Заведующий кафедрой института повышения квалификации работников образования Кондратьев Петр Петрович считает, что изучению слова и литературы как науки должно предшествовать развития у ребенка устных речевых навыков и умений.
Перед нами стояла проблема, которая заключалась в том, что выпускники начальной школы недостаточно свободно, полно, четко излагают свои знания, мысли перед аудиторией. Поэтому была разработана Старостиной Т.П. программа “Обучение основам этнориторики”. Она была направлена разрешение данной проблемы и имела только практическую направленность. Кроме задач развития устной и письменной речи учащихся на уроках родного языка работа осуществлялась по этой программе во внеурочных занятиях творческих кружков детского театра, декларирования, занятия фольклором, народными танцами, пением, шитьем. По данной программе “Обучения основам этнориторики” в нашей школе ведется экспериментальная работа. В 2007 году наша школа стала РЭП. Я, как учитель начальных классов, в рамках этой программы работаю по теме “Развитие связной речи младших школьников”.
Обоснованием к выбору этой темы является: недостаточного развития навыков монологической, связной речи, которая является препятствием для успешной учебной адаптации учащихся в среднем звене школы.
Моя цель: ознакомление с научной - методической литературой по проблеме развития монологической речи учащихся и применение наиболее эффективных методов, приемов для формирования у детей умения связно, полно высказывать свои мысли, знания перед аудиторией.
Мои задачи:
1. Применение своих научных-методических знаний в конкретной практической работе с учениками.
2 .Проведение мониторинга развития монологических умений, связной речи учащихся их умения выступать перед аудиторией.
Я предполагаю, если с научной точки зрения грамотно, последовательно, системно создать условия для развития устной связной речи учащихся, то можно сформировать у них умения свободно, последовательно, понятно для слушателя излагать свои знания, мысли, передать свои чувства другому человеку.
Одним из эффективных методов развития связной монологической речи учащихся я, считаю проведение публичных выступлений детей перед своими товарищами, перед аудиторией с докладами, информационными выступлениями, декламацией.
Технология проведения таких выступлений следующие:
1. Ребятам предлагается выбрать интересную для самих тему.
2. Продумать с какой целью, кому и как он будет передавать свои мысли, информацию о заинтересованной его теме.
3. Собрать максимальное количество самой разной информации по этой теме.
4. Продумать, в какой последовательности , в каком объеме, каким наиболее доступным для слушателя языком подготовить выступления или доклад, или обмен мнениями.
5. Подготовить текст выступления.
6. Продумать каким методом передать слушателям свои чувства, интерес, восхищение - тоном, темпом речи, тембром голоса, мимикой, жестами, обращениями к аудитории.
По этой технологии я проработала 3 года и прихожу к мысли что, это работа действительно необходимо, она развивает устную речь ученика, положительно влияет на динамику его учебных, творческих достижений.
Прежде чем начать работу, надо настроить родителей на совместную работу с детьми, оказание посильной помощи и моральной поддержки. Помощь требуется на всех этапах работы: при выборе темы, при сборе информации и обобщении материала. При выборе темы тема должна привлекать, удивлять, вызывать интерес ребенку, увлекать его.
Наиболее успешные выступления детей - участие в Республиканском конкурсе ораторов памяти М.П. Ефимова, где Гоголев Вова занял III место с докладом “Таайым – дьикти киhи Дьэкиимэп Мэхээлэ”, Седалищев Сима занял III место с докладом “Норуот ейугэр - санаатыгар умнуллубат” (2009 г.). Участие на Региональных чтениях “Макаровские чтения” (2009 г.) дало следующие результаты: Гоголев Вова - диплом III степени, Макарова Сардана диплом III степени. Первое республиканское краеведческое чтение “Боло ааыылара” (2010 г.) Гоголев Вова - диплом I степени, Макарова Сардана диплом III степени.
Думаю что, по этой проблемой я буду работать дальше, искать новые методы, приемы, апробировать их своей практической работе с детьми и выявлять наиболее эффективные целесообразные из них.