Цели:
1. Образовательно-развивающие:
1.1 Применение опорных понятий “корень слова”, “орфограмма”, “безударная гласная”, “ударная гласная”, “проверяемая безударная гласная”, “парная согласная” “проверяемая парная согласная”;
1.2. Развитие обще-учебных умений:
- определять орфограмму в корне слова;
- подбирать проверочные слова;
- применять орфограмму при написании слов;
1.3. Развитие специальных умений:
- определять и делить понятия;
- конструировать проблемные вопросы двух типов (вопросы– понятия и вопросы-суждения) и ответы на них;
- сравнивать и обобщать понятия;
- соотносить понятие к определенной группе по одному из признаков делимости.
2. Воспитательные:
2.1. Формирование диалектико– материалистического мировоззрения на основе выявления категорий диалектики: “общее – особенное – единичное”, “причина – следствие”;
2.2. Развивать умение работать в группах, принимать мнения других, высказывать свои возражения.
Урок проводился во 2-м классе.
Характер деятельности: частично
проблемно-поисковый.
Класс делился на пять групп.
Роль арбитра выполнял учитель.
Оборудование: доска, мел, магнитная доска, карточки с заданиями, карточки-помощники, экран, проектор (компьютер), тетради на печатной основе, рабочие тетради.
Ход урока
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. | Организационный момент | |
– Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. |
– Постараюсь все понять – Буду грамотно писать. |
|
II. | Актуализация темы и учебной задачи урока. | |
1.1 | – Посмотрите на экран, дана транскрипция слов. | |
– Кто скажет, одно здесь слово записано
или два? [ л у к ] – Какая орфограмма поможет нам решить орфографические задачи в этих словах? – Что еще поможет правильно выбрать букву в написании этих слов? – Каким образом ученик может проверить и правильно записать данные слова? – А вам известно, что сова-неясыть, которая весит всего 250граммов, питаясь мышами, способна сохранить 50 тонн зерна? – Помогите мне решить орфографическую задачу в написании названия этой птицы: с.ва |
– Я думаю, что здесь одно и то же слово. – Я считаю, что одно слово обозначает огородное растение или оружие, а другое – участок, покрытый травянистой растительностью. – Проверяемый парный согласный звук в корне слова. – Значение слова. Его смысл. – Надо изменить слово так, чтобы этот звук стал в сильную позицию, например, лук – из лука, луг – луга.
– Это орфограмма – проверяемый безударный гласный звук в корне слова, поэтому слово сова можно проверить словом совы |
|
1.2 | – Помогите мне сформулировать учебную
задачу на урок. – Верно. – А для чего нам надо все знать об этих двух орфограммах? – Догадайтесь, какое слово здесь записано: С.вунья – Чем объяснить, что это слово записано с большой буквы? – Верно. Помогите мне решить орфографическую задачу в этом слове. Совунья сегодня решила пригласить вас к себе и своим друзьям в гости для того, чтобы вы попробовали выполнить её задания и задания её друзей. Работать будем в группах. На доске заявка на оценку. Критерии, по которым вы будете оценивать свою работу, вам известны. |
– Я думаю, что сегодня на уроке мы будем
повторять написание слов с безударными гласными
и парными согласными звуками. – Это нужно для того, чтобы не испортить свои записи ошибками. – Это слово – Совунья. – Это имя одной героини из мультфильма о смешариках. – Это слово тоже можно проверить словом совы, а еще совушка Заявка на оценку: 13б. и более – “Гений” |
III. | Работа по обобщению изученного материала. | |
3.1 | – Итак, первое задание вы получаете от Совуньи.
Она очень хочет, чтобы вы очень красиво и
правильно списали с доски эти строчки: C c [с’],[с]
ся, се, си, см, со |
|
3.2 | Физкультминутка. | |
3.3 | – Откройте тетради. Давайте подготовим
пальчики к письму (массаж пальчиков). – А теперь вспомним правила посадки при письме: |
(Дети выполняют упражнения для
пальчиков.) – Я тетрадочку открою |
– Запишите эти строчки. – Расскажите о букве, с которой вы работали на минутке чистописания. – А чтобы мы лучше справились со всеми заданиями смешариков, Совунья предлагает нам повторить определение ключевых понятий, которыми мы будем оперировать в течении всего урока. Задайте друг другу вопросы– понятия к следующим понятиям: корень слова – А теперь отправляемся в гости к трудолюбивому Копатычу. который приготовил вам непростое задание. |
– Буква “с” может обозначать два звука
[с’] и [с]. Звук [с] – согласный, парный,
глухой. – Что понимается под выражением “безударный гласный звук”? – Под выражением “безударный гласный звук” понимается звук, который в слове стоит в слабой позиции. – Что представляет собой проверяемый гласный звук? – Проверяемый гласный звук в слове– это гласный звук, который можно проверить, подобрав проверочное слово. и т.д. |
|
– Откройте тетради на печатной основе
с. 48 у. № 427. |
(Ученики выполняют задание) | |
– Самостоятельная работа: определите вид орфограммы и способ действия для выбора нужной буквы. | ||
– Проверка работы в парах. | (Работа в паре) | |
3.4 | – Копатыч предлагает проверить
правильность выбора буквы при помощи ваших
вопросов-суждений: – первая команда задает всем вопросы-суждения к 1-ой группе слов, вторая команда – ко 2-ой группе слов, третья команда – к 3-ей группе слов. – А сейчас по два представителя от 4-й и 5-й группы отправляются на выполнение задания от Кроша. Он смешал здесь все слова, найдите каждому слову своё место в схеме, которую мы выстроили с вами на прошлых уроках. |
– Как доказать, что в корне слова пес
пишется буква с? – Это можно доказать проверочным словом псы. – Чем объяснить, что в корне слова хватать пишется буква а? – Это можно объяснить тем, что к данному слову можно подобрать проверочное слово схватка. – Каким образом можно проверить парный согласный в корне слова будка? – и т.д.(аналогично проходит работа и в других группах. |
3.5 | Физкультминутка – Встаньте с места. Если я называю слово на проверяемый безударный звук в слове – тянете руки вверх, если называю слово на проверяемый парный согласный – хлопаете в ладоши. Дубки, пеньки, зубки, будка, летит, старик, крошка, грибки. |
|
– Чем объяснить, что в последнем случае многие из вас и затопали и захлопали? | – Это можно объяснить тем, что в данном слове есть две орфограммы: на проверяемый гласный и парный согласный звук в корне слова. | |
3.6 | – А теперь давайте проверим, как справились с заданием ребята 5-й и 4-й групп. | |
3.7 | Крош приготовил еще одно задание.
Сконструируйте предложение из слов 1 группы,
изменив окончания некоторых слов. – Определите, какое это предложение по: цели высказывания; (Аналогичная работа проводится со словами из других двух групп) |
– Пёс вылез из будки и лёг на дорожке. – По цели высказывания это повествовательное предложение, а по интонации – невосклицательное. |
– Запишите в тетрадь любое из сконструированных вами предложений. | (Дети выполняют задание) | |
3.8 | Физкультминутка для глаз. | |
3.9 | – Обобщим наши знания через
категорию “общее-особенное-единичное”, – Что было общим для 1-ой и 2-ой групп слов в нашей схеме? – Верно. А что было особенным для каждой орфограммы? – И что же будет единичным для этих орфограмм? |
– Общим было то, что это слова с орфограммами. – А особенным было то, что одна из орфограмм – проверяемая парная согласная в корне слова, а другая – проверяемая безударная гласная в корне слова. – Единичным будет конкретный пример. |
3.10 | – А самое интересное задание
приготовил Пин Каждая группа ребят должна
будет найти 5-е лишнее понятие и обосновать свой
ответ. I команда: берёза, весна, зима, окно, метель. II команда: дубки, футбол, дождь, бабка, метка. III команда: мягкий, резкий, гроза, лёгкий, скользкий. VI команда: гора, горевать, горняк, горка, пригорок. V команда: стрелять, храпеть, зерно, молчать, кричат. |
I команда: – Сравнивая первое слово берёза с остальными, можно сказать, что это слово с непроверяемой гласной в корне слова, а в остальных– проверяемая безударная гласная. II команда: – В отличие от остальных слов, слово футбол – с непроверяемой парной согласной в корне слова. – По сравнению с остальными словами, в слове дождь букв больше, чем звуков. III команда: – Сравнивая слово гроза, с остальными, можно сказать, что это слово с проверяемой безударной гласной, а остальные– с проверяемой парной согласной. VI команда: – По сравнению со словом горевать, остальные слова – родственные. – В отличие от остальных слов, обозначающих предметы, слово горевать обозначает действие предмета. V команда: – В отличие от остальных слов, обозначающих действие предмета, слово зерно обозначает предмет. – По сравнению с остальными словами, в слове метель букв больше, чем звуков. |
– Назовите еще слова, где букв больше, чем звуков. | – Пень, мальчик, и др. | |
IV | Подведение итога урока. Домашнее задание. | |
4.1 | – Давайте подведем итог нашего урока через категорию “единство-многообразие”. | |
– Назовите общее правило для решения орфографических задач в словах, с которыми мы с вами работали на уроке. | – Чтобы правильно написать слова с этими орфограммами, надо к словам подобрать проверочное слово. | |
– Верно: правило одно, а слов можно
проверить… Категория “причина-следствие”: |
– Много. | |
– Причина – не научишься применять изученное правило, следствие – …. | – ….будешь безграмотно писать. | |
4.2 | – А сейчас мы со Смешариками просим
вас посчитать свои накопленные баллы. – Встаньте те, кто набрал 13 и более баллов. – Вы сегодня получаете “пятерку” и почетное звание– Гений. – Встаньте те, у кого 10– 12 баллов. – Поприветствуем их. Это – Таланты. И у вас – пятёрки. (и т. д.) – Поднимите руки те, кто еще лучше сегодня научился решать орфографические задачи с этими орфограммами. – У кого еще не все пока получается? – Поднимите руки те, кто уходит с урока в хорошем настроении. – А у кого оно не совсем хорошее? |
|
4.3 | – Дома еще раз повторите правило,
выполните упражнение № 429 и устно сконструируете
2 вопроса-суждения к этому заданию. Спасибо за урок. |