Толерантность среди нас

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • выявление проблем воспитания толерантности у школьников и определение содержания воспитательного взаимодействия по ее формированию;
  • формирование понимания содержания толерантности среди учащихся.

Задачи:

  • определение критериев сформированности толерантности у школьников;
  • выявление проблем воспитательной (семейной и школьной) практики по формированию указанного качества у школьников;
  • выстраивание содержания воспитательных действий по формированию толерантности среди школьников.

Этапы занятия: беседа, психологический тест, выступление учащегося с информацией о толерантности, работа в группах, просмотр сценки, конкурс пословиц, работа с тестами.

Методы: словесный, наглядный.

Приемы: Работа в группах, инсценировка сказки, беседа с вопросами.

Средства: изображения людей разных возрастов и национальностей; карточки со словами; стихотворения, рассказ, сценка, пословицы, тесты

Ход мероприятия

Ведущий: Сегодня мы собрались поговорить на очень важную тему - о людях и их взаимоотношениях. Посмотрите на рисунки и скажите: кто здесь лишний?

(Изображения людей разных возрастов и национальностей (ребенок – пожилой человек, европеец - негр), животное - (собака).

Ведущий: Верно, лишнее это- собака. Почему?

(Ответы детей).

Мы все разные, но в то же время у нас есть много общего.
Так как остались люди, назовите каждого человека в отдельности.

Ответы детей: Бабушка, девочка, мальчик, дедушка, негр.

Ведущий: Вы все ответили по- разному. О чем это говорит? О том, что мы все разные. Но никогда вы не спутаете человека с животным. Мы похожи друг на друга, но мы не одинаковы. Послушаем об этом стихотворение.

Чтец:

Высокие, низкие, далекие, близкие,
Гиганты, гномы, малыши,
Слабыши и крепыши,
Блондины, брюнеты, шатены,
Всякие аборигены,
И мамы, и папы, и дети-
Роднее их нет на свете.
Все вроде разные на вид,
Но почему - вопрос:
У каждого руки, и ноги, и рот,
Два уха, два глаза и нос?

Ведущий: Так чем же вы отличаетесь друг от друга? (Ответы детей). Имеем ли мы право отличаться друг от друга по цвету волос, по росту и т.д.? (Ответы детей).

Конечно, каждый человек имеет право отличаться друг от друга. Поэтому люди приняли закон для всех людей «Уважение прав быть иным», т.е. отличаться от других.

Просмотр портретов героев из сказок «Карлик Нос», «Щелкунчик», «Гадкий утенок».

Ведущий:

  • Назовите этого героя и скажите, почему люди его забрасывают камнями? (Карлик Нос);
  • Кто этот герой и почему он прятался от людей? (Щелкунчик);
  • За что не любили этого героя? (Гадкий утенок)
  • Почему же к этим героям люди относились отрицательно? (Они были непохожи на всех остальных).
  • Можно ли за внешние отличия относиться к непохожим людям плохо?

Задание: Назовите те слова, которые характеризуют отношение людей к нашим героям (предлагаются карточки со словами: добропорядочность, изгой, недоброжелательность, любознательность, отвержение).

Ведущий: Наши герои стали изгоями человеческого общества. Их не принимали, отвергали, обижали, оскорбляли, считали , что они не такие как все из-за своей внешности, непохожести. А вы хотели бы, чтобы и к вам относились так же, если у вас большой нос, маленький рост и т.д?

(Ответы детей).

Стихотворение Т.Дашкевич «Обидные слова»

Обидное слово! Обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеей ядовитой ужалить готово,
Ужалит- и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.

Ведущий: О чем это стихотворение?

Насмешки и оскорбления вызывают негативные чувства: обиду, злобу, которые могут перейти и к физической расправе, а это очень страшно для каждого человека. Должно ли быть такое среди людей?

Психологический тест « Желаемые взаимоотношения»

Задание: выберите те слова, которые бы характеризовали те отношения, которые бы вы хотели иметь со своими сверстниками, с родителями, братьями, сестрами.

Предлагаются карточки со словами: терпение, унижение, неуважение, доверие, уважение, невнимательность, чуткость, сочувствие, жалость, доброжелательность.

Ведущий: Ребята! Вы назвали все те слова, т.е. назвали те качества людей, которые раскрывают толерантность человека. Что такое толерантность?

Выступление учащегося с информацией о толерантности.

Слово «толерантность» произошло от латинского слова «tolerantia».

В разных культурах понимание толерантности неоднозначно и зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордовским словарем, «толерантность» это готовность и способность воспринимать без протеста личность или вещи; во французком- уважение свободы другого человека, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов; в китайском языке значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношениях других людей; в арабском это прощение, готовность к примирению. В русском языке существуют два слова со сходным значением: толерантность и терпимость.

Более нам знакомое слово «терпимость», употребляемое в обычной речи, означает способность терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

В научной литературе «толерантность» рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. «Толерантность» предполагает готовность принять других такими, какие они есть.

Работа в группах.

Задание: Прочитайте историю одного Рыбака, который жил в теплом океане на чудесном острове в своем племени и определите: были ли у него со своим племенем толерантные отношения.

История 1.

Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем. Рыбак был странным: любил плавать один в своем каноэ по океану; придумывал какие-то непонятные для других истории. Он чувствовал себя чужим в своем племени. Люди его сторонились, старались с ним не общаться.

История 2.

Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем. Рыбак был странным: любил плавать один в своем каноэ по океану; придумывал какие-то непонятные для других истории. Все его считали своим и относились к нему тепло, многое ему прощали.

Выводы детей: уважение, принятие человека таким, какой он есть.

Ведущий: Послушайте продолжение этих историй:

«На самой высокой горе острова всегда горел костер. Островитяне берегли его как зеницу ока, как символ здоровья и счастья, мира с другими племенами. Каждый взрослый житель острова обязан был раз в неделю дежурить у костра, поддерживая огонь. Наступило дежурство и Рыбака не в первый уж раз.

В эту ночь на небе так было много красивых звезд. Они ярко блестели и сверкали. И вдруг одна за другой стали падать с неба звезды. Это было так красиво. Одна, другая, третья… Начался настоящий звездный дождь. Рыбак забыл обо всем…

А когда спохватился, было уже поздно. Большой костер погас. Недобрая весть быстро разнеслась по всему острову. Прибежали к Большому костру жители острова.

Задание группам:

  • Что чувствовал Рыбак, видя угасший костер и разъяренных островитян? (Ответы детей).
  • Как жители острова должны поступить с Рыбаком?

Подведение итогов:

  • Проявлять чуткость и снисходительность.
  • Понять чувства другого, поставив себя на его место.
  • Прощение и помощь.

Просмотр сценки «Два козлика»

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой черный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чем друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

- Уступи мне дорогу, -сказал белый козлик.

- Вот еще, какой важный барин!- ответил черный козлик.

- Пяться назад! Я первый взошел на мостик!

- Нет! Не уступлю! Я гораздо старше тебя годами и мне еще уступать тебе?!

- Ни за что! - кричал белый козлик.

Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом вылезли козлики из воды.

Ведущий: Просмотрев эту сценку, скажите, как надо было поступить козликам, чтобы такой неприятной ситуации с ними не случилось? (Ответы детей).

Вывод: Вы назвали еще одно свойство толерантности - «Уступи другому». Чтобы избежать конфликтной ситуации нужно через общение прийти к какому - то согласию, найти компромисс и быть добрыми. Обо всем этом говорится в народных пословицах.

Конкурс «Собери пословицу».

  • Человек, мир, добрый, несет. (Добрый человек мир несет).
  • Красоты, доброты , а , ищи. (Не ищи красоты, а ищи доброты).
  • Добрые, жизнь, на, дела, дана. (Жизнь дана на добрые дела).

Ведущий: О чем говорят все эти пословицы? (Ответы детей).

Вывод: Еще одно свойство толерантности - «Быть добрым».

О замечательном качестве – доброте Д. С. Лихачёв писал так: “Быть добрым, терпимым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто».

Л.Толстой: “Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям”.

Чтение стихотворения.

Да, наверное, мы разные!
Но все при этом равные!
Мы все имеем равные права,
Смеяться и грустить.
Мы все для счастья рождены,
И так тому и быть!
Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить
И просто улыбаться!
Мы разные? Мы разные!
И нет преград для дружбы.
Мы дети все, мы просто дети,
Нам ссориться не нужно!

Ведущий: Каждый день нам приходится решать разные задачи в общении друг с другом. Ответьте в данных тестах, как бы вы поступили в ситуациях, которые вам будут предложены сейчас.

Работа с тестами.

1 тест.

Ситуация: Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать?

Выбор действий

Да

Нет

1.Будешь плакать

 

 

2.Ударишь в ответ.

 

 

3.Сделаешь однокласснику замечание.

 

 

4.Пожалуешься кому-нибудь.

 

 

 
Тест 2.

Ситуация: один из одноклассников смеется над вашим другом. Как ты поступишь?

Выбор действий

Да

Нет

1.Не станешь вмешиваться.

 

 

2.Ударишь обидчика.

 

 

3.Сделаешь замечание обидчику в защиту друга.

 

 

4. Пожалуешься кому-нибудь

 

 

Тест 3.

Ситуация: одноклассник взял твою ручку без разрешения. Как ты поступишь?

Выбор действий

Да

Нет

1.Попытаешься отобрать ручку.

 

 

2.Сделаешь однокласснику замечание.

 

 

3.Будешь кричать на одноклассника.

 

 

4. Пожалуешься кому-нибудь

 

 

Итог мероприятия: Как же мы должны относиться к непохожим на нас людям? Как нужно себя вести, чтобы не обидеть людей? (Ответы детей).

Используемая литература:

  1. © 2003—2008 Издательский дом «Первое сентября»
    Адрес: 121165, Москва, ул. Киевская, 24, «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
    Эл.почта: festival@1sept.ru.
  2. Сборник народных сказок. Москва. Издательство «Детская литература» 1982год.
  3. О.Д.Ушакова «Пословицы, поговорки и крылатые выражения». Издательский дом «Литера». Санкт- Петербург. 2005год.