Иоган Себастьян Бах. "Магнификат". Введение в тему полугодия "Музыкальная драматургия"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


План-конспект урока музыки

7 класс.

Тема урока. Рождество.

Иоганн Себастьян Бах “Магнификат” 1723 год.

(Рождественская оратория).

(Введение в тему полугодия “Музыкальная драматургия”.)

Цели:

1. Помочь учащимся постичь драматургию музыкального произведения “Магнификат” И.С. Баха.

2. Развивать образное мышление; развивать общеучебные умения и навыки, наблюдать, обобщать отдельные наблюдения в общую картину.

3. Воспитывать нравственные качества личности, потребность обращаться к народным традициям и к духовной музыке как истокам нравственности.

Тип: усвоение новых знаний.

Структура урока

I. Организационный момент (подготовить учащихся к работе на уроке). Сюрприз (каждому необычный подарок через игру 1-я часть сюрприза). Приветствие.

Тема нашего урока - необычная. Рождество. Рождественские традиции. Духовная музыка, связанная с этим светлым праздником. Сегодня заканчиваются святки. Завтра, 19 января, Крещение Господне.

II. Актуализация опорных знаний.

Почему праздник так называется - Рождество?

- Скажите, ребята, а что вы знаете о Рождестве, о рождественскихтрадициях?

(Ответы детей).

- Как, вы, верно, заметили, многие люди ходят на Рождество в церковь. Сейчас мы с вами посмотрим маленький фрагмент Рождественской службы в Новоуренгойском храме. Во время просмотра сюжета подумайте, какие чувства испытывают люди во время Рождественской службы?

(Просмотр).

Обсуждение. Учащиеся делятся своими наблюдениями.

- Скажите, ребята, а какое чувство объединяет прихожан?

- Почему, на ваш взгляд, рождественскую песню поет именно хор?

(Ответы учеников.)

- Итак, ребята, подведем первые итоги:

- Какие чувства, ассоциации связаны у вас с праздником Рождества? (Ответы детей.)

Подобные чувства испытывает каждый человек, а великие поэты, художники, музыканты выражают эти чувства в творчестве.

III. Изучение нового материала.

Одним из композиторов, обращавшихся к духовной музыке, был И.С. Бах.

“Magnificat” (1723 г.) — рождественская оратория, написанная Бахом в Лейпциге.

Я хочу, предложить совершить экскурсию в Лейпциг.

Что представлял собой Лейпциг первой половины XVIII века?

Лейпциг - крупнейший торговый и культурный центр Германии, город известных Лейпцигских ярмарок. На рождественскую ярмарку на несколько недель съезжались жители практически из всех немецких княжеств...

Известен был Лейпциг и своим университетом, одним из старейших в Германии. Ко времени переезда в Лейпциг Баха университет, основанный в 1409 году, уже отметил свое трехсотлетие…

Лейпциг - центр немецкого Просвещения.

И.С. Бах занимает должность капельмейстера и претендует на должность кантора. Оратория “Magnificat” - первое крупное произведение, этого периода, которое дало возможность композитору получить новое назначение.

Впервые оратория прозвучала в церкви св. Фомы, которая вмещала полторы тысячи прихожан. Такой аудитории, такого числа слушателей у него еще не было. В Рождество 1723 года, прихожане церкви святого Фомы услышали Рождественскую ораторию И.С. Баха с торжественным названием “Магнификат”.

“Magnificat” - написан на традиционный латинский текст, Он непонятен сегодня нам, как не был понятен и немцам, первым слушателям Баха - ремесленникам, торговцам, крестьянам, собравшимся со всех княжеств Германии.

- Как вы думаете, что означает это слово? (Толкование).

- Давайте вспомним, что такое оратория, ария? (Толкование). Кантор (толкование) Так вот, ребята, оратория Баха произвела на слушателя такое впечатление, что Гёте сказал: “Лейпцигский кантор - божественное явление: и ясен и все-таки необъясним”.

Музыка Баха, как добрый волшебник, уводит нас в мир просветленный и одухотворенный которого нам так не достает в обыденной жизни.

Сегодня на уроке мы будем не просто слушать музыку, не просто наблюдать за развитием отдельных образов, мы услышим, прочувствуем, как отдельные музыкальные номера выстраиваются в произведении в общую картину, в единый сюжет, доносят до слушателя общую идею. Это называется музыкальной драматургией произведения.

- Как вы думаете, каким музыкальным номером может начинаться оратория? -Какая музыка должна прозвучать на ваш взгляд?

- Почему? (Ответы детей)

Вслушаемся в музыку и сравним наши предположения с задумкой композитора.

Слушание первой части.

(Рассуждения детей. Определение образа, темы музыкального сюжета.)

- Каким настроением проникнут этот музыкальный сюжет?

- Какие чувства вы испытали?

- Попробуйте узнать жанр следующей части и объяснить взаимосвязь этих номеров. Слушание второй части. (Ответы детей, определение образа, темы.)

- Сейчас вы услышите следующую часть оратории. Новый голос. Новый образ и новые чувства, которые мы испытаем.

Слушание третьей части.

“Таким печальным и серьезным взором, устремленным одновременно и вперед, и внутрь себя, можно познавать, видеть судьбу. Их лица тихи и печальны. Может быть, они видят Голгофский холм и пыльную, каменную дорогу к нему... и крест, который ляжет на это плечико, ощущающее сейчас тепло материнской груди... Почему нет страха в лице матери и пальцы её не сплелись вокруг тела сына с такой силой, чтобы смерть не смогла разжать их, почему она не хочет отнять сына у судьбы?

Она протягивает ребенка навстречу судьбе, не прячет свое дитя. И мальчик не прячет лица на груди у матери. Вот-вот он сойдет с ее рук и пойдет навстречу судьбе своими босыми ножками. Как объяснить это, как понять?”

(Слова на фоне музыкального произведения, репродукции картины “Сикстинская Мадонна” Рафаэля и зажженных свечей.)

- Сколько частей прозвучало в этом фрагменте?

- Как они взаимосвязаны?

- Что вы прочувствовали, слушая арию девы Марии?

- Почему печален её голос?

- Как воздействует образ матери на слушателя?

- Почему на ваш взгляд композитор объединил две совершенно разные, контрастные части?

(Ответы детей.)

Подведем итоги (открываем схему).

- Какие музыкальные номера прозвучали в оратории?

- Как они связаны между собой?

- Какую общую идею они выражают? (Рождество, приход в мир спасителя - это  радость, перерастающая во всеобщее ликование, это победа добра над злом).

Таким образом, мы увидели, как отдельные музыкальные образы выстроились в произведении в единый сюжет, донесли до слушателя единую идею -Рождество, радость, ликование, возвеличивание. То есть мы наблюдали музыкальную драматургию произведения.

Для нас, живущих в третьем тысячелетии, очередное обращение к Рождеству, очередное знакомство с творчеством Баха еще раз дает возможность задуматься над многими вопросами. Эти вопросы принято называть вечными...

Не потому, что они неразрешимы, не потому, что на них невозможно дать исчерпывающий ответ, потому что каждое поколение, независимо от времени решает их вновь и вновь... Это вопросы человеческого бытия...

IV. Итоги

Вопросы:

- Какой праздник Рождество?

- Удалось ли композитору выразить те чувства, которые присутствуют в душе человека в связи с этим праздником?

- Чем обогатил вас сегодняшний урок?

- Что нового вы узнали, прочувствовали? (Ответы детей.)

Выставление оценок.

Сюрприз (каждому необычный подарок через игру (2-я часть сюрприза). Прощание.