Урок литературного чтения во 2-м коррекционном классе по теме "А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Продолжить знакомство со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
  2. Научить детей выразительно читать, делить текст на части, выделять главную мысль.
  3. Обогатить словарный запас детей.
  4. Развивать внимание, логическое мышление, память, устную речь детей.
  5. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира, различать в людях хорошие и плохие качества: доброту, зло, жадность, щедрость, благодарность.

Задачи урока.

Обучающие: расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, научить давать характеристику героям.
Развивающие: формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок; расширять кругозор учащихся.
Воспитательные: воспитывать умение видеть красоту окружающего мира; воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.
Креативные: развивать творческие способности учащихся.
Здоровьесберегающие: провести физкультминутку, зарядку для глаз.

Необходимые ресурсы:

  • мультимедийная презентация в Power Point 97-2003 (слайды меняются по щелчку, каждое действие на слайде тоже по щелчку. Исключение «разминка для глаз», который идет автоматически);
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • демонстрационный экран.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок:
Все за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Подмигнули, улыбнулись,
За работу все взялись.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со «Сказкой о рыбаке и рыбке». Будем выразительно читать, правильно выбирать слова из текста, давать характеристику героям сказки.

Речевая разминка. (Приложение. Слайд 2)

Для того, чтобы выразительно читать произведение необходимо провести речевую разминку (читаем слоги в разных направлениях индивидуально и хором):

сус
поп
хых
каш
жип
мур
  сас
пип
хуп
шум
дож
рог
  кос
зук
дом
гус
шул
кар
  кит
зот
дав
гот
жал
кур

Повторение пройденного материала.

Фронтальная работа с элементами выборочного чтения. (Слайд 3-4)

- Скажите, ребята, с какой сказкой вы начали знакомиться на прошлом уроке и кто её автор? (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- Перед вами 3 картинки, давайте вместе рассмотрим их. Что на них изображено? (Рассматриваем с детьми каждую картинку.)

- Скажите, ребята, в таком порядке происходят действия в сказке?

- Расположите картинки в том порядке, в каком происходят события в сказке.

Выборочное чтение.

Продолжаем работать с текстом. Перед ребятами 3 картинки.

- Какие предложения в тексте соответствуют каждой картинке? Найдите их. (Дети выбирают к 3-м картинкам подходящие строчки.)

(Слайд 5-7)

Гимнастика для глаз. (Слайд 8-9)

Объяснение нового материала (подготовительная работа).

Сегодня мы продолжим своё знакомство с А.С. Пушкиным и его произведением «Сказка о рыбаке и рыбке». В этой части сказки нам также встретятся незнакомые для вас слова, поэтому давайте вместе сейчас их разберём.

Словарная работа. (Слайд 10)

Читаем слово хором, затем разбираем:

  • Душегрейка – теплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.
  • Парчевая – из шелковой ткани, затканной золотом или серебром.
  • На маковке – на макушке.
  • Кичка – женский парадный головной убор.
  • Чупрун – чуб, хохол.
  • Белены объелась – сошла с ума.
  • Царские палаты – царский дворец.
  • Бояре, дворяне – богатые, знатные люди, которые служили царю.
  • Пряник печатный – пряник с отпечатанными рисунками или буквами.
  • Очи – глаза.
  • Быть на посылках – находиться в полном подчинении у кого-нибудь.

Первичное восприятие материала (текст читает учитель).

Проверка первичного восприятия.

- Дети, вам понравилась сказка?

- Скажите, ребята, о чём говорится в этой части?

- Что в ней больше всего вам понравилось?

Физкультурная минутка. (Слайд 11)

Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори.
Будто в классики, немножко
Прыгаем на правой ножке.
А теперь на левой тоже.
Сколько продержаться сможем?
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова.
Мы размяться все успели,
И за парты снова сели.

Вторичное восприятие материала (анализ текста).

А теперь откройте учебник на странице 95. Читаем по строчке. Дочитываем сказку хором.

- Скажите, ребята, о чём пошёл просить старик у золотой рыбки, когда старуха была дворянкой?

- Найдите в тексте и прочитайте.

Выборочное чтение.

- Как отнеслась старуха к старику, когда стала царицей?

- Ребята, кто мне может сказать, кем хотела стать старуха, после того, как она была вольною царицей? Найдите это в тексте сказки.

- Прочитайте теперь, чем же всё закончилось.

Работа над характеристикой героев. (Слайд 12 )

- А теперь, ребята, посмотрите на слайд, здесь написаны слова, которые помогут представить нам наших главных героев сказки.

- Кто мне может сказать, кто главные герои в сказке? (Старик, старуха, рыбка.)

Все вместе читаем слова:

покорный
мудрая
грубая
справедливая
  жалостливый
жадная
уступчивый
жестокая  
  грозная
безропотная
добрая
ненасытная

l-й ряд выбирает слова, которые подойдут к описанию старика.

2-й ряд выбирает слова, которые подойдут к описанию старухи.

3-й ряд выбирает слова, которые подойдут к описанию рыбки.

(После того, как дети выписали слова, читаем по рядам.)

- А теперь, ребята, посмотрите на доску. Подходят ли те слова, которые вы выписали к старику, изображённому на картинке? (Слайд 13)

- Читает второй ряд свои слова. Подходят ли ваши слова к старухе, изображённой на картинке? (Слайд 14)

- Читает третий ряд. Подходят ли ваши слова к рыбке, изображённой на картинке? (Слайд 15)

Закрепление материала.

Итак, ребята, чему мы сегодня учились на уроке?

- С каким произведением продолжили знакомство и кто его автор?

- Понравилась ли вам сказка? Что больше всего понравилось?

- Кто главные герои сказки? (Старуха, старик, рыбка.)

- На какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

Домашнее задание.

Страница 95-100, выразительно читать.