Задачи.
1. Закрепить умение классифицировать предметы по разным основаниям.
2. Осваивать действия построения модели в форме классификационного древа, развивать логическое мышление, внимание.
3. Воспитывать умение слышать воспитателя, выполнять инструкцию, работать в паре.
Раздаточный материал: простые карандаши, бумага.
На слайдах: картинки с изображением животных, которые можно классифицировать по разным основаниям (дикие животные, насекомые, перелетные и зимующие птицы).
Ход занятия
1. Орг. момент
Цель: организовать внимание детей, настроить на занятие.
- Сегодня к нам пришли ваши папы и мамы. Давайте покажем им, чему мы научились в детском саду.
- Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь им.
1 слайд: тема занятия для родителей. Презентация
II. Актуализация знаний
1. Работа с загадкой
- Послушайте, дети, загадку: “Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает?”.
- Весной.
- Как вы узнали, что в загадке говорится о весне?
- Тает снег, день становится длиннее.
- Какие еще изменения происходят в неживой природе весной?
- Солнце пригревает, капель, лужи на дороге.
- Какие изменения происходят весной в живой природе?
- Почки набухают, растет трава, расцветают подснежники, просыпаются звери от спячки.
II. Классификация предметов
Цель: закрепить умение классифицировать предметы по разным основаниям, осваивать действия построения модели в форме классификационного древа
1. Освоение действий по использованию графической модели
Деление животных по группам:
2 слайд. Выберите на экране тех животных, которые просыпаются весной и назовите их.
- Насекомые, медведь, еж, барсук.
3 слайд. На какие 2 группы можно разделить этих животных?
- 1 группа - звери: медведь, еж, барсук
- 2 группа - насекомые: муравей, пчела, бабочка.
4 слайд.
- По каким признакам мы выделяем медведя, ежа, барсука в группу звери?
– У зверей 4 лапы, зубы, они кормят детенышей молоком.
- По каким признакам мы выделяем группу насекомых: муравей, пчела, бабочка.
- У насекомых 6 ног.
Самостоятельная работа на листочках:
- Возьмите листочки, нарисуйте на схеме, на какие группы мы разделили животных, обозначьте точки буквой.
Проверка выполненной работы.
- Давайте проверим, Катя, иди к доске и нарисуй схему. Расскажи, какие группы ты выделила.
- В 1 группе звери: медведь, еж, барсук, потому что у них 4 лапы и они кормят детенышей молоком.
- Во 2 группе насекомые: муравей, пчела, бабочка. У них 6 ног.
- Садись Катя. А теперь проверим, верно ли вы выполнили задание.
- Проверяем на экране. 5 слайд.
Физ минутка: игра с движениями.
“У оленя дом большой.
Он глядит в свое окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дом к нему стучится:
-Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
- Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!”.
- Молодцы. Продолжим наш разговор.
- Какие еще изменения в живой природе мы не назвали?
- Прилетают птицы из теплых краев.
- Как называют этих птиц?
- Их называют перелетными.
- Почему перелетные птицы улетают осенью в теплые края?
- Птицы питаются насекомыми, а насекомые прячутся от холода и птицам нет корма.
- Каких перелетных птиц вы знаете?
- Ласточка, кукушка, гусь, лебедь. 6 слайд.
- Какие еще есть птицы?
- Зимующие: ворона, сорока, синица, снегирь. 7 слайд.
- Почему их так называют? Почему они не улетают на юг?
- По каким признакам мы выделяем птиц из большой группы животных?
- У птиц тело покрыто перьями, у них 2 ноги, клюв, они несут яйца и высиживают птенцов.
- Измените схему так, чтобы на ней были обозначены птицы.
- Даша, на доске обозначь на схеме группу птиц.
- Верно ли Даша выполнила задание, как вы считаете? Кто не согласен?
- Давайте проверим. 8 слайд.
- Обозначьте на схеме, на какие группы мы разделили птиц, подпишите буквами.
2. Работа в паре, взаимопроверка
- Поменяйтесь листочками с соседом, проверьте, все ли правильно, по-вашему мнению, он обозначил на схеме.
- Скажите, у кого сосед выполнил все задание правильно? У кого есть ошибки? Какую ошибку он допустил? Как ее исправить?
- Выйди, Аня, дорисуй на схеме, как ты разделила птиц.
- Как вы считаете, правильно Аня дополнила схему?
- Поверяем с экраном. 9 слайд.
III. Обобщение изученного
Цель: закрепить и обобщить полученные знания
- Даша, расскажи, как мы строили схему сначала.
- Всех животных обозначили большой точкой и буквой Ж. Их разделили на 2 группы: насекомые и звери. Обозначили Н и З. Потом добавили к животным птиц и обозначили точкой и буквой П. Птицы бывают перелетные и зимующие: нарисовали 2 линии и обозначили Пп и Зп.
Вывод.
- Мы сегодня говорили о некоторых животных. На Земле очень много разных животных. О других животных вы можете узнать из книг, а еще больше узнаете, когда будете учиться в школе.
IV. Рефлексия
Закончите предложение: “Мне понравилось... Мне было интересно…. Мне было трудно…