени есть,
И верблюды ходят горбатые,
Крокодилы здесь,
И мартышки здесь,
И медведи большие, лохматые.
Сколько видов зверей перечислила я?
Ну-ка, скажите друзья? (5 видов зверей)
4. Задача на смекалку
Угадай, в какой клетке живет каждый зверь, если во второй клетке живет медведь, слева от него бегемот, а справа слон. (На доске прикреплены “клетки”, дети располагают рисунки животных в эти “клетки”, в последовательности: бегемот<Рисунок 3>, медведь<Рисунок 6>, слон<Рисунок 7>)
5. А теперь поместим каждого животного в клетку, номер которой узнаете, решив примеры под рисунками.
(На доске <Рисунки 8–13> животных, а под ними написаны примеры)
3 + 1 =
7 + 1 =5 + 1 =
6 – 1 =8 – 1=
4 – 1=
Физкультминутка
Закружись, ты карусель (дети кружатся),
Заиграй, шарманка (дети показывают игру на
шарманке)
Я – медведь, а я – газель,
А я – обезьянка.
А за нами серый волк, носорог бодатый,
Толстокожий бегемот и верблюд горбатый (дети
имитируют действия животных).
1) На подстилке 5 птенцов
5 пушистых близнецов.
И еще готовы 2
Из скорлупок вылезать.
Сколько станет птиц в гнезде?
Помогите мне.
(На доске запись 5 + 2 =)
Представим, что птенцы вылупятся так: сначала
появится один птенчик. Сколько их станет в
гнезде? (дети отвечают – 6)
Как это записать? (5+1)
Затем к этим 6 птенцам прибавится еще 1. Сколько
птенчиков стало в гнезде? (на доске запись 5+1+1=7)
Сколько всего мы прибавили к числу 5? (2)
Как прибавить 2 к любому числу? (Сначала
прибавить 1, а потом еще 1).
2) На ветке сидело 6 птичек. 2 улетело. Как узнать, сколько птичек осталось? (6-2=)
Представьте, что птицы улетают так:
Сначала улетела 1. Сколько осталось птиц? (5)
Как получили ответ? (6-1=5)
А теперь улетела еще одна птичка. Сколько
осталось птиц? (4)
Как получили 4? (5-1=4)
(На доске запись 6-1-1=4) Как из 6 вычли 2? (сначала вычли 1, а потом еще 1)
Закрепление нового материала
1) Работа с учебником (стр. 76)
Найдите №1. рассмотрите рисунки и записи под
ними. Объясните, как из 8 вычесть 2; из 9 вычесть 2; к
4 прибавить 2.
Взгляните на числовой ряд (№2). Как к 3 прибавить 2?
Из 10 вычесть 2?
2) Работа в тетради
а) Арифметический диктант (в тетради написан числовой ряд. Детям необходимо вычислить и раскрасить нужный квадрат с цифрой).
- Возьмите красный карандаш и раскрасьте правильный ответ примера 4-1=
- Возьмите синий карандаш и раскрасьте правильный ответ примера 7+1=
- Возьмите зеленый карандаш и раскрасьте правильный ответ примера 4+2=
- Возьмите желтый карандаш и раскрасьте правильный ответ примера 6 – 2 =
3. Итог урока. Рефлексия
– Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам
понравилось? Что нового вы узнали на уроке? (Узнали
о животных.)
– А чему научились? (Научились прибавлять и
вычитать число 2)