Цели урока:
- Продолжить знакомство со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
- Научить детей выразительно читать, делить текст на части, выделять главную мысль.
- Обогатить словарный запас детей.
- Развивать внимание, логическое мышление, память, устную речь детей.
- Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира, различать в людях хорошие и плохие качества: доброту, зло, жадность, щедрость, благодарность.
Задачи урока.
Обучающие: расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, научить
давать характеристику героям.
Развивающие: формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать
отрывки из сказок; расширять кругозор учащихся.
Воспитательные: воспитывать умение видеть красоту окружающего мира;
воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.
Креативные: развивать творческие способности учащихся.
Здоровьесберегающие: провести физкультминутку, зарядку для глаз.
Необходимые ресурсы:
- мультимедийная презентация в Power Point 97-2003 (слайды меняются по щелчку, каждое действие на слайде тоже по щелчку. Исключение «разминка для глаз», который идет автоматически);
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- демонстрационный экран.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок:
Все за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Подмигнули, улыбнулись,
За работу все взялись.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со «Сказкой о рыбаке и рыбке». Будем выразительно читать, правильно выбирать слова из текста, давать характеристику героям сказки.
Речевая разминка. (Приложение. Слайд 2)
Для того, чтобы выразительно читать произведение необходимо провести речевую разминку (читаем слоги в разных направлениях индивидуально и хором):
сус поп хых каш жип мур |
сас пип хуп шум дож рог |
кос зук дом гус шул кар |
кит зот дав гот жал кур |
Повторение пройденного материала.
Фронтальная работа с элементами выборочного чтения. (Слайд 3-4)
- Скажите, ребята, с какой сказкой вы начали знакомиться на прошлом уроке и кто её автор? (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)
- Перед вами 3 картинки, давайте вместе рассмотрим их. Что на них изображено? (Рассматриваем с детьми каждую картинку.)
- Скажите, ребята, в таком порядке происходят действия в сказке?
- Расположите картинки в том порядке, в каком происходят события в сказке.
Выборочное чтение.
Продолжаем работать с текстом. Перед ребятами 3 картинки.
- Какие предложения в тексте соответствуют каждой картинке? Найдите их. (Дети выбирают к 3-м картинкам подходящие строчки.)
(Слайд 5-7)
Гимнастика для глаз. (Слайд 8-9)
Объяснение нового материала (подготовительная работа).
Сегодня мы продолжим своё знакомство с А.С. Пушкиным и его произведением «Сказка о рыбаке и рыбке». В этой части сказки нам также встретятся незнакомые для вас слова, поэтому давайте вместе сейчас их разберём.
Словарная работа. (Слайд 10)
Читаем слово хором, затем разбираем:
- Душегрейка – теплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.
- Парчевая – из шелковой ткани, затканной золотом или серебром.
- На маковке – на макушке.
- Кичка – женский парадный головной убор.
- Чупрун – чуб, хохол.
- Белены объелась – сошла с ума.
- Царские палаты – царский дворец.
- Бояре, дворяне – богатые, знатные люди, которые служили царю.
- Пряник печатный – пряник с отпечатанными рисунками или буквами.
- Очи – глаза.
- Быть на посылках – находиться в полном подчинении у кого-нибудь.
Первичное восприятие материала (текст читает учитель).
Проверка первичного восприятия.
- Дети, вам понравилась сказка?
- Скажите, ребята, о чём говорится в этой части?
- Что в ней больше всего вам понравилось?
Физкультурная минутка. (Слайд 11)
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори.
Будто в классики, немножко
Прыгаем на правой ножке.
А теперь на левой тоже.
Сколько продержаться сможем?
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова.
Мы размяться все успели,
И за парты снова сели.
Вторичное восприятие материала (анализ текста).
А теперь откройте учебник на странице 95. Читаем по строчке. Дочитываем сказку хором.
- Скажите, ребята, о чём пошёл просить старик у золотой рыбки, когда старуха была дворянкой?
- Найдите в тексте и прочитайте.
Выборочное чтение.
- Как отнеслась старуха к старику, когда стала царицей?
- Ребята, кто мне может сказать, кем хотела стать старуха, после того, как она была вольною царицей? Найдите это в тексте сказки.
- Прочитайте теперь, чем же всё закончилось.
Работа над характеристикой героев. (Слайд 12 )
- А теперь, ребята, посмотрите на слайд, здесь написаны слова, которые помогут представить нам наших главных героев сказки.
- Кто мне может сказать, кто главные герои в сказке? (Старик, старуха, рыбка.)
Все вместе читаем слова:
покорный мудрая грубая справедливая |
жалостливый жадная уступчивый жестокая |
грозная безропотная добрая ненасытная |
l-й ряд выбирает слова, которые подойдут к описанию старика.
2-й ряд выбирает слова, которые подойдут к описанию старухи.
3-й ряд выбирает слова, которые подойдут к описанию рыбки.
(После того, как дети выписали слова, читаем по рядам.)
- А теперь, ребята, посмотрите на доску. Подходят ли те слова, которые вы выписали к старику, изображённому на картинке? (Слайд 13)
- Читает второй ряд свои слова. Подходят ли ваши слова к старухе, изображённой на картинке? (Слайд 14)
- Читает третий ряд. Подходят ли ваши слова к рыбке, изображённой на картинке? (Слайд 15)
Закрепление материала.
Итак, ребята, чему мы сегодня учились на уроке?
- С каким произведением продолжили знакомство и кто его автор?
- Понравилась ли вам сказка? Что больше всего понравилось?
- Кто главные герои сказки? (Старуха, старик, рыбка.)
- На какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
Домашнее задание.
Страница 95-100, выразительно читать.