Урок по теме "Антарктида. Географическое положение материка. История открытия и современные исследования"

Разделы: География


Цели урока:

  • Образовательные:
    • сформировать знания обучающихся об  истории открытия и исследования Антарктиды, о географическом положении материка и  его влиянии на особенности природы;
    • сформировать образ материка на основе полученных знаний во время урока
  • Развивающие:
    • продолжить формирование у обучающихся умения определять физико-географическое положение материка, используя навыки работы с типовыми планами и географическими картами; 
    • продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации, сравнивать и делать выводы.
  • Воспитательные: формирование гражданской идентичности обучающихся на примере  героизма русских полярных исследователей и первооткрывателей Антарктиды.

Оборудование: карта мира, карта Антарктиды, контурные карты, атласы, учебники, мультимедийная презентация (Приложение 1), видеофрагмент «Открытие Южного полюса» (Приложение 2), компьютер с мультимедийным проектором.

Тип урока: УНЗ (усвоение новых знаний)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение  нового материала

1. Вступительное слово учителя:

Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным и белым.  И лежит этот неведомый  край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или  окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Восходом и заходом солнца здесь можно любоваться только один раз в году. Он по-своему красив этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание  ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тона, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега. На материке нет  постоянного  населения, но здесь сосредоточены 80%  пресной воды.

– О каком материке идёт речь?

Учащиеся определяют название материка  – Антарктида, записывают тему урока  в тетрадях (Приложение 1, слайд 1)

– Ребята, а что вам уже известно об этом материке, какой он?

Учащиеся составляют собирательный образ Антарктиды на начальном этапе изучения материка и записывают в тетрадь понятия и термины, характеризующие его «Что я знаю об Антарктиде? …».

2. Постановка целей урока перед обучающимися (Приложение 1, слайд 2)

– Итак, ребята, любой материк мы изучаем по плану (Приложение 1, слайд 3)

3. Географическое положение материка Антарктида

– Какие материки Земли называют Южными?

Ответ:Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

– Почему эти материки относятся к южным материкам?

Ответ:  все четыре материка имеют общую геологическую историю развития – в геологическом прошлом были частью единого материка Гондваны (Приложение 1, слайды 4, 5)

– Каковы же особенности физико-географического положения материка Антарктида? Ответ на вопрос  составить устно по картам атласа, используя план (Приложение 1, слайд 6):

Предполагаемые выводы учащихся по ФГП материка (Приложение 1, слайд 7):

А) материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга;
Б) находится в антарктическом климатическом поясе;
В) от других материков отделён огромным океаническим пространством;
Г) покрыт мощным слоем льда, средняя мощность 2300 м
Д) самый высокий материк за счёт толщины льда.

4. Работа с учебником (Приложение 1, слайды 8-10):

Задание: на стр. 7  учебника определите, чему равна площадь материка и какое место он занимает среди других материков? Сравните площади материков, сделайте вывод и запишите в тетрадь:

S = 13 980  млн. км2, занимает 5 место

Наибольшая высота над уровнем моря: массив Винсон – 5140 м 
Самый большой по площади остров – Земля Александра I (43 200  кв. км.) 

5. Закрепление: выполнить практическую работу на контурной карте «Особенности географического положения Антарктиды»  (Приложение 1, слайд 11)

Учащиеся выполняют  практическую работу на контурной карте: обозначают и подписывают Южный полюс, Южный полярный круг, начальный меридиан, крайние точки и их координаты, названия морей и океанов, омывающих материк, полуостров Антарктический, современные полярные станции.

6. Открытие и исследование Антарктиды:

– Прослушайте сообщения одноклассников, прочитайте текст в учебнике и заполните таблицу:

Путешественник, исследователь Дата Открытия и достижения
Дж .Кук    
Ф. Беллинсгаузен и  М. Лазарев    
Ч. Уилкс (США)    
Д. Росс (Англия)    
Р. Амундсен    
Р. Скотт    

А) путешествие Джеймса Кука (Приложение 1, слайды 12-13) – начальный этап исследования Антарктиды. Открытие островов вокруг Антарктиды и поиски материка (16 в - начало 19 в).
Задолго до открытия материка строились различные предположения о существовании гипотетической Южной земли, на поиски которой отправлялись экспедиции, обнаружившие крупные острова вокруг Антарктиды. Французская экспедиция Буве де Лозье в 1739 открыла в южной части Атлантического океана остров, названный Буве. В 1772 французский мореплаватель И. Ж. Кергелен обнаружил крупный архипелаг в южной части Индийского океана, состоящий из одного крупного острова (Кергелен) и 300 мелких.
В 1768-71 Дж. Кук возглавил экспедицию, которая направлялась на поиски южного материка. Обследовав Новую Зеландию, экспедиция открыла пролив между ее Северным и Южным островами (впоследствии названный именем Кука) и установила, что Новая Зеландия представляет собой не выступ южного материка, как считали ранее, а архипелаг из двух островов. В 1772-75 Кук во второй экспедиции, посвященной поискам южного материка, первым из мореплавателей пересек Южный полярный круг, однако материка он не обнаружил и заявил, что его вообще найти невозможно из-за льдов, делающих землю недоступной. В течение этого плавания на юге Атлантического океана он подходил к острову св. Георгия, открыл Южные Сандвичевы острова, ошибочно полагая, что это выступ материковой суши и поэтому назвав их Землей Сандвича (по имени первого лорда Адмиралтейства). Группу островов у северо-западного побережья Антарктического полуострова (Южные Шетландские острова) открыл в 1819 англичанин У. Смит.

Б) Открытие Антарктиды русскими мореплавателями – второй этап исследования Антарктиды. Открытие Антарктиды и первые научные исследования (19 в) (Приложение 1,   слайд 14)
Открытие Антарктиды как материка осуществлено 28 января 1820 русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена, которая на двух судах («Восток», под командованием Беллинсгаузена, и «Мирный» — М. П. Лазарева) прошла вдоль тихоокеанского побережья, открыв острова Петра I, Шишкова, Мордвинова, Землю Александра I и уточнив координаты некоторых ранее обнаруженных островов. Беллинсгаузен шесть раз пересек Южный полярный круг, доказав возможность плавания в антарктических водах

Дополнительный материал к уроку

В 1819г после длительной и тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов – «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым – Михаил Петрович Лазарев. Экипаж состоял из опытных и бывалых моряков. Морское министерство назначило начальником экспедиции Беллинсгаузена, имевшего за плечами большой опыт дальних морских плаваний.
Беллинсгаузен родился в Эстонии в 1779г Мальчику было 10 лет, когда его отдали учиться в Морской кадетский корпус. В 1803-1806 гг молодой моряк участвовал в первом русском кругосветном плавании.
Командир шлюпа Лазарев родился во Владимирской губернии. Он так­же поступил в Морской кадетский корпус. Участвовал в войне со Швецией. После окончания войны его назначили командиром корабля «Суворов», посланного в русскую Америку.
16 июля 1819г корабли были «Восток» и «Мирный», снялись с якоря и под салют артиллерийских орудий покинули родной Кронштадт. Перед экспедицией поставили задачу: как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно решить вопрос о существовании Южного материка. С первых дней плавания велись научные наблюдения. Достигнув 10° с. ш., корабли вошли в зону затишья, связанную с экваториальным поясом.
В умеренной полосе южной части Атлантического океана стала чувствоваться прохлада. Чем дальше на юг, тем больше стало встречаться птицы, большими стадами проплывали киты. В копне декабря корабли подошли к островам Южная Георгия, который открыл Джеймс Кук. Корабли, медленно лавируя среди плавучих льдов, двигались вперед.
Затем экспедиция встретила первый плавучий ледяной остров – айсберг.
Кораблям постоянно грозила опасность наскочить на мель. Несмотря на грозившие опасности, корабли пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820г в туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели кромку материкового льда.
В феврале 1820г шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды, но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.
Долго плавая по Тихому океану, 29 января 1821г в 11 часов дня Беллинсгаузен, наконец, записал в судовом журнале, что команда увидела берег, названный в честь Александра 1. Так совершилось величайшее откры­тие XIXв.
5 августа 1821г корабли вернулись в Кронштадт и бросили якорь в том же месте, откуда отправились в плавание два года назад. Они пробыли в экспедиции 751 день и прошли расстояние в два раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф.

В) Открытие южного полюса Руалем  Амудсеном и Робертом Скоттом  (Приложение 1, слайд 15)

7. Просмотр видеофрагмента «Открытие Южного полюса» (Приложение 2)

Дополнительный материал к уроку

В  1910г Руаль Амундсен со своим «Фрамом»  втайне от всех решил покорить Южный полюс.  А в это время в Антарктиде уже несколько лет упорно и плодотворно работали, соревнуясь между собой, англичане: знаменитый Шеклтон, придумавший прекрасную конструкцию полярной обуви, и военный моряк, капитан Роберт Фолкон Скотт. Последний в 1901-1904гг руководил экспедицией, открывшей полуостров Эдуарда VII, часть Трансантарктических гор, несколько горных ледников, оазис и шельфовый ледник Росса. Он исследовал Землю Виктории, первым поднялся в небо Антарктики на аэростате (1902).
В 1910г капитан Скотт организовал очередную экспедицию в Антарктиду, одной из задач которой было достижение Южного полюса.
Экспедиция была многочисленной и разноплановой по целям исследований. Скотт на первое место ставил проведение исследований, а покорение Южного полюса считал рекламной акцией во славу британской короны и с целью привлечения дополнительных средств для дальнейших исследований.
Когда исследования, проводившиеся на берегу, были в разгаре, Скотт узнал о прибытии в Антарктиду норвежской команды Амундсена
Амундсен ставил перед собой единственную цель – покорение Южного полюса. Собрав на побережье Антарктиды дом, названный ими «Фрамхейм», норвежцы успешно перезимовали, а в октябре 1911г с наступлением антарктической весны, отряд из пяти человек во главе с Амундсеном отправился в путь. На санях, запряженных собаками, они через горы, ледники и трещины на 56-й день пути в середине декабря 1911г достигли Южного полюса. Три дня они вели астрономические наблюдения. Преодолев более 3000 км, норвежцы вернулись во «Фрамхейм» через 99 дней после выхода – точно, как намечали.
Р. Скотт закончил все исследования на берегу и после этого тоже двинулся к полюсу. Когда 18 января 1912г он достиг цели, там уже стоял норвежский флаг. Моральная травма, которую испытали англичане, была огромной. На обратном пути у них то и дело возникали проблемы. Они не успевали в намеченные сроки к оставленным продуктовым складам, голодали и замерзали.
Когда отчаяние дошло до предела, близкого к помешательству, капитан Скотт раздал участникам таблетки с ядом и разрешил принять их, когда нет сил дольше терпеть страдания. В конце концов, он остался один в холодной палатке без еды и надежды на спасение. Капитан Скотт до последней минуты своей жизни вел дневник. Трудно представить, каким надо обладать мужеством, чтобы, чувствуя близкую смерть, замерзая от холода и зная, что помощи не будет, продолжать исследования, теперь уже своего организма, своей психики. В последних записях Скотт писал: «Причины катастрофы не вызваны недостатками организации, но невезением в тех рискованных предприятиях, которые пришлось предпринимать»
Трагедия совершилась. Экспедиция в базовый лагерь не вернулась. Позже дневники Скотта были найдены, а результаты исследований использованы продолжателями его дела.
Большинство людей считают капитана Скотта символом мужества, чести и достоинства. Его последние слова – «Идти и не сдаваться, искать и побеждать» (Приложение 1, слайд 16)

Р. Амундсен понимал тяжесть моральной травмы, которую он нанес, опередив Скотта на полюсе. Он говорил: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни,…мой триумф омрачен мыслью о его трагедии, она преследует меня»... Но повернуть историю вспять невозможно.
– Ребята, что же, по вашему мнению, он хотел сказать этими словами? (Учащиеся высказывают своё мнение)

9. Работа с учебником: назовите имена других исследователей, внесших вклад в развитие знаний об Антарктиде

10. Современное исследование материка (Приложение 1, слайд 17)

Самое широкое изучение Антарктиды проводилось в период МТГ (1957–58гг). 12 (18) государств  приняли участие, было построено 68 научно-исследовательских станций изучали Антарктиду. В период подготовки к Международному геофизическому году на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам (в т. ч. советские — обсерватория Мирный, станции Оазис, Пионерская, Восток-1, Комсомольская и Восток, американские — Амудсен-Скотт на Южном полюсе, Бэрд, Халетт, Уилкс и Мак-Мердо) (Приложение 1, слайды 18-20)
С конца 50-х гг. в морях, омывающих континент, ведутся океанологические работы, выполняются регулярные геофизические исследования на стационарных континентальных станциях; предпринимаются также экспедиции внутрь континента. Советские ученые осуществили санно-тракторный поход к Геомагнитному полюсу (1957), Полюсу относительной недоступности (1958), Южному полюсу (1959). Американские исследователи прошли на вездеходах от станции Литл Америка к станции Бэрд и далее к станции Сентинел (1957), в 1958 — 59 от станции Элсуорт через массив Дюфека к станции Бэрд; английские и новозеландские ученые на тягачах в 1957-58 пересекли Антарктиду через Южный полюс от моря Уэделла к морю Росса. Во внутренних районах Антарктиды работали также австралийские, бельгийские и французские ученые.
1959г был подписан договор об Антарктиде, так в статье 1 договора зафиксировано обязательно использовать Антарктиду исключительно в мирных целях. Там запрещено строить военные базы, проводить военные манёвры, испытывать любые виды оружия.
Статья 5 включённая по инициативе СССР, запрещающая проведению в этом районе ядерных взрывов как в военных, так и в мирных целях, а так – же захоронение радиоактивных отходов. Статья 11 провозглашает свободу научных исследований, что позволяет любой стране организовывать научные станции и вести научные наблюдения.
Сейчас наши русские альпинисты покоряют вершины гор Антарктиды. В 2003г была покорена вершина, названная в честь легендарного лётчика Валерия Чкалова, т.к. эта вершина имеет вид крыла самолёта.

IV. Закрепление изученного материала

  • Работа в  контурной карте: нанесите маршруты экспедиций Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, Р. Скотта, Р. Амундсена
  • Фронтальная беседа с обучающимися: ответить на  вопросы  (Приложение 1, слайды 21-23)

V. Подведение итога урока

«Мой образ материка Антарктиды – какой он?» – записать в тетради ответы на поставленный вопрос и сравнить с тем, что было записано в начале урока.

– Какие новые знания о материке Антарктида вы усвоили на уроке?

VI. Рефлексия

VII. Домашнее задание:  § 48 (прочитать)

Список используемой литературы:

  1. Крылова О. В.  Методическое пособие по географии материков и океанов: 7 класс. М.: Просвещение, 1997г.
  2. Пивоварова Г. П. По страницам занимательной географии. – М.: Просвещение, 1990г.
  3. Универсальная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org