Цель: На примере басни Крылова “Квартет” определить роль музыки в литературном жанре “басня”. Познакомить с творчеством А.П. Бородина. Закрепить понятие “квартет”.
Задачи:
учебные:
- формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня
познавательные:
- знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;
развивающие:
- развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу
- через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
воспитательные:
- воспитывать творческую личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
Приёмы:
- слушание;
- исполнение;
- сопоставление со смежными видами искусств;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, аккордеон, музыкальный центр.
Программное обеспечение: компьютерная презентация, CD записи.
Музыкальный материал урока: А. Бородин “Квартет 2” – III часть, норвежская народная песня “Волшебный смычок”, И. А. Крылов басня “Квартет”.
Дополнительный материал: портреты А. П. Бородина, И. А. Крылова, текст басни “Квартет”.
Структура урока:
- Организационный момент;
- Музыкальное приветствие;
- Беседа по теме;
- Слушание басни И.А.Крылова “Квартет”;
- Слушание “Квартета” А.П.Бородина;
- Знакомство с биографией Бородина А. П.;
- Динамическая пауза;
- Исполнение песни “Волшебный смычок”;
- Закрепление выученных знаний;
- Итог урока;
- Домашнее задание;
- Музыкальное прощание;
Ход урока
(Слайд 1, см. Приложение 1)
I. Музыкальное приветствие
Учитель: Ребята, на предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы.
Слайд 2
Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения?
Ученики: Это басни.
Учитель: Кто написал эти басни?
Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов.
(Показ портрета И.А.Крылова – щелчок)
Учитель: Басня – что же означает это слово?
(Слайд 3 – щелчок)
– Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод – мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.
Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно – краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” – что объединяет эти басни.
Ученики: Главное действующее лицо – музыка.
Учитель: Верно, в этих баснях – музыка является главным действующим лицом.
II. Беседа по теме
Учитель: Тема сегодняшнего урока звучит так “Музыка – главный герой басни” (запись на доске) (слайд – щелчок). А чтобы узнать, о какой именно басне пойдёт речь, мы решим музыкальное уравнение.
(Слайд 4)
Дуэт + квинтет – трио = ? (квартет – по щелчку)
Учитель: Молодцы! Получилось название еще одной басни И. А. Крылова “Квартет”.
– Что же такое квартет? (Слайд 5)
Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.
А чтобы лучше запомнить этот термин, мы сейчас прочитаем небольшое стихотворение.
Учитель: (Щелчок)
Соло буду петь один,
А дуэт с товарищем.
Трио с Сашей будем петь,
Нам двоим не справиться.
А квартет весёлый звонкий
Будем вместе петь с Алёнкой.
(Повторить значение терминов – соло, дуэт, трио, квинтет)
Учитель: Квартеты бывают разные, но чаще всего звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель. О таком исполнительском составе нам рассказывает басня Крылова. (Слайд 6)
III. Чтение басни И. А. Крылова “Квартет” и её анализ
Вопросы и ответы учеников:
– Назовите музыкальные инструменты,
присутствующие в басне.
– Почему виолончель Крылов называет “басом”? –
Потому что виолончель – самый низкий по звучанию
инструмент в квартете.
– Кто участвует в басне?
– Какую роль играет музыка в басне и с какой
целью она здесь использована? – Музыка выделяет
особенности характеров литературных героев,
ситуации, в которые они попадают, помогает глубже
постичь замысел автора.
– Какая музыка по характеру?
– Может у такой музыки быть композитор?
– В чем мораль сей басни?
Вывод: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.
Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может зазвучать очень красивая музыка. Да и сам И. А. Крылов был хорошим музыкантом с тонким музыкальным слухом. Современники вспоминали, что он очень любил играть в квартете и обычно брал на себя партию альта.
А ещё один замечательный композитор А. П. Бородин написал “Струнный квартет”, который является жемчужиной русской классики.
IV. Творчество А. П. Бородина
(слайд 7)
Для известного русского композитора и музыканта А.П. Бородина музыка не была его основной профессией. Он прославил и русскую музыку, и русскую науку, потому что был талантливым учёным-химиком. Музыка и химия нераздельно господствовали в его душе, и не покидала его даже во время лекций. Иногда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки его волшебной музыки.
V. Слушание и анализ фрагмента III части квартета 2 А. П. Бородина.
Учитель: Прежде чем послушать музыкальное произведение, вспомним, какие инструменты входят в состав квартета (слайд 8 – всё по щелчку)
– Послушаем звучание скрипки (щелчок) и виолончели (щелчок)
– В чём схожесть и разница этих инструментов
Ученики: Схожесть в том, что они относятся к семейству струнно-смычковых, а разница в звучанию инструментов (виолончель звучит ниже).
Учитель: Квартет 2 Бородина – это программное, камерное произведение, то есть в его основе лежит программа. Состоит из IV частей: (Слайд 10)
I – Allegro moderato (не очень быстро)
II – скерцо (шутка)
III – ноктюрн (произведение, музыка которого
создаёт образ ночи)
IV – финал
Камерная музыка – это музыка, предназначена для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).
– Мы с вами сейчас послушаем фрагмент ноктюрна – эту удивительную по своей красоте музыку.
Примечание: Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет. Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он написал этот квартет. Вот строки его письма к ней:
“ Никогда ещё я так далеко не уезжал от тебя, и, кажется, никогда ты мне не была так близка, как теперь. Пойми только: я в Гейдельберге!!! Ещё по дороге мимо меня, как в панораме, проносились давно знакомые берега, которые мы видели ещё с тобой. Можешь думать, что я должен был предчувствовать!..
Чего я не перечувствовал, пробегая те дорожки, те галереи, где мы бродили с тобой в первую пору счастья! Как бы я дорого дал в эту минуту, чтобы ты была со мной!”
Чтение стихотворения А. Фета и слушание музыки (Слайд 10 – по щелчку)
Примечание: Рекомендуется повторное слушание произведения с комментарием.
Вторая скрипка и альт сыграли вступление, и не успел ещё отзвучать и затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет чёрного бархата, голос виолончели. Медленно плывёт мелодия, полная какой-то особой, ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость. И страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой.
Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Кажется, что её окутало серебристое сияние луны, осветило призрачным голубоватым светом. Вас покорила, взяла в плен красота этой мелодии. Снова и снова она повторяется. Меняется только её сопровождение, то спокойное, то взволнованное, почти тревожное. Перекликаются голоса. Какую-то часть спела скрипка, а продолжает её виолончель. Иногда, словно робея, пробует спеть кусочек мелодии альт, и снова разливаются бархатный голос виолончели и серебристый – скрипки. Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, и тогда всё погружается во мрак, то проплывают мимо, и снова серебристый холодный свет мерцает на листьях деревьев, на дорожках ночного сада.
Но вот в последний раз, прощальным приветом звучат отголоски красавицы мелодии, и замирающий протяжный аккорд заканчивает одно из великих созданий А. Бородина – ноктюрн Второго концерта.
Можно рекомендовать другой вариант этого эпизода урока. Сначала учитель даёт первое слушание с комментарием, а затем второе – с пластическим интонирование. Движение рук должны передать характер произведения, выразительные краски его музыки.
Вопросы и ответы:
Учитель: Как звучала музыка?
Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.
Учитель: Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали?
Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет
Учитель: Кто исполнял эту музыку?
Ученики: Инструментальный ансамбль
Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.
Ответы детей.
Вывод:
Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?
Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением, талантом.
V. Динамическая пауза
(Слайд 11)
VI. Вокально-хоровая работа
Учитель: В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.
Отгадайте загадку: (Слайд 12)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (щелчок) (Скрипка.)
Учитель: Вспомните, как называется песня, в которой музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни.
Ученики: Песня “Волшебный смычок”.
Учитель: Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?
Ученики: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.
Учитель: Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню.
Исполнение песни “Волшебный смычок”/
– Повторение песни
– Работа над правильным интонированием мелодии
– Работа над чёткой дикцией текста песни
– Исполнение по ролям и разным исполнительским
составом.
VII. Закрепление выученного материала
– проверь себя(Слайд 13).
- Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки?
- Назовите фамилию великого русского баснописца -
- Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это
- Назовите автора струнного квартета –
- Состав струнного квартета –
- Что такое ноктюрн?
VIII. Итог урока
(Слайд 14)
Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог:
– Какую же роль играет музыка в литературе?
- Музыка обогащает литературу.
- Музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях.
- Язык слов и язык музыки помогают нам раскрывать смысл содержания произведения, а также воздействуют на ум и чувства.
Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку
IX. Домашнее задание
Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока или составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово “квартет”.