Задачи урока:
- закрепление навыка правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу;
- формирование навыка написания сочетаний чк, чн, щн;
- создание условий для работы по развитию речи, расширению словарного запаса первоклассников, умению обобщать, выделять главное, самостоятельно делать выводы;
- формирование познавательного интереса к русскому языку.
Оборудование: Полякова А.В. учебник “Русский язык” 1 класс, карточки со словами, изображения замков, карточки с буквами.
Ход урока
1. Сообщение темы урока и его задач
- Ребята, сегодня на уроке мы должны вспомнить изученные правила написания слов с шипящими, познакомиться с новыми.
2. Минутка чистописания
- В старину эту букву называли “аз”.
- Эта буква обозначает парный согласный звуку [к].
- С этой буквы начинается отгадка на мою загадку:
Кто приходит и уходит,
Все ее за ручку водят.
- А про эту букву есть своя загадка:
В этой букве нет угла,
Потому она кругла,
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.
- Какой звук заблудился? Обозначьте его буквой:
У печки с удочкой сижу,
От рыбы глаз не отвожу.
- А эта буква в алфавите стоит после буквы “н”
Задание: из записанных букв составить и записать слово. “Дорога”.
Слово это неслучайно начинает наш урок. Во-первых, оно из словаря. Что это обозначает?
- Чем оно интересно?
- А еще это слово появилось потому, что ждет нас дальняя дорога, но не в тридевятое царство, тридесятое государство, а в страну Правописанию. Попасть туда может любой. Нужно встать, закрыть глаза и прошагать 5 раз на месте.
3. Закрепление изученного
А) - Как и в любой другой стране, в Правописании есть свои правила и законы. Знать их должен каждый, кто сюда попадает. Иначе мы можем обидеть ее жителей, нам придется ее покинуть.
- Итак, дорога из желтого кирпича привела нас к стенам удивительного замка.
(Изображение замка, на башнях которого флаги с сочетаниями жи – ши)
- Догадайтесь, по какому закону живут его обитатели?
- Кто из вас знаком со словами, которые здесь живут? Назовите их.
(Дети приводят примеры слов, машут руками, приветствуя правильно названные слова)
- Следующая остановка у другого города. Жители приветливо улыбаются: добро пожаловать всем, кто знаком с нашими правилами. Назовите их. Приведите примеры.
(Изображение замка, на башнях флаги с сочетаниями ча – ща, чу – щу).
Б) Но, к сожалению, в стране Правописании случилась беда. Сильный ветер унес несколько слов далеко от родных мест, а злой волшебник заколдовал их. Они не могут вернуться домой. Давайте поможем друзьям в трудную минуту.
(На стенах класса карточки с ошибочным и верным написанием слов, с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу).
- Смелые ребята, отправляйтесь в путь, расколдуйте слова и верните их домой.
(Дети идут по классу, выбирают слова с ошибочным написанием, объясняют, в чем заключается ошибка, ставят карточку около изображения определенного замка)
Даны слова:
Жытели, пожылой, чюдеса, щявель, чюткий, щюренок, щюпальца, шымпанзе.
- Объяснить значения слов. С несколькими составить словосочетания.
- Чтобы сделать приятный сюрприз жителям городов, запишем несколько слов с данными сочетаниями. Но, конечно, без ошибок. Ведь мы не злые волшебники и не будем заколдовывать слова.
Диктант:
Шимпанзе, чудеса, щавель ,чулок, ищу, чуткий, живет, чаща, чужой, пожилой.
4. Изучение нового правила:
- Но дорога из желтого кирпича ведет нас дальше вглубь страны. На пути нам встретились слова. Они ходили в гости к одной девочке, чтобы рассказать сказку. Но заблудились. Догадайтесь, какое правило их объединяет.
Даны слова:
Сказочный, колечко, яблочко, блюдечко, молочные, помощница.
Проверим себя с помощью учебника. Правило на странице 69.
- Что интересного можно сказать о словах с сочетанием чк ? (Уменьшительно-ласкательное значение).
Вывод:
- Итак, в город с каким правилом мы отправимся на следующем уроке?
Приведите примеры слов.
5. Итог урока
- У каждого из вас на парте лежит своя дорожка из желтого кирпича, на которой написаны сочетания, с которыми мы встречались сегодня на уроке. Подчеркните их.
Проверка: из оставшихся букв составить слово.
Жи м ча о л чк чн щн о ши чу д ц щу ы ща – молодцы
- Оцените свою работу и настроение на уроке. Раскрасить солнышко или тучку цветом своего настроения.