Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по теме "Упражнение в распознавании предлогов и приставок"

Разделы: Начальная школа


Цели.

1. Научить распознавать предлоги и приставки.

2. Правильно употреблять их в речи и писать.

3. Продолжать работу над развитием речевой деятельности.

4. Воспитывать интерес к предмету русского языка.

Ход урока

Сообщение темы и цели урока.

Мы начнем сейчас урок
С этих строк.
Вы на строчки посмотрите,
Что заметили скажите?

Какое словосочетание написано правильно.

1. Написал надоске.

2. Написал на доске.

3. На писал на доске.

(Приставки пишем слитно, предлоги - отдельно)

О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О приставках и предлогах.)

Для чего нам это нужно знать, где это может пригодиться?

Чистописание.

(С) лодырем поведешься, горя (на)берешься.

Объясните смысл пословицы. Раскройте скобки. Спишите.

Составление кластера.

На доске находятся опоры:

  • часть слова
  • отдельное слово
  • отдельно
  • слитно
  • для связи слов в предложении
  • для образования новых слов

Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.

написал на доске
1. приставка 1. предлог
2. часть слова 2. отдельное слово
3. слитно 3. отдельно
4. для образования новых слов 4. для связи слов в предложении

Игра “Найди пару”

(с)мёл

(на)шли

(по)гулял

(в)ходить

(под)прыгнул

(по)ехали

(по)парку

(с)крыльца

(под)потолок

(в)класс

(по) дороге

(на)поляне

Предполагаемые ответы: Смёл с крыльца, нашли на поляне, погулял по парку, входить в класс, подпрыгнул под потолок, поехали по дороге.

Вывод.

1. Между приставкой и корнем нельзя поставить вопрос или другое слово.

2. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.

Физминутка.

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.

(Дети сжимают и разжимают кулачки)

Дифференцированная работа

1 уровень

Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

  1. Лодка (от)плыла (от)берега.
  2. Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
  3. Солнце (за)шло (за)тучу.
  4. Всадник (с)лез (с)коня.
  5. (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
  6. (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
  7. Весной снег (с)брасывают (с)крыш.

2 уровень.

Найди слова с приставками и выделите их.

Закружила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька теплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Холодный ветер и мороз не страшны зверьку. Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Она ловко поскакала с дерева на дерево.

3 уровень.

Вставьте предлоги и запишите предложения.

Воробей забился … крышу.

Ваза сделана … стекла.

Машина подъехала … дому.

Лось спрятался … деревом.

Грачи разгуливали … полю.

Проверка заданий и выводы.

Работа в группах:

Каждой группе предлагаются конверты с заданиями.

1 группа

Раскройте скобки и сделайте вывод.

(от)тащил (от)лужи

(за)шло за тучу

(по)ехали (по)дороге

(во)шел (во)двор

(в)полз (в)щель

(под)ставил (под) кран

(до)топали (до)города

2 группа

Составьте и запишите предложения.

1. (На)писал, адрес, отец, (на)конверте.

2. (С)делала, и, кошка, (в)траве, (с)крылась, прыжок.

3. (В)летел, (за)пел, и, чиж, (в)форточку.

4. (На)ночлег,(по)летели, утки, (со)свистом.

3группа.

Прочитай текст. Выпиши слова в две столбика:

1 столбик - с приставками,

2 столбик - с предлогами.

(По)дула зима холодом. (Со)вала листья (с) деревьев и (раз)метала их (по)дорогам. Стали птицы стаями собираться. Собрались, (по)кричали и (по)летели (за)высокие горы, (за)синие моря, (в)теплые страны.

Проверка заданий. Подведение итогов.

Игра на внимание.

1. Слова с приставками - 1 хлопок.

2. Слова с предлогами - 2 хлопка.

(За)горой, ((за)бежал, (с)вернула, (с)крыши, (на)бумаге, (на)резать, (на)листе, (на)чертили.

Итог урока:

- Как отличить приставку от предлога?

- Какое задание вас заинтересовало?

Домашнее задание.

Придумайте и запишите 3 предложения так, чтобы в них были приставка и предлог.

1 вариант - от, по, в.

2 вариант - под, о, за.

Рефлексия.

Детям предлагается выбрать 1 кружок:

Красный кружок - все понятно.

Зеленый кружок - были затруднения.

Желтый кружок - было трудно.